Мераб мамардашвили. цитаты.

Николай Сыромятников: литературный дневник

*
*
Советский философ. Профессор МГУ, доктор философских наук.
*
*
*
*
Человек есть усилие быть человеком.
*
*
— в искусстве и в философии человек занимается в конечном счете одним и тем же: от-дает себе отчет о самом себе.
— акт мысли совершается в поле глобальных«связностей» сознания, существует внутрен-няя схема самосознания, внутренний образ мыслителя.
— самосознание фиксируется определенным образом и в стилистике и в самом содержа-нии творчества.
— нравственные мотивы творца непосредственно зависят от того, какой образ самого се-бя он строит
— дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно.
*
*
Раб — тот, кто не решился умереть.
*
*
Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идёт в направле-нии смысла.
*
*
Великодушие — это допущение того, что может быть что-то другое, чем мы сами, и что нельзя требовать, чтобы мир соответствовал нашему или вашему уровню развития, нашим представлениям, нашим желаниям и нашим мыслям. Мир существует независимо от нас, и он гораздо больше нас и от нас требует приятия или, как говорил Декарт, великодушия. Что такое великодушие? Великодушие — это великая душа, способная вместить другое, не дрогнув. События в мире, в том числе и события в мысли, не обязаны быть нам прият-ными, не обязаны нас ублажать.
*
*
Оглянитесь вокруг себя и вы увидите общество дебильных переростков, которые так и остались в детском возрасте, которые воспринимают весь окружающий мир как-то, в чём что-то происходит по отношению к ним. Не само по себе. Даже цветок в мире, с точки зрения ребёнка, не растёт сам по себе — как автономное явление жизни. Или — вокруг темно и копошатся демоны, которые окружают их светлый остров, — конспирации, заго-воры, намерения по отношению к ним. Первый же философский акт вырастания состоит в следующем — кстати, я сейчас вспомнил фразу, которую в своё время сказал Людвиг Витгенштейн: мир не имеет по отношению к нам никаких намерений. Это — взрослая точка зрения. А ведь взрослые могут вести себя по-детски — вспомните, что один пер-сидский царь, которому было угодно завоевать Грецию, отправил флотилию в Грецию, а в это время разбушевалось море и потопило всю его флотилию. И он приказал высечь мо-ре. Смешной акт. А подумайте о себе, сколько раз мы высекаем море, или высекаем мир, потому что нам кажется, что у мира были по отношению к нам намерения.
*
*
Человек сам должен создавать в себе атмосферу, которой он дышит. Она ему не дана. Он должен сам создавать или добывать те книги, которые ему никто на подносе не принесёт, сам получать информацию, которую ему тоже никто на подносе не принесёт. Разными путями — потому что когда начинаешь шевелиться, то в итоге жизненный контур скла-дывается.
*
*
Бытие — это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!
*
*
Поэзия - это чувство собственного существования. Мир не есть. Мир происходит.
*
Мераб Мамардашвили. О жизни(15.09.1930 - 25.11.1990) - советский философ, доктор философских наук. Сквозная тема философии М.К. Мамардашвили - феномен сознания и его значение для становления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что настоящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире. http://emosurf.com/post/6535
Мир не есть. Мир происходит.
*
*
ПОЭЗИЯ — ЭТО ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ.
* * *
Природа не делает людей, люди делают себя сами.
* * *
Свобода — это когда свобода одного упирается в свободу другого и имеет эту последнюю своим условием.
* * *
В философии свободой называется внутренняя необходимость. Необходимость самого себя.
* * *
Бытие — это то, чего никогда не было и никогда не будет, а есть сейчас!
* * *
Именно потому, что мы не можем быть богами, мы можем быть нравственными, именно потому, что есть полнота вины, мы можем быть ответственными, то есть свободными.
* * *
Если человек отправляется от точки, в которой знание не помогает, он идет в направле-нии смысла.
* * *
То, что необъяснимо (т.е без причины) болит, и есть «душа», по определению. И человек испытующий есть человек в поисках своей души.
* * *
Человек не может выскочить из мира, но на край мира он может себя поставить.
* * *
У Канта мышление сводится к трём правилам. Первое правило: мыслить самому; второе — мыслить так, чтобы быть способным смотреть одновременно на мыслимое или на своё дело глазами другого. И третье правило: мыслить непротиворечиво.
* * *
Только то, что не является ничем из того, что мы видим, есть бытие, бытие того, что мы видим.
* * *
Пытаясь прояснить для себя, что значит эта радость, Пруст на первых порах понимает од-но: она — признак истины. Но перевернем фразу: то, что истинно, вызывает радость, ко-торая ничем конкретным не обоснована. Эта радость не оттого, что ты, голодный, съел печенье и стал сытым. И не оттого, что увидел какие-то три дерева. Это радость состоя-ния, которое является твоим свободным состоянием, но возникло оно из твоей же соб-ственной жизни. Значит, истина появляется тогда, когда твоя, действительно тобою ис-пытанная жизнь как бы всплывает в тебе очищенная и ясная. Она — твоя.
* * *
Мир необратим, и то, что не извлечено сегодня не будет извлечено завтра. Более того, из-влечь можешь только ты. Положиться на другого нельзя, потому что у него нет твоей темноты, а извлечь можно только из своей темноты, — у каждого темнота своя.
* * *
…поле нашего глаза бесконечно, и в этом поле мы видим то, что видит глаз. Но пред-ставьте стенку аквариума, в которой бесконечно отражается вода самого аквариума, — рыба не видит стенки, она бесконечно видит только воду. Потому что если бы она увиде-ла стенку, то увидела бы и то, что она — в аквариуме. А она не видит, что находится в ак-вариуме.
* * *
А реальность врывается в аквариум или в мир рыбы, или в мир влюбленного, подобно то-му как в реальном, действительном аквариуме появляется рука человека и вынимает рыбу из воды, которая ей казалась единственной и бесконечной. Куда бы она ни посмотрела — везде была вода, а тут вдруг — рука появилась и вынула ее из аквариума.
* * *
…один фундаментальный закон нашей жизни. Он состоит в следующем: к сожалению, мы почти никогда не можем достаточно взволноваться, чтобы увидеть то, что есть на са-мом деле. Увидеть облик реальности.
* * *
__________________


Справка.
Мераб Константинович Мамардашвили (15.09.1930 — 25.11.1990) — советский философ, доктор философских наук. Один из основателей Московского методологического кружка. В 1968—1974 — заместитель главного редактора журнала «Вопросы философии». По идеологическим причинам 1974 был уволен с этого поста. Философская и просветитель-ская деятельность Мамардашвили сыграли огромную роль в становлении независимой философской мысли в СССР.
Большое духовное и образовательное значение имели его курсы лекций по философии, на психологическом факультете МГУ, во ВГИКе, на Высших режиссерских курсах, в Инсти-туте общей и педагогической психологии АПН СССР, в других ВУЗах страны, а также многочисленные интервью и беседы, записанные в годы перестройки (1985;1990). Сквоз-ная тема философии М.К. Мамардашвили — феномен сознания и его значение для ста-новления человека. Он разделял философию и философские системы, полагая, что насто-ящая философия ставит целью обретение человеком устойчивости в меняющемся мире.



Некоторые комментарии
*
…А здесь так тихо! Чей-то вздох усталый
Не потревожит память спящих лет.
Нет, не прошли они, они — остались,
А ты — прошёл, едва наметив след…


Благодарю за удовольствие встречи с Мерабом Мамардашвили! Мне он раскрыл суть многих процессов, явлений потока жизни, содержание взгляда на природу мышления. Разрешайте себе дарить нам встречи с умнейшими из умнейших. У нас совсем мало вни-мания к философии дела, которым заняты, к философии личности.


Дорогие люди, все мы такие разные, давайте будем добрее друг к другу. И давайте не бу-дем судить, как рубить с плеча. Разве можно по афоризмам, надерганным не весть откуда, судить о философе?! Я немножко общался с Мерабом Константиновичем. Это было со-знание на голову выше многих и многих, не говоря уже обо мне. Это был философ от бо-га, а то и мудрец. Говорил он, кстати, лучше, чем писал. Так что не судите строго по этим «афоризмам». Послушайте лучше его редкие видео на ютубе. Бог вам в помощь, позна-вайте, любите, дышите полной грудью. Да пребудет с вами доброта и дружелюбие!


Много пессимизма, на мой взгляд! Смешно, но мне больше нравятся высказывания Со-крата, вот уж философ на все времена!


1 нед. 8 — 3
Грустно читать комментарии! Порадовали те, в которых люди искренне пытались ПО-НЯТЬ смысл написанного Мамардашвили. Философия — это сфера творческой мыследе-ятельности человека, поэтому каждый в процессе прочтения и осмысления текстов стре-миться СОЗДАТЬ свое понимание, т. е. тот смысл, который значим лично для него. Кста-ти о Сократе. Девизом его философствования было высказывание, высеченное над входом в дельфийский храм: «познай самого себя». Познавая себя, мы каждый раз умираем и за-ново рождаемся, но уже другими, более совершенными (надеюсь). Поэтому Мамарда-швили, дополняя Сократа, прав: философствование — это размышление о смерти…


Слова, это всего лишь указатели направления, они обусловлены огромным количеством обстоятельств, и не могут однозначно отражать истину, Истиной или в истине можно только быть, именно поэтому любые слова проверяются бытием, даже не деланием, дела-нием одна форма проверяет другую форму на практике, на концептуальность. В филосо-фии Запада отсутствует жизнь вне формы, однако вне мыслительная «философия «суще-ствует в Восточной культуре тысячи лет, и в этом смысле наш общий друг, просто не све-дущ, и в целом, в ЦЕЛОСТНОСТИ, не состоятелен, как и вся формальная философия, «философия формы «. Попробуйте Экхарт Толле «Сила момента сейчас », может для ко-го-то это станет откровением бытия, …как для многих, в том числе и для меня. С уваже-нием ко всем,
Правота, это оценочная категория, зависит от эксплуатируемых концептов и парадигм, в жизни нет никакого смысла, поскольку смысл, это продукт мышления ума, а с умом че-ловек не рождается, он его обретает в социальном взаимодействии. Ум это иллюзия, у не-го даже нет субстанции, мозг человека это субстанция сознания, а не ума. Сознание от-ражает через сенсорику то что есть, а ум отражает то, что думает о том, что есть, и ду-мать он может всё что угодно, сколько умов (людей с индивидуальными умами) столько и мнений. Философия за тысячи лет так и не решила однозначно основные проблемы, у слова жизнь даже нет приемлемого для всех определения. В жизни можно быть, но знать жизнь невозможно, многие путают события и обстоятельства жизни с самой жизнью, в том числе и наш общий друг. Философия изживёт сама себя за ненадобностью, Люди только начинают осваивать трансцендентную зону бытия за пределами ума и материи в целом, и впереди планеты всей в этой области, надо полагать Экхарт Толле, есть смысл с ним познакомиться, я от него балдею, … в духовном смысле, в бытийственном, и вне ума, интуитивно спонтанно и не личностно, «я «это вынужденное обозначение «себя любимо-го «только для коммуникации. Рано или поздно Экхарта Толле будут преподавать в об-щеобразовательных школах, или что-то на его базе.


Вот пример ограниченности слов и разделения ими единого в попытке ухватить, описать это единое. Слова, как кирпичики: могут ли кирпичи отразить чувства бушующего моря или движение речки, — разве что зимой, когда вода замерзнет… Мир одновременно и ЕСТЬ, и ПРОИСХОДИТ, СТАНОВИТСЯ. Есть движение, жизнь, изменения. Ни одно условие не остается неизменным. И у человека все меняется, и человек меняется (меняет себя, — осознанно ли? Понимая ли, что зачем?): источник своей жизни, своей радости, своего счастья.
*
*
Человек сам должен создавать в себе атмосферу, которой он дышит. Она ему не дана. Он должен сам создавать или добывать те книги, которые ему никто на подносе не принесёт, сам получать информацию, которую ему тоже никто на подносе не принесёт. Разными путями — потому что когда начинаешь шевелиться, то в итоге жизненный контур скла-дывается.
*
*
Человек начинается с плача по умершему.
*
*
Дьявол играет нами, когда мы не мыслим точно. Точность мышления есть нравственная обязанность того, кто к этому мышлению приобщен.
*
*
Скажем, вот этот магнитофон, он явно не произведен от начала и до конца одним лицом, ремесленником. Где он сложился в целое? Он сложился в целое в каком то анонимном для каждого в отдельности пространстве. Раньше интеллектуальный труд был лишен та-ких признаков мануфактуры, и тем более, конечно, фабрики, а сейчас мы имеем дело с фабриками не только в науке. А в науке они есть, есть разделение труда, такое, что один занимается чем то одним, второй чем то другим, и, как это сходится вместе, никто не знает, потому что третьего ведь нет, третий анонимен, у него нет лица.
*
*
Когда рабби не знает, что ответить на вопрос, или не хочет на него отвечать, он всегда говорит: «Let me tell you a story», иными словами, он рассказывает байки.




Другие статьи в литературном дневнике: