по следам странно или закономерно теперь Вера Матвеева. Ее стихи, ее исполнение завораживают с первой строчки, с первых аккордов листала сегодня свои любимые стихи..вышла на дневник - Радость Натали- https://www.stihi.ru/diary/gladness/2016-10-23 можно уйти по ссылке, но я размещу полностью у себя. Благо, что дневник позволяет и еще: она ушла 11 августа( как моя мама), и родилась в октябре..возможно, тоже, как мама. Просто точную дату не знаю, говорят, что вскорости после Покрова. Хрустальный голос Веры Ильиничны Матвеевой Всё утро в голове звучат песни Веры Матвеевой. А вот эти строчки из её песни "ОБЛЕТАЮ" стали для поклонников её творчества знаковыми: "...Ничего, что я растаяла - Знакомство с её голосом, с её творчеством началось много лет назад в КСП на Киевской, где я училась играть на гитаре, а занятия вёл уже и тогда знаменитый Александр Костромин. Тогда же мне посчастливилось купить две пластинки с песнями Веры Матвеевой и книгу её стихов и воспоминаний её близких людей, а потом и познакомиться с некоторыми из них, в том числе и с сестрой Веры Ильиничны – с Ольгой Ильиничной. Благодаря их рассказам, я прониклась ещё большими уважением и любовью к Вере Ильиничне Матвеевой. Родилась Вера Ильинична 23 октября 1945г. в семье военнослужащего в Хабаровском крае в г. Куйбышевка-Восточная Амурской области (ныне г. Белогорск). Необыкновенная одарённость Веры начала проявляться с младенчества, окружающие удивлялись и прочили ей артистическое будущее. В детстве Вера вместе со своей младшей сестрой Ольгой училась играть на фортепиано, сначала на дому у старенькой учительницы, а затем в музыкальной школе города Химки Московской области, куда семья переехала на постоянное местожительство.
«…Ее песни хочется слушать без конца, перелистывать, словно акварели. В них бьется живая поэзия: как пульс, как ветка на мартовском ветру, как чистый ключ в густом сумраке леса. Они скорее явление природы, чем словесности. Поэтому слушать их надо в тишине… …Считается, что фортепиано — трудный инструмент, и тому, кто его освоил, гитара нипочем, а посему многие дипломированные дарования впоследствии относятся к шестиструнке без особого пиетета. Мало кому дано превратить аккомпанемент в беседу, и лишь единицам — в волшебство. Вере это удавалось. «Снять» ее мелодию несложно, аккорды простые, но сделать так, чтобы она звучала, очень трудно. Куда-то исчезает легкость, звуки становятся тяжеловесными, теряется прозрачность. Получается самая обыкновенная музыка. Б-г знает, в чем тут загвоздка. Может, в особом, обостренном восприятии бытия, свойственном поэтам по рождению. Может быть, в предчувствии, в той самой интуиции судьбы, которая почти каждую Верину песню превращает в последнюю, то есть в такую, после которой дальше можно уже ничего не говорить. Эта отточенная завершенность образа пришла к ней после того, как был объявлен приговор. ...Вере было всего двадцать пять, когда врачи обнаружили у нее рак. Впереди было еще шесть лет — жизни, надежды, любви. Она так хотела ее, так ждала, вместе с героинями песен: Золушкой, Ассоль, Сольвейг; вместе со всеми своими рыбачками и танцовщицами... Любовь — это огонь, который не греет, на нем ни ухи не сварить, ни одежды не высушить. Он иной по определению: священный. Его назначение — только светить, в потемках мира, в глухой черноте одиночества указывая единственно возможную дорогу…»* Добавлю то, о чём не написано в цитируемой мной статье. Любовь пришла к ней внезапно, когда она уже и ждать её перестала… Это было на концерте в Одессе. Один из слушателей подошёл и сказал, что он – давний поклонник её творчества и посещал многие концерты в Москве… Лето было жаркое. Врачи запрещали Вере быть на солнце, а она так соскучилась по солнцу, по обычной жизни, да и счастье заслонило все опасения, все страхи, забылись все предписания врачей. К ней пришла долгожданная взаимная любовь. Они поженились. Но увы, счастье прервала болезнь… Солнце безжалостно пробудило все опасные клетки в организме Веры, которые дремали. Последние месяцы жизни Вера провела в мучительных страданиях. Умерла она 11 августа 1976 года, не дожив и до 31 года. А те 60 песен, которые Вера успела сочинить за свою короткую жизнь, позволяют говорить не просто о таланте, а об уникальном явлении в российском бардовском творчестве. Любовь, моя лодочка, не утони –
«...Она обладала невероятной чуткостью к слову, утонченным слухом, позволяющим творить музыку из всего: из настроения, из погоды, из чужих стихов. Вера пела стихи Окуджавы, Заболоцкого, Самойлова, Библа, Киплинга, с камертонной точностью улавливая их внутреннюю мелодию. Раза два ей довелось переложить на свою музыку тексты песен другой Матвеевой — Новеллы, которая к тому времени была уже известным, зрелым автором. Обычно такой шаг вызывает бурю негодования, но Новелле Николаевне Верина «Рыбачья песня» понравилась даже больше, чем своя. Вера была, наверно, единственная, кому удалось преодолеть границу, делящую бардовскую лирику на мужскую и женскую. Ожидание, любовь, разлука, надежда — все эти традиционно «женские» темы в песнях Веры оказались вынесены так далеко за рамки бытового контекста, что стали восприниматься как явления судьбы, общие для всего живого. От женственности осталась только Душа — существительное женского рода. Душа-странница, душа-печальница и утешительница. Да и что, в конце концов, есть у человека, кроме души? Песни Веры Матвеевой были сложены у края жизни, возле той кромки, за которой плещет волна неведомого. Фрейдист объяснит, что они были порождены естественным страхом перед смертью. Философ увидит в них попытку осознать и принять неизбежное. Поэты и музыканты промолчат, не желая солгать, потому что к этой грани каждый подходит в одиночку, без свидетелей. Родные, друзья, любимые — все остаются позади. Тот, кто оказался у края, обречен на одиночество. Веру Матвееву невозможно ни петь, ни слушать хором. Есть вещи, которые не открываются простым смертным иначе, как вместе с роковым знанием о собственной смерти. Одна из них — вкус к жизни. Не к радостям, не к удовольствиям, а к мгновениям, которых, кажется, так много в запасе у любого из нас, что и считать не стоит. К мелочам, вроде бегущей воды, облетающих одуванчиков, тающего снега. К череде случайных образов, ежедневно мелькающих перед глазами. Вера собирала все эти случайности, складывала — получались песни. Ни отчаянию, ни безысходности в них места не оставалось. У Веры была сильная воля. Сорваться в депрессию означало бы предать себя, отречься от музыки. Она очень хотела жить. «Вот придет август, и я поправлюсь», — говорила она, хотя уже несколько месяцев не поднималась с постели, руки переставали слушаться, и кроме чашки с минеральной водой она уже ни до чего не могла дотянуться. Это не было бессмысленным самовнушением. Вера не цеплялась за жизнь — просто жила, каждый отпущенный миг принимая с благодарностью, как драгоценный дар. Кажется, именно такое отношение к жизни все религии считают подобающим человеку. Хватит плакать, распахни глаза пошире, «...Есть логика земная, житейская. У нее свои крепкие основы и измерения: живи, пока можешь, а не можешь, — стало быть, смерть помиловала. И есть логика эстетическая, логика законченного художественного образа. Именем ее мы скорее соглашаемся с гибелью Ромео и Джульетты, чем представляем их любовь пропущенной через годы бытования. Любим-то мы тех Ромео и Джульетту, которые погибли в наивысшей точке любви. В Вериной судьбе все эти логики согласились» (Из воспоминаний Натальи Кирилловой, подруги Веры). ...Потрепанный зеленый томик с хрупкой женской фигуркой на обложке пятнадцать лет кочует со мной по всем моим адресам вместе с двумя кассетами, купленными когда-то в Центре авторской песни. Время бежит, дети мои растут с прямо-таки пугающей быстротой, друзей, словно ветром, разносит по свету, — и только высокий голос-колокольчик на пленке все тот же. Хрустальный голос Веры…»* ПРОГУЛКА ПО ГОРОДУ Вера Матвеева Не ищи меня, пожалуйста, Я ушла гулять по городу, И отсюда мне не выбраться - Если скажут, что погибла я, до 1972 БУДЕТ ЛАСКОВЫЙ ДОЖДЬ Вера Матвеева Будет ласковый дождь... И опустится ночь, Эти дни, словно сны, Все обиды стерплю — До октября 1972 ДЕТСТВО Вера Матвеева Оно вернулось вкусное, Из детства одуванчики Ах, злые одуванчики, До октября 1972
Вера Матвеева Я в дом войду уставшей, Потом и ты возникнешь И пусть часы и годы 1971 ОБЛЕТАЮ Вера Матвеева И по ветру полетят семена моей любви, Умирает и трава, осень - время похорон, 1972 ПОЗДРАВЛЕНИЕ С ВЕСНОЙ Вера Матвеева Напечалились довольно, Запах меда, запах хлеба, Поздравляю Вас с весною А потом набухнут почки Поздравляйте же с весною, 1974 Ты научись все уметь
ОБЛЕТАЮ Вера Матвеева И по ветру полетят семена моей любви, Умирает и трава, осень - время похорон, 1972
Вера Матвеева Я так хочу весну! Она мне снится по ночам, Я буду плыть и плыть, и где-то синева небес И стану я рекой, и во мне утонет ночь, Но что же ты молчишь? Ты поплывешь со мной Но я хочу весну, она мне снится по ночам, 1971 * Статья. Марина Гордон. «ЛЮБОВЬ, МОЯ ПТИЦА, КРЫЛА НЕ СЛОМАЙ...» ** Стихи Веры Матвеевой можно прочесть в Библиотека Максима Мошкова: Иллюстрация - РИСУНОК НАТАЛЬИ КИРИЛОВОЙ, подруги ВЕРЫ МАТВЕЕВОЙ. Рисунок помещён на обложку книги "Обращение к душе. Вера Матвеева". Московский городской центр авторской песни. Молодёжный центр АПН. Агентство печати Новости. Москва 1990. Составители книги В.А.Иванова, Ю.Н.Коновалова, А.Н.Костромин.
МАТВЕЕВА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА, известный бард МАТВЕЕВА ВЕРА ИЛЬИНИЧНА, известный бард (1945-1976). С 1981 г. в Подмосковье проходят туристские слеты ее памяти. Вышли пластинка-миньон (1979), альбом из двух пластинок (1989), аудиокассеты и книга "Вера Матвеева. Обращение к душе." АПН. Москва. 1990. http://baza.vgd.ru/post/1/21002/p66238.htm? И ещё ссылка на статьи о Вере Ильиничне Матвеевой:
© Copyright: Симмона Михпетова, 2020.
Другие статьи в литературном дневнике:
|