Задание для Дольника. Маллар Ме

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
Маллар Ме
Конкурс Ритмический-14 Вольный дольник
*
Сегодня в центре нашего внимания Неурегулированный (вольный) Дольник.


Неурегулированный вольный (т.е. неравноиктный) Дольник –
вид тонического стиха (см. тоническое стихосложение ниже), в котором междуиктовый интервал колеблется в пределах от нуля до двух безударных слогов, а количество иктов (ударений) в строках стихотворения разное.
Важным условием отнесения стиха к ВД явл. тот факт, что чередование 1-сложных, 2-сложных интервалов между иктами, а так же кол-во самих иктов (ударений) в стихах является СЛУЧАЙНЫМ.


В случае, если в тексте, даже в пределах строфы, наблюдается фиксированная схема, определяющая порядок чередования интервалов различной длины, то это НЕ ДОЛЬНИК, а ЛОГАЭД.


Тоническое стихосложение — система стихосложения, основанная на примерно равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Тоническое стихосложение позволяет писать стихи в свободном стиле, благодаря не чёткому ритму, по звучанию приближая текст к прозе.


Расцвет дольников в русском стихосложении начинается в период Серебряного века, когда эту форму активно применяет целый ряд крупнейших русских поэтов (Брюсов, Блок, Ахматова, Гумилёв, Есенин и другие) и продолжается поныне.
Для интересующихся, ссылка на статью по теме Дольника –
http://stihi.ru/2007/06/23-2281
*
*
Теперь – ближе к сегодняшнему Конкурсу.


ТЕМА – СВОБОДНАЯ.
Задание:
написать стихотворение Вольным Дольником, в каждой строке которого от 1 до 5 иктов (ударных слогов).


Примеры:


… Это ты, горяча,
ошую, одесную
раковину ушную
мне творила, шепча.
Это ты, теребя
штору, в сырую полость
рта вложила мне голос,
окликавший тебя.
Я был попросту слеп.
Ты, возникая, прячась,
даровала мне зрячесть.
Так оставляют след.
Так творятся миры.
Так, сотворив их, часто
оставляют вращаться,
расточая дары.
Так, бросаем то в жар,
то в холод, то в свет, то в темень,
в мирозданьи потерян,
кружится шар.


Иосиф Бродский, 1981 г.


***
… Сегодня сидишь вот, сердце в железе.
День еще — выгонишь, может быть, изругав.
В мутной передней долго не влезет
сломанная дрожью рука в рукав.


Выбегу, тело в улицу брошу я.
Дикий, обезумлюсь, отчаяньем иссечась.
Не надо этого, дорогая, хорошая,
дай простимся сейчас.


Все равно любовь моя — тяжкая гиря ведь —
висит на тебе, куда ни бежала б.
Дай в последнем крике выреветь
горечь обиженных жалоб.


Если быка трудом уморят —
он уйдет, разляжется в холодных водах.
Кроме любви твоей, мне нету моря,
а у любви твоей и плачем не вымолишь отдых…


В. Маяковсий, «Лилечка!», 1916 г.


***
Лучше б я по самые плечи
Вбила в землю проклятое тело,
Если б знала, чему навстречу,
Обгоняя солнце, летела.
Анна Ахматова, 1944 г.


Схему всех примеров стихотворений чертить не буду, приведу лишь примерно схемы строк, где «1» - ударный слог, «о» - безударный слог:


1оо1оо1о1о
о1о1оо1
оо1о1оо1о1о
о1оо1


…и т.п.
*
*
Помните, что строки должны иметь НЕЗАКОНОМЕРНОЕ чередование односложных и двухсложных интервалов между иктами, оно является СЛУЧАЙНЫМ. Допускается и СПОНДЕЙ (два ударных слога подряд).


Строки с Акцентным ритмом (с межиктовым интервалом более 2х безударных слогов) МОЖНО использовать - НЕ БОЛЕЕ 2х строк в тексте.


АНАКРУЗА в дольнике может быть РАЗНОЙ В КАЖДОЙ СТРОКЕ.


Анакруза (греч. anakrusis — отталкивание) — метрически слабое место в начале стиха перед первым иктом (ударным слогом). Анакрузой также называют безударные слоги в начале стиха.
*
*
УТОЧНЕНИЕ Задания:


1. В каждой строке – от 1 до 5 иктов (ударных слога).
2. Меж-иктовый интервал – от 0 до 2 безударных слогов.
3. Анакруза должна быть переменной.
4. Допускаются в тексте не более 2х строк с пропуском иктов и межиктовым интервалом более двух слогов (акцентные).
5. Допускаются не более 2х строк классического ритма (дактиль, анапест, хорей, ямб и пр.)
6. Рифма может быть любой (женская, мужская, дактиллическая и пр.)
7. Строфика: пишем катренами или одной сплошной строфой.
8. Способ рифмовки: перекрёстный, парный (смежный), кольцевой (охватный).
9. Объём стихотворения – от 8 до 24 строк.
10. Все строки должны быть зарифмованы. Авторской разбивки строк (не оканчивающихся рифмой) не допускается.
11. Таким образом, КАЖДАЯ СТРОКА ДОЛЖНА БЫТЬ РАЗНОЙ ПО РИТМУ.
*
*
Особое значение в дольнике, и вообще – в тоническом стихосложении, приобретает рифма, именно на ней держатся строки, лишённые упругой ритмической поддержки. Собственно, все источники, исследователи непременно об этом говорят. Требования к качеству рифмы в тонике ПОВЫШАЕТСЯ.



Другие статьи в литературном дневнике: