Литературный путешественник Сергей Пиденко

Сергей Пиденко: литературный дневник


Презентация книги-новинки тольяттинского автора - «Прогулки по крепостной стене» - в библиотеке «Фолиант» МБУК ТБК.



15 февраля 2015 года в Литературном клубе «Прикосновение» библиотеки «Фолиант» состоялась презентация второй книги тольяттинского литератора Сергея Пиденко.


Первый поэтический сборник Сергей Викторович издал в Белоруссии, а вторая книга - «Прогулки по крепостной стене» (2014.- 160с.) - вышла в Тольятти в серии «Библиотека альманаха «Графит»». Она представляет писателя во многих ипостасях и является, по сути, избранным за более чем 30-ти летнюю творческую жизнь.


Думается, что книга будет интересна самому широкому кругу читателей уже потому, что в ней есть и повесть («Я тебя от беды отмолю»), и рассказы («Ожидание», «Серебряная труба Арама», «там, за морями», «Камень», «За железной калиткой памяти», «Я жил в солнечном городе», «Южный крест», «Картонная коробка на дороге»), и стихи, и небольшие трехстишия - хокку, и даже интервью издателя книги Сергея Сумина с автором («Допрос с пристрастием»).


Родился Сергей Викторович в 1960 на Дальнем Востоке. Жил, учился, служил в армии… Работал в Средней Азии, на Дону, в Тольятти, Казахстане, Москве, Ленинграде, Хакассии, Белоруссии, на Диксоне...


Принимал участие в издании нескольких книг белорусских и тольяттинских авторов. Печатался в белорусской и российской периодике, в т.ч. в тольяттинских изданиях «Город», «Графит», «Литературный проспект», в местных газетах «Вольный город» и «Площадь свободы». Долгое время руководил клубом авторской песни «Бардовская среда».


Среди увлечений - история космонавтики, пеший и горный туризм, сплав по горным рекам.


На презентации книги Сергей Пиденко - литератор, бард, литературный критик и немного переводчик - человек, одинаково талантливый как в поэзии, так и в прозе, рассказал о себе, о своем отношении к творчеству, о работе в качестве переводчика и редактора, а также прочел новые стихи, исполнил под гитару песни собственного сочинения, ответил на интересующие публику вопросы.


ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ ПО ПРОЧТЕНИИ


Есть такое архаичное понятие - «теплород». Во времена М. Ломоносова так называли некую необъяснимую, загадочную материю, способную породить теплоту. Вот таким теплородом пропитано творчество Сергея Пиденко. Его повесть и рассказы уютно читать, сидя в кресле, поставив ноги на паровую батарею. А песни под гитару заставляют задуматься о том, почему нам сегодня так нужны стихи.


Чем больше развивается цивилизация, чем меньше остается не заасфальтированных дорог и не отравленного выхлопами воздуха, тем притягательнее и дороже делается для человека все натуральное, естественное, безыскусное - чистая вода, прозрачный воздух, родная живая речь, как у Сергея Педенко - как мы соскучились по всему этому!


Многие вещи в его книге тревожат, ранят, они представляют собой попытку по-своему отразить современную жизнь. Автор хочет разглядеть современных героев и пишет легко, лаконично, ярко. Пишет, как говорит, а говорит простым и понятным каждому языком. В нем и привлекает эта соседская близость и задушевность, органичность речи и кажущаяся легкость слов. Слова будто соскальзывают с пера.

…Давно уже я так светло не улыбалась, как при чтении творений Сергея Пиденко. Его проза - это сплав биографии, воспоминаний, художественного вымысла, приключений, житейских злоключений, любовных историй, которые случаются с каждым, но, описанные Пиденко, они не оставляют удручённости, тоски, внутренней тревожности, наоборот, вызывают улыбку.

Сама интонация, неторопливая, с далеко призатаённой усмешкой, доверчиво приятельская, - это чувства дружественного, открытого человека. И, если человек живёт, пока его помнят, то на страницах своей книги автор в собирательных образах сохранил для будущего десятки людей, знаменитых и скромных по таланту, которые обитали рядом с нами; они было выехали из памяти, но Сергей Пиденко их вернул, оживил и вызволил из беспамятства.


«ЧЕЛОВЕК - ЭТО УСИЛИЕ»


Все истории в книге - психологически точные, человечные и одновременно потрясающе захватывающие. Автор явно тяготеет к классической линии русской литературы, недаром И.Бунин, Ф.Достоевский и Д.Быков являются его любимцами! Он умеет передать в своих произведениях и боль утраты, и глубинное одиночество, и печаль любви, и радость встречи!


Герои его произведений глубоко сочувствуют общему строю жизни, умеют сопереживать чужой боли, умеют приходить на помощь в самые трудные минуты жизни. Они - люди интеллигентные, тонкие, даже где-то мягкие, добросердечные, во многом похожие на самого автора.


Сергей Пиденко считает, что для писателя важнее темы сочувствия, сострадания другим людям, темы сохранения человеческого в человеке трудно найти. Вот как он сам говорит об этом:


- Сегодня во имя высших идей или возврата к корням многие склонны отбрасывать собственно то, что и делает человека человеком, - понимание, сопереживание, со-чувствие, умение услышать боль или радость того, кто рядом, восприятие собеседника ли, соперника, как другую полноценную личность, другой сложный мир, имеющий неотъемлемое право на сосуществование рядом с тобой по своим, ему присущим законам. Это, конечно, неимоверно трудно, но любимый мой философ Мераб Мамардашвили говорил: «Человек - это усилие».


ТО, ЧТО НЕ ДАЕТ ВРАТЬ


Большое место в творчестве нашего гостя занимает тема детства.


- Я далек от ностальгии по детству, - объясняет он свою позицию, - хотя у меня было вполне благополучное детство, обычное для 60-70-х годов, и хорошие родители. Не часто вспоминаю о нем, так уж получается, дорога остается за спиной, о ней нужно помнить, но не волочить за собой. Хотя именно в детстве мы получаем наибольшее количество впечатлений, формирующих нас, фиксируем какие-то опорные точки наших представлений о миропорядке.


И потом, сталкиваясь с испытаниями во взрослой жизни, принимая важные решения, делая серьезный выбор, мы соотносим свое поведение (часто на уровне подсознания, рефлекса) не только с нынешними нормами, но с императивами, корни которых там, в детстве. Но каким непостижимым образом вырастают эти императивы на тех корнях? Пережитое в детстве предательство может откликнуться твоим предательством сейчас, а может - его органическим неприятием.


Я вот помню один из моментов своей детской трусости, мне было лет 6 или 7, когда я чем-то приглянулся пилоту вертолета, севшего неподалеку от нашего поселка, и он пригласил меня, единственного из двух десятков мальчишек, сесть в кабину, посмотреть на нее изнутри. А я испугался.


И мне все кажется, не струсь я тогда, жизнь моя была бы иной, не лучше-хуже, просто - иной. Временами, когда я пишу, нащупываю эти узловые точки в детстве, что откликаются важными поступками взрослых людей, пытаюсь понять, откуда и как растет человек. Помогает ли это мне, как литератору, не знаю, но вот врать точно не дает.


«МИР ЛЕЧИТЬ ЛЮБОВЬЮ - ЭТО В НАШЕЙ ВЛАСТИ»


Сергея Пиденко можно назвать очень внимательным литературным путешественником. И он из тех поэтов, кто хронически не переносит несерьёзного отношения к жанру поэзии. Его стихи - это плод многолетней поэтической работы, этап одинокого и сосредоточенного пути. Для него каждый стих - это как новое место для путника. Аж дух захватывает оттого, как интересно и заманчиво изучать мир, всё стоит отложить, чтобы сплести фрагмент этого мира из слов.


И хотя на свете жить совсем не просто,
Мир лечить любовью - это в нашей власти.
Знаешь, там, за тучами - такие звезды!
И так много жизни впереди для счастья.


Поступь нашего поэта в русской поэзии чеканна и основательна. И, в конце концов, она, наверняка, приведет её обладателя к тем вершинам, после которых уже не нужно тянуть себя в гору. Потому что для Сергея Пиденко поэзия - это не просто хобби, это - занятие, достойное настоящих мужчин. По текстам видно, что он не только пытается пропустить через себя весь русский позитивный поэтический опыт, но и окрасить каждое слово своей неповторимой интонацией.


Деревья роняют листья -
так люди надежды теряют.
Боюсь наступить -
вдруг под моими ногами
окажется чья-то надежда?


На мой взгляд, Сергей Пиденко - поэт, обладающий едва ли не самым изысканным поэтическим вкусом среди тольяттинских поэтов последнего советского поколения. Он из тех стихотворцев, которые видят в русской природе не недвижимую красоту, а нечто звучащее контрапунктом к человеческой судьбе. Он живёт и дышит полной поэтической грудью, наслаждаясь богатством красок и переживаний.


А еще он - очень чувственный поэт. Его лирические откровения строятся не на надрыве, а на тонких нюансах. При этом мастерство не бросается в глаза. Он плетёт кружева своих строк неспешно, не напоказ.


Сердце мое улеглось
В теплых твоих ладонях.
Словно осенний лист…


***


Яблоня в зимнем саду -
в небо вмерзли черные ветви…
Я-то знаю, какой она будет весной.


Это - стихи человека, переработавшего свой жизненный опыт в сияющие смыслы. И этот человек заслужил своё счастье, равно как и то, чтоб этим счастьем поделиться на страницах книги.


Ты говоришь, что хочешь всем добра,
но ни один тобой не осчастливлен.
Ты ввысь летишь, но чьи украл ты крылья?
Ты строишь храм, но это лишь мираж.
Тебе светло – кому светло с тобою?
Ты столько взял – кому сумел отдать?
Ты полон сил вперёд и вверх шагать –
взгляни, что ты оставил за спиною?
Ты благодарности не утаишь,
а кто тебе хоть чем-то благодарен?
Ты говоришь: мне целый мир подарен.
Прекрасно! Где тот мир, что ты даришь?
И если ты от счастья в небесах,
Взгляни вокруг: кого ты поднял в небо?
Кому твои слова важнее хлеба?
Какой огонь горит в его глазах?
Ты так готов подставить всем плечо...
Не лги себе: оперся ли хоть кто-то?
(Одной руки достаточно для счета.)
Да, жизнь идёт. Но ты в ней – ни при чём.
И как бы ты высоко ни парил,
и как бы ты в себя ни углублялся,
ты зря, увы, трудился и старался,
не то, не так и не тогда творил.


Как хорошо, что нашему поэту не приходит в голову, подобно многим, уродовать поэтическую ткань экспериментами. Он никогда не сомневался в правильности выбранного пути, а путь этот лежит от русской чистоты, от вкуса свежего молока, от волнующего взгляд простора наших равнин, от неприхотливости обихода.


Но самое ценное, что, наверно, есть в Пиденко, - это то, что в могучем русском поэтическом океане, в котором так легко захлебнуться, он держится на своей волне, не соскальзывая с неё ни в банальность, ни во вторичность.


Пусть я и не бессмертен,
всё равно не умру.
Росы летних рассветов
я в ладонь соберу
На ромашковом поле
прикрою глаза…
Жаль, что в этом раздолье
раствориться нельзя.
Жаль, что над ковылями
не взлететь мотыльком…
…погрущу об ушедших
и не вспомню, о ком.
И меня не припомнят,
вспоминая в бреду,
как из сумрачных комнат
я однажды уйду,
чтобы не возвращаться
ни в себя, ни во прах,
чтобы не воплощаться
ни в делах ни в словах.
Просто в августе выйти
в сад, каменья, траву,
плеск волны, крики птичьи,
облака, синеву …


ДЕЛАЮ ДЕЛО, НЕ ОЖИДАЯ НАГРАД


Гражданская поэзия Сергея Пиденко - это одно из русских зеркал, и отражение в нём всегда благородно, хоть и несколько печально. Его стихи звучат не горохом в пустой кастрюле, как у некоторых записных ура-патриотов, а разливаются бесконечным родником.

Ах, Россия…


Тих сегодня рассвет, как ни странно,
И умыт дождем, а не кровью…
Ах, Россия - открытая рана!
Здесь вся жизнь – ожидание боли.
Из руин и с колен поднимаясь,
Ты надежду на мщенье хранила,
И врагов с новой силой искала,
И, конечно, врагов находила.


Враг кругом. Где же братья, Россия?
А в ответ – то ли вздох, то ли шорох…
Выбираешь то правду, то силу,
И ни братьям, ни детям не сторож.
Побеждала и битой бывала,
Но – успех пережив и утраты –
Ты всегда виноватых искала,
Находя, как всегда, виноватых.


Пыль целую на отчем пороге…
Сын твой участи лучшей достоин:
Ты ж умеешь не рушить, а строить,
И растить, а не резать под корень!
Но взойдут ли тщетой ожиданья –
Мы привыкли мечтой не прельщаться
И не ждать от тебя оправданий.
Ты умела всегда оправдаться.


А любви – оправданья не надо,
Чтобы светлою верой пролиться,
Даже если на злобе распята,
Завистью и гордыней прибита.
И ложится под ноги дорога,
Ни душе нет покоя, ни телу…
Ты все ищешь путь праведный к Богу -
Дай же Бог, чтоб и это сумела.


Читая такие строки, ясно понимаешь, что, конечно, поэзия не делает поэта успешным в этом мире, но она дает другое - внутренний мир! На человека, имеющего этот «мир в себе», могут обрушиться и горе, и болезнь, и предательство: он не застрахован ни от чего, кроме одиночества. Такому человеку всегда будет «куда пойти»: внутрь себя. …И, если все люди научатся чувствовать, как поэты, мир изменится к лучшему.


Сергей Пиденко не предал своего времени, не отрекся от пережитого, потому что всегда идет, не примыкая к толпе, из кого бы она ни состояла. На шаг опережая происходящее, он живет предвидением и предчувствием. Верен тем, кого уважает, как бы ни ломались графики и краски времени. Ни с кем не враждует. Умеет отбирать, с кем общаться, а что игнорировать. Выдержка, спокойствие, умение проявлять здравомыслие в экстремальных ситуациях - вот главные качества Сергея Пиденко, литератора и человека.

Сегодня он - открытый миру, реактивный, остросовременный, целеустремленный, очень молодой духом человек. И он по-прежнему несет свою творческую «вахту».


Я у собственной жизни
время бездарно краду,
и мой дух здоровый дышит порой на ладан,
и, конечно, сердце моё с умом не в ладу…
Ну а многие могут похвастаться этим ладом?
Если о чём и жалею,
в том никого не виню -
Зря мне, что ли, даны душа, голова и руки?!
И если - что врать-то? - я умру не в бою,
то уж могу поклясться - не от зелёной скуки.
Делаю дело, не ожидая наград,
в небо смотрю, за журавлями следуя…
Гнётся ось вселенной,
а я посажу виноград
и от этой лозы молодого вина отведаю.


…Конечно, на Руси много писателей, хороших и разных, и в столице, и в провинциальном Тольятти. По разным причинам они спрятались, затаились в русском пространстве. Из-за трудностей с изданием бедные литераторы похожи по своей судьбе на бессловесного крестьянина, которому закрыты пути-перепутья…


И какое же это все-таки счастье, что хорошая книга нашла своего читателя! Дошла до него! Да еще попала в руки не в электронном виде, а именно в бумажном! Теперь и наши мысли будут такими же светлыми, как у автора, а они и есть начало всех наших светлых поступков, больших планов и больших возможностей для их осуществления.


16.02.15. Россинская Светлана Владимировна, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Тольяттинская библиотечная корпорация» e-mail: rossinskiye@gmail.com; Страница группы Вконтакте http://vk.com/library_foliant
#библиотекитольятти
#тольяттинскаябиблиотечнаякорпорация
#tbk




Другие статьи в литературном дневнике: