••••••••••••••••••••••••••••••
1 «ступор длительный обуять сумеет ! -
умножаю сто, всего-то, - на нолик, -
валит навзничь разум всего сильнее
арифметика неофита, -
из ушей
пар –
несуразность доводит до колик!
травма мозга, – хоть новую память пришей...»
2 «... если яблок пять, если их умножить,-
почему же ноль в результате будет ???
где исчезают фрукты ? о, боже!
колдовство! нечистая сила всюду! -
как сие понять? - объясните люди!
а иначе, - я буду бить посуду....»
••••••••••••••••••••••••••••••
+
мегаполис
Николай Сыромятников http://www.stihi.ru/2017/10/03/9122 http://archive.li/QK4go
+
••••••••••••••••••••••••••••••
1 «... бригантины тонут... на дно морское
так похожи камни твои, мегаполис, -
клептоманом раковину раскрою,
я хочу украсть жемчугА поярче,
болью грусти городской переполнюсь,
буду знать, - что город внутри прячет...»
2 «как бы, дно морское, твои глубины
не скрывали в серебристую пену
плачи жалобные: «...мы не любимы!...» -
укоризну сирен смОгу, дымке сизой, -
со дна поднимается по ступеням
и камнем падает с кромки карниза»
3 «плач младенца, - каждый самоубийца
потерял надежду на дне стакана,
парапет отвесный сотрёт границы
кирпича, бетона, витрин стеклянных,
между явью воздуха и океана,
между смыслом
и бабочкой
на поляне.»
••••••••••••••••••••••••••••••
2 ... если яблок пять, если их/+--
почему же ноль в результате/+
где исчезают фрукты ? о, боже +
колдовство! нечистая/+
как сие понять? - объясните/+
а иначе, - я буду бить/+
••••••••••••••••••••••••••••••
+
••••••••••••••••••••••••••••••
... бригантины тонут... на дно/+-
так похожи камни твои,/+-
клептоманом раковину/+--
я хочу украсть жемчугА/+
болью грусти городской/+-
буду знать, - что город внутри/+
2 как бы, дно морское, твои/-
не скрывали в серебристую/+--
плачи жалобные: «...мы/+--
укоризну сирен смОгу, дымке/+-
со дна поднимается/+
и камнем падает с кромки/+
3 плач младенца, - каждый/+--
потерял надежду на дне/+
парапет отвесный сотрёт/+
кирпича, бетона, витрин/+
между явью воздуха и/+
между смыслом и бабочкой/+
••••••••••••••••••••••••••••••
Как вы видите, цифровое стихотворение в своих отрезках более определённо и в ударности, и в смысловой составляющей. Собственно, это на тему — как начать. Что важно. Только не все почему-то понимают, что сие значит. Да и я не совсем. Однако, не настолько, чтобы говорить — вообще. Ведь мы же пишем стихи словами. Которые, в тоже время идут на Размер. Абстрактный не абстрактный, но он есть. Однако, у нас, почему-то принято говорить только о Размере (если не о Метре, вообще). И то, в сугубо упрощённой форме. Тогда как, если взять первые строки двух стихов — написанных Сапфическим Метром — мы ощутим существенную разницу:
1 «... бригантины тонут... на дно морское»
2 «ступор длительный обуять сумеет !»
Если в первом случае, два первых удара создают метрически и по смыслу строгую полустрофу: «бригантины тонут» — 3- стопного Хорея; то во втором случае, мы имеем полустрофу лишь метрически заполненную: «ступор длительный» — Кольцов или 2- стопный Хорей с дактилическим окончанием. Вторые полустишия, рассматривать отдельно можно, но осторожно. В первом случае, предощущение стиха не позволяет ставить смысловой удар на первое слово и в тоже время, довольно сложно его обойти. В первую очередь, здесь, наверняка работает Звук — тонут-омут, дальше глагол, отвечающий на вопрос — что делают? — и сами бригантины дают возможность этому дну право на существование — бригантины...на дно. Поэтому-то, это дно, очень сложно не заметить, однако ты всё же не замечаешь и ловишь полустишие, по смыслу, как положено — Диподией — на дно морское. В итоге, строка пусть и не совсем стандартная, но структуры классической — 3/3 .Во втором случае, безо всяких размышлений — чёткий удар на слове – обуять. Однако где он находится этот второй удар? И структурно здесь выходит сложно — 4/1 . Вот метрические схемы этих строк:
оо1о1о/о1о1о
1о1оооо1/о1о
Небольшая перестановка слов во вторых полустишиях и... — оцените Ритмику 6- стопных Хореев:
1 Бригантины тонут на морское дно — сапфическая.
2 Ступор длительный сумеет обуять — камаринская.
Заметьте теперь плетение слов в выделенных отрезках двух стишей:
1 ... бригантины тонут... НА ДНО/
ТАК ПОХОЖИ КАМНИ ТВОИ,/
В первом случае, конец первой строк стиша переходит в начало второй его строки. Во втором случае, играют начала. И вот так, практически, каждая строка — со своей историей — на весь стиш. Тем-то и разница между ними. Ритмически, второй стиш можно представить себе в виде образа человека, попавшего под сильный ветер. Тот же вой, тот же путь, но ход другой. Однако замечу некоторые моменты.
•••
арифметика неофита, -
из ушей
пар –
•••
Здесь подскользнулся — после неофита. Но второй Ритм есть. Эта строка, всё же — Фалеха, а не Сапфо – оо1оооо1ооо1 – ритмически. А форма общая. Далее. Немного смеюсь. Вот этот — пар... —
•••
арифметика неофита, - из ушей пар –
•••
Честно, мой разум здесь завис. То ли ПАР — окончание ИЗ УШЕЙ, то ли продолжение в следующую строку. Ставлю на окончание. В любом случае такие окончания работают на продолжение — в данном случае здесь плетение Эпикрузы с Анакрузой. Не обращайте внимания. И, следующая строка — 3- стопный Анапест:
•••
несуразность доводит до колик!
•••
Но не 4- стопный Дактиль, который всё же метрически:
•••
пар – несуразность доводит до колик!
•••
Следом идёт брат 4- стопного Анапеста — 5- стопный Хорео-Дактиль, вида в_1 и структуры 2/3 :
•••
травма мозга, / – хоть новую память пришей...»
•••
Хотя, по мне, так и — ВШЕЙ. Но, — это дело такое. Итого, в первой строфе, мы имеем одну строку, строго — Сапфическую, две — общие – Сапфо-Фалех; одна, ближе к Сапфо (ХД5_а3) — так ведь? — первая, другая к Фалеху (ХД5_а2) — четвёртая. Одна строка Призрака (ХД5_а3)— вторая. Пятая, метрически — 4- стопного Дактиля. Шестая — ХД5_в1 похожего на 4- стопный Анапест с первым сверхсхемным ударением. Цельная схема, исключительно первых форм — исключая общие — будет такой:
Там, где ошибся, это Фалех (ХД6_а2) — 6- стопный. И самое главное, что начертил... Ох... Но это лирика. Перейдём лучше ко второй строфе. Здесь, практически везде — Сапфо – 7, 8, 10, 11. Девятая строка — 4- стопного Дактиле-Хорея — Дактильного Диметра, который и не Диметр вовсе — ритмически — ибо структуры 3/1:
•••
где исчезают фрукты ? / о, боже!
•••
ооо1о1о/о1о или 1оо1о1о/о1о
И последняя строка — дождались! — наконец-то — Фалеха:
•••
а иначе, - я буду бить посуду....
•••
Но такого, что тоже — не сыщешь — структуры 4/1 — оо1оо1о1/о1о . Собственно, если сказать ещё раз о ходе этого стиша, то он вот такой — структуры 4/1 – или больше-меньше и меньше-больше. Хотя Сапфо предполагает равность структур. В смысле, это её черта — так сказать — отражённая на сетке 11- сложников:
Если бы можно было исключить нарушения слогового объёма стиха, — Изосиллабизма, — можно было бы констатировать Итальянский 11- сложник. Однако, в принципе, это и так — к нему. Что первый — уже разобранный стиш, — что этот, оба — к Итальянскому 11- сложнику. На этом — всё.
Да вот. Ещё раз спасибо Николай! Однако, рубите корни итальянские! Потом — французские и испанские. И давайте знавать, если что. :-D
Рихард Мор 2 06.10.2017 12:40 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
Рихард, я в восторге !!!!
Сейчас буду изучать, а чуть позже - отвечу.
С превеликим уважением !!!!!!!
Николай.
Николай Сыромятников 06.10.2017 12:58 Заявить о нарушении / Удалить
Добрый день (вечер), уважаемый Рихард!
Ещё раз, большое Вам спасибо за такой кропотливый разбор. Очень благодарен.
Теперь по теме.
*
Но начну с того, что я не профи. Я архитектор. Стихи начал писать ещё в школе, на уровне «палка-селёдка» и несерьёзно, с большими перерывами. Точно также и в институте. Для себя это называл «запечатлеть впечатление» ))))
Дальше – больше. Начал читать теорию и серьёзных разных поэтов. Углублённо и заново всех отечественных и зарубежных насколько смог. Не обошлось без Драгомощенко и Транстрёмера.
На каком-то этапе надоело писать правильными размерами – заинтересовался дольником и акцентным стихом, греческой поэзией. А там – чёрт ногу сломит!!!
Вот такая история вкратце.
*
Теперь об этом стихотворении – «Умножение на ноль.»
Это – дольник, преобразованный 4-стопный анапест. Отталкивался я от этого.
Общая схема анапеста: оо1 оо1 оо1 оо1.
Общая схема дольника: оо1 о1 оо1 оо1 о.
Но я решил эту схему, по возможности, «расшатать», приблизить её к схеме акцентного стиха. Люблю такие эксперименты. Смотрю на стихотворение как на архитектурный объём, с его составными частями.
В данном случае даже переставил ударения. Но принципиальной схемы дольника придерживался.
Например стих «ступор длительный обуять сумеет» 1о 1ооо 1о 1о как бы «трансформированный» коренной, основной стих со схемой оо1 о1 оо1 оо1 о. Коренное ударение приходится на 3-слог. Пишу в основном на слух, изредка проверяю схемой.
И поскольку задача была - «расшатать», то каждая строка должна быть не похожа на остальные, по возможности.
Вот поэтому попросил Вас посмотреть и указать – правильно ли это? Мне кажется, что допустимо. Почему? Потому, что в целом добавляется выразительности. Сбивки ритма, синкопы и другие «неправильности» добавляют шарма и работают на образ. А Ваше мнение?
Стихотворение-то шуточное! Сбивки – передают взволнованность!
Точно так же и длина строки. Длина основной строки – 11, но иногда добавляется лишний слог, их становится – 12. Это не ошибка – это сделано сознательно. В дольнике это допустимо.
И последнее. «... из ушей пар...» ))))))
«ступор длительный обуять сумеет ! -
умножаю сто, всего-то, - на нолик, -
валит навзничь разум всего сильнее -
арифметика неофита, - из ушей
пар –
несуразность доводит до колик!
травма мозга, – хоть новую память пришей...»
Рифма « из ушей-пришей», зря я снёс « из ушей» в следующую строчку, эта перестановка вводит в заблуждение, «пар» нужно выделить в отдельную строку.
*
С благодарностью Вам,
Николай.
Николай Сыромятников 06.10.2017 15:25 Заявить о нарушении / Удалить
... и здесь "из ушей пар" - сознательная, сбивка ударения...
Николай Сыромятников 06.10.2017 15:41 Заявить о нарушении / Удалить
Николай!
Всё нормально. Ну шо же вы. :-D Один момент, если вы архитектор, то вы должны понять кое-что. Смотрите:
Первая Стопа, у всех — Пиррихий. То есть, 5- стопный Хорей это не Анапесто-Ямб:
оо1 о1 о1 оо о1 о
Как и все Хорео-Дактили не Анапесто-Ямбы.
Но по-прежнему эти Логаэды понимают неправильно. А именно, думают, что вторые формы этих Логаэдов, есть первые. Это не так — это вторые формы этих Логаэдов:
И так далее... — всего, в каждом 5- стопном Размере — 16 форм — кину вам заготовочку:
••••••••••••••••••••••••••••••
ФОРМЫ РАЗМЕРОВ (как силлаботонических, начинающихся с 2- х Стоп так и силлабометрических, начинающихся с 3- х Стоп) — от 2- стопного до 7- стопного:
На случай, если вы, вдруг думали, что это за — а1... б3... — и так далее. Подставляйте слова — и пишите стихи!:-D Не знаю, насколько архитектура, но — архитектура. :-D Симметрию построения, я думаю вы видите. Правда, её надо дополнить. Против каждой написать — дольниковые и тактовиковые формы. Они видны. Например, если рядом стоят три Хорея — это потенциально тактовиковые формы Логаэдов. —
•••
03_хххДхх_а4
•••
08_хххДДх_б2/1
•••
Видите? Меняешь средний Хорей на Пиррихий и получаешь интервал в три безударных слога:
•••
03_хпхДхх_а4
•••
08_хпхДДх_б2/1
•••
1о001о1оо1о1о
•••
1о001о1оо1оо1о
У вас, чисто теоретически — Тактовик. Потому что Сапфический Метр — тактовиков. Другое дело, что он бывает настолько строг, что про него этого не скажешь. Например, оцените — Околосапфический Дольник:
http://www.stihi.ru/2013/09/12/7103
••••••••••••••••••••••••••••••
Ей не надо было искать предлога.
Незаметно уйти - это данность свыше.
И она любила молчать о многом
В предрассветный час прощаясь с Парижем.
Палантин полумрака набросив на плечи,
В невесомом маленьком черном платье
Уходила так, как уходит женщина,
Чтобы снова вернуться в его объятья.
Аромата шлейф был едва уловим.
Он узнать его мог среди всяких прочих -
Сладковатой неги прохладный дым -
Этот запах духов настоящей ночи.
••••••••••••••••••••••••••••••
И — Околосапфический Тактовик:
http://www.stihi.ru/2014/07/17/887
••••••••••••••••••••••••••••••
ночь шуршит, шипит, говорит: "шшш!",
мотыльком кружит, фонарем мигает...
и такая синь кругом, такая тишь,
что и ночь сама показалась раем.
будто мир вчера не взорвало к черту,
и никто не умер, не лишился сна.
я смотрю во тьму, вижу я субботу,
день седьмой, покой, да цветет джаннат,
да текут фисон и ефрат, и тигр,
мотылек в стекло бьется, как блажной.
мне совсем-совсем не до этих игр.
но вокруг так ясно и так свежо.
все шуршит, шипит и тихонько дышит,
и колышет грудь этой ночи дождь,
мотыльком летит - да все выше, выше...
я дышу, я вижу, и проходит ночь.
••••••••••••••••••••••••••••••
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.