По конкурсу - Любовь нечаянно нагрянет
Мне всегда казалось, что любовная лирика - это самый распространенный жанр на нашем сайте - именно с него большинство авторов начинают свой путь в поэзию. И в этом нет ничего удивительного: когда еще, как не в состоянии влюбленности, человеку хочется выразить себя и легче всего сочиняются стихи, причем стихи , полные энергии - эмоциональные, искренние, рождающиеся без особых усилий! Я почти два года не предлагала этот жанр в ТМА в качестве конкурсного задания и подумала, что это неправильно: хочется и его рассмотреть, а заодно и расширить круг наших постоянных участников, среди которых, увы, не так уж много лиц, находящихся в состоянии влюбленности в настоящее время. В лучшем случае они могут представить на конкурс свои старые стихи, написанные тогда, когда они были влюблены. Жанр любовной лирики лучше всего удается тем, кто охвачен чувством, этим особым состоянием души, к сожалению, не длящимся долго. Согласно конкурсному заданию требовалось представить стихи о любви, написанные в жанре любовной лирики и раскрывающие фразу «Любовь нечаянно нагрянет». Стиль письма и содержание могли быть разными (все мы переживаем и описываем свои чувства по-разному!), главное, чтобы стихи были написаны правильным литературным языком, желательно с умелым использованием подходящих для раскрытия содержания средств поэтической речи. Любовная лирика, так же как и пейзажная, неразрывно связана с литературным образным, иногда даже возвышенным стилем речи. Всякие банальности, пошлый юмор, любой сниженный стиль речи в этих жанрах не уместен, это не только не годится, но и убеждает читателя, что стихи сочинены не о любви, а о чем-то другом - о поиске партнера для развлечения, о собственных эгоистических желаниях, о кратковременных страстях или о холодной рассудочности и надуманном "красивом" пустословии на тему любви - о чем угодно, но только не о высоком чувстве. По стихам всегда видно, в каком состоянии души они написаны. Единственное исключение - наличие у автора актерских способностей перевоплощаться в любой заданный образ и сочинять то, чего в настоящий момент нет. Но это не всем дано. Таился в этом конкурсе и некоторый подводный камень. Нужно было уметь отличать жанр «любовной лирики» от жанра «рассказа в стихах». В последнем рассказывается о чьей-то любви или автор вспоминает и выносит суждения о том, что было и к чему потом пришло, или просто мудрствует на тему любви. Таких рассказов о любви вместо любовной лирики (искреннего, доверительного монолога в первом лице) было предложено на конкурс довольно много. Названию конкурса соответствовала только ТЕМА стихов - стихи были про любовь, но не соответствовал ЖАНР - любовная лирика. Кстати, кто-нибудь из вас еще помнит определение лирики? Лирика, точнее, лирическая поэзия — это род литературы, воспроизводящий субъективное личное чувство (отношение к чему-либо) или настроение автора. Поэтому почти всегда истинно лирическое стихотворение пишется от первого лица единственного числа (от имени Я, а не МЫ или ОНИ). При этом Я - не обязательно автор стихов, это может быть и лирический герой (героиня) стихотворения. Сделаем вывод. Стихи, в которых автор рассказывает о любви, совершенно не обязательно написаны в жанре любовной лирики. Очень часто это совсем другие жанры, в том числе, и шуточные. Чаще всего - "рассказ в стихах". Покажу это на конкретном примере произведения одного из конкурсантов: 11. ОДНАЖДЫ… ВИТА ОСЕННЯЯ Она влюбилась в приятный голос, Ошибка женщин – любить ушами, Но вдруг однажды под дерзким взглядом Выразительные и умные стихи, но это рассуждения о любви, а не любовная лирика. По части качества стихов - отлично, все понравилось, кроме разве что «лав стори»: я не любитель иностранных заменителей того, что можно и родным языком нормально обозначить, даже если в разговорной речи это выражение хорошо прижилось и даже въелось в нашу речь... Принять этот факт можно, но поэзию все равно лучше избыточной иностранщиной не осквернять. А теперь предлагаю почитать выборку произведений наших участников, которые мне больше всего понравились. 4. ИСКУС. ТАТЬЯНА ПОГРЕБИНСКАЯ Ах этот искус чёрных глаз Ах этот искус нежных уст, Ах этот искус крепких рук! Классический прием рефрена начала всех строф "Ах этот...", который делает акценты на физические черты возлюбленного - глаза, уста, руки. Они здесь не главные - главные то, что в душе ЛГ, обращая наше внимание на внешнее, ЛГ приемом использования рефрена описывает свое внутреннее состояние: «Я против воли обожглась высоковольтным излученьем...». Отличная авторская метафора! И поскольку я все равно должна хоть к чему то придраться, придерусь только к надуманному объединению определений «Надменно-аскетичный». Они все же описывают разные по виду проявления и потому не стоит их объединять в одно слово, я бы написала их через запятую: «Надменных, аскетичных с виду!» 6. В НОЧНОМ КАФЕ. ЕВГЕНИЯ БЕЛТО В ночном кафе за маленьким столом В кофейне на десятой авеню Ругалась громко пара у окна, Обиделась, а ты не понимал, С тех пор мне не пожать твоей руки, А здесь история любви от первого лица, история, полная искренний чувств ЛГ: «От чувств к тебе сходила я с ума, а ты держал меня на расстоянье». История, от которой щемит сердце и приходят на память собственные воспоминания - личные. Хорошие стихи. 10. НАЗОВИ ЭТО ЛЮБОВЬЮ. ЕКАТЕРИНА ПАДУКОВА Если "Хорошо" и "Плохо" сложить - А у меня другое: Автор этих стихов не умеет писать стандартно - в ее конкурсных стихах всегда либо тоническая система стихосложения, либо вольное построение строфы. Правда, это всегда - талантливо, со своим лицом. Здесь, если въедливо разбирать, все сделано по классике, и рифмовка, и строфность, но звучит все равно небанально, в каждой полустроке - эмоция. Нет длинных рассуждений или описания событий, все стихотворение - выплеск душевного состояния человека, которого коснулась любовь: «...и исчезаешь надолго, превращаясь в дни-слоги болей моих, стонов, улиц, трамвайных звонов...». Вся жизнь ЛГ состоит из двух частей - ожидания и частичного осуществления этого ожидания. Здорово написано! 12. БЕЗУДЕРЖНАЯ СИЛА. ВЛАДИМИР ДЕМИДОВ ПП Ночь была волшебно-бесконечной, ты спала ребёнком в колыбели - Я смеялся яркому восходу Всё перемешалось утром этим: Пью коктейль, что лето подарило, Молодая, звонкая, шальная, Мужские стихи, написанные в жанре любовной лирики, хорошо написано - не к чему придраться: красивый язык, радостное состояние души лирического героя. Есть очень удачные образы, такие как: «в небо строки весело крича», «в аромате августа плыву», «красоты безудержная сила предо мной танцует наяву». Но самая сильная по воздействию на читателя строка - последняя: «Я иду за ней. Куда? Не знаю. Важно, что она меня зовёт». 21. ОЖИДАНИЕ. МИННИАХМЕТОВА ЮЛИАНА Я не знаю, когда и как именно Дочь с порога на кухню – стремительно: Любовь может быть направлена и на погибшего человека, и тогда она принимает другую форму, она ни с кем не соперничает и не угасает. Вот как в этих стихах, описывающих чувство женщины («Я зову тебя сердцем и памятью...», «Я молюсь о тебе, милый, где же ты? Верю истово – всё ещё жив…») и дочери («ей меня бы на землю спустить – рук дрожащих коснуться ладонями, заглянуть в глубину блёклых глаз, утомлённых ночами бессонными – ободрить парой ласковых фраз»). Стихи с интересной композицией, написаны литературным и правильным языком о трагически «несбывшемся счастье» ЛГ. 24. Я ТОБОЙ НЕ ЖИВУ... НАДЕЖДА КУЛЬЧИЦКАЯ 2 Я тобой не живу, Я тебе не скажу Всего два катрена, написанных от первого лица, но сколько в стихах эмоции! Возможно, эмоций чуть преувеличенных, но зато непосредственных и искренних: «Как увижу тебя, то лишаюсь и слуха, и сил...» (точнее было бы "КАК увижу, ТАК лишаюсь"). «Я тобой не дышу, но и вдох без тебя мне не мил...». Очень точно передано стихами состояние, в котором многие побывали в своей жизни, будучи совсем молодыми... 29. ТВОЙ ГОРОД. НИКА ГИР Я приеду в твой город. На нём от любви есть печать. Ты ведь тоже молчал, хоть надрывно кричали глаза. Как насмешка судьбы – то, что встретились поздно с тобой. Этот город мне станет прошедшим этапом в судьбе, Дам себе обещанье, что стану счастливой опять, Окунусь в безмятежность волны и небес благодать, Стихи хорошо написаны, рукой мастера. И язык хорош, и образы: «хоть надрывно кричали глаза», «чтоб покой для души отыскать – с ароматом прибоя и вкусом пьянящего бриза», «запивая коктейлями звёзд новой жизни начало». Красиво написано, но все же немного рассудочно для любящей - мне почему-то не верится, что любовь действительно присутствует и наполняет жизнь лирической героини этих стихов в момент их написания. «Оба знаем, что это – любовь, неземная любовь. но несчастными делать других – не для нас процедура». «Окунусь в безмятежность волны и небес благодать, запивая коктейлями звёзд новой жизни начало». 36. В МЯГКОСТИ ШЕЛКОВОЙ ШАЛИ. ТАТЬЯНА ШАДУЯ В мягкости шёлковой шали, Юного мая кипень. Любишь ли ты меня, знать бы? Тонко передающая чувства, красивая любовная лирика, где много внимания отведено пейзажу, но он в стихах дается не сам по себе, а отражает настроение ЛГ: «В белых одеждах твой день. В зарослях райского сада солнечны блики травы. Ты, моей жизни отрада, не повернёшь головы, не улыбнёшься...» - героине важна не столько красота весеннего дня, сколько то, что любимый этой красоты не видит «не повернет головы», а еще точнее, что он не замечает саму ЛГ - « едва ли взгляд мой увидишь...». Для героини стихов нет определенности в отношениях, у нее только «в мечтаньях – тихое счастье и впредь». В концовке стихов загадочная фраза: «Любишь ли ты меня, знать бы? Раньше и думать не смел…» Что значит это «не смел думать?» Сюжет стихов не раскрывает смысла этой многозначной фразы. 37. ПРИВЕТ, КАК ТЫ ТАМ? ДАРИНА ГУСАРОВА Ты был прав, я на грани не сдаться тебе написать – Я бы очень хоте....хотеть не вредно. Знаю, лучше с тобой ни минуты, Ну а ты – дай мне знать, когда заново будет можно: А поэтому я попрошу тебя кое о чём: Я ведь правда уже не смогу без тебя ни дня. Обещаю, я буду стараться тебя понимать. Долго не решилась отобрать эти стихи в свой шорт лист - слишком непривычен стиль письма! Будь то пейзажная лирика, точно бы не пропустила, но здесь монолог - искренний, эмоциональный, от 1 лица... Использована форма вольного стиха, это когда в стихотворении есть ритм и рифмы, но нет четких строф, а число стоп в строках произвольное. Довольно редкая форма, которая чаще всего используется в классических баснях! Тем не менее, почему бы не рискнуть использовать вольный стих в любовном монологе? Содержание стихов мне понравилось. Я поверила автору - написано для себя, а не напоказ, и написано в состоянии влюбленности. Очень много точных - пронзительных мест: «я на грани не сдаться тебе написать», «Пореветь, а потом целый день рассекать надутой. Хоть по правде сказать - задушить от любви готова», «Сколько бы ни перечила сразу во всём – ты ругайся, кричи, только не отпускай меня, ладно?», «Я ведь правда уже не смогу без тебя ни дня. Мне противны другие, хотя ты ревнуешь часто». Сильные стихи, несмотря на их свободную форму строф. Но, может быть, благодаря именно своей непричесанности они вызывают доверие и понимание читателя? К тому же мне очень хотелось познакомить Мастерскую с еще одним новым для меня автором! 38. НАД ФЛАЖКАМИ. ЕКАТЕРИНА ЧАУСОВА А осень окружала нас флажками, Не станем осуждать её, не нужно – Почему-то судьи отнесли эти стихи к пейзажной лирике и не отобрали. Но разве стихи об осени? О состоянии погоды в осенний день? Природа одушевлена автором и превращена в действующее лицо, которое помогает выразить чувства ЛГ, рассказывающей нам свою историю любви с помощью образа осени, которая «шажками по разноцветью улиц мельтешила и липла к волосам листочком банным, и раны бередила беспрестанно, и ссадины считала, и ушибы». Разве это пейзажное? Нет, конечно. Это о конце любви, ибо «осень сорвала стоп-краны и, каркая, кружила над флажками погибших листьев… и прощалась с нами…». Язык поэзии вовсе не обязан быть только прямолинейным. 41. ПОТЕРЯЛА ТЕБЯ. АЛЯ ВОРОНКОВА Потеряла тебя, хоть не шитая лыком, …Я тебя не нашла в мифах старых и новых, Про эти стихи не скажешь, что это искренний выплеск непосредственных чувств, чувствуется профессиональная рука, умение о том, что есть, говорить эзоповским языком красивой поэзии. Этот язык не обманывает, он просто не выставляет напоказ душу и потому прячет реальное под поэтический флер - точный, выразительный, красивый - надевает маску из метафор и благодаря ей не пускает в душу любопытных читателей. «Я тебя потеряла на миг, на секунды, а уже кем-то сшиты – изношены унт...» «я тебя не нашла в мифах старых и новых, ни среди островов, ни в аллеях кленовых...» и т.д. И только в концовке мы находим суть случившегося: «Можно долго ещё говорить о пропаже, но тебя не вернуть ни посулом, ни криком! Так и надо мне, дурочке, шитой не лыком». Фразеологизм «не лыком шитая» автор очень удачно использовала в качестве охватывающего весь текст рефрена - именно в нем главная мысль стихов: «Потеряла тебя, хоть не шитая лыком». 42. ТЫ НЕ ЗНАЛ. МАРИНА БЫСТРОВА-ДОКС Лунного светила Зимние белила Серебрилась речка Где-то бродит осень, Иногда трагичное точнее всего можно передать, намеренно используя максимально простые средства - простую форму строфы и простой незатейливый язык: «Где-то бродит осень, бьётся о причал, ты меня не бросил, просто ты не знал». Все главное здесь сказано, и оно достигает цели. Читатель сопереживает ЛГ. «Я тебя любила. Ты не замечал». Что это, как не любовная лирика? 43. КАК ЖИВЕШЬ, МОЙ АНГЕЛ, ГДЕ ЛЕТАЕШЬ. ДАРЬЯ ВАРУЛЬ Как живешь, мой ангел, где летаешь? Может, на часок ночной порою Будет день, когда ещё вернее, Ночь тускла в больничных коридорах. Я ж домой - серьезная, большая... Для тебя не забываю сцену: Еще одно стихотворение в жанре любовной лирики, где ЛГ мысленно беседует с тем, кто ушел в иной мир (сравним с произведением на похожую тему автора №21). Разве оно не о любви, причем, той, которая не имеет соперников и уже не боится потерь? «Будет день, когда ещё вернее, чем в безумной юности моей, мы - рука в руке - откроем двери в дивный сад без боли и скорбей». Мысленный диалог с любимым никогда не прекращается - об этом повествуют данные стихи. 45. НАРУШАЯ ГРАНИЦЫ ПОКОЯ. ГАЛА ГАЛКА Нарушая границы покоя, С неба собранных звёзд многоточье Под звучанье мелодии нежной Как приятно со счастьем быть рядом! Сон исчез, утро ночь проглотило, И здесь тоже любовная лирика, хотя и обращена она скорее к своим воспоминаниям, ко всему не сбывшемуся, но все равно не ушедшему навсегда: «Нарушая границы покоя, ты бесстыдно врываешься в сон». И этот сон, эти воспоминания продолжают оставаться счастьем - любовь бывает иногда и такой, не делаясь от этого слабее или мельче: «...Закружит вишнёвая снежность в зацелованном маем саду» и « в душе под ласкающим взглядом возгораются вновь угольки». Хорошие стихи, хорошим - точным - языком сотворенные. 50. ПЕРВОЕ ПРИЗНАНИЕ. ВЯЧЕСЛАВ СОКОЛОВ 6 С неба сплошное крошево Из двух ладоней лодочку... Волосы припорошены, Первой любви признание, - Чистая боль подснежника, Эхо любви дремотное Эти стихи не дотягивают до того, чтобы быть отобранными в шорт лист: допущена ошибка неверного употребления слова по значению - «волосы чуть взъерошены, ВЕТРЕННЫ И РАСТЕРЯНЫ». Ветренным или растерянным может быть человек, но никак не волосы, автор, видимо, имел в виду «всклокочены ветром, разметались на ветру». Не совсем удачно использовано слово и в другой фразе: «Волосы припорошены, 54. МОЛЧАЛИВОЕ. ИРИНА РЕВЯКИНА Не пишешь, не снишься. Скучаю… Умом сознавая реальность, Сквозь время и тени мгновений Очень женские стихи - на первый взгляд, не логичные, противоречивые: «Не жду, не надеюсь. Живу!» И здесь же : «Так хочется встреч наяву!». Между тем, это очень искренние и абсолютно правдивые стихи, написанные так, как ЛГ чувствует, а не вовсе для того, чтобы сотворить еще одно красивое стихотворение на заданную тему. Здесь все правдиво и очень точно: «Умом сознавая реальность, но, в сердце лелея мечту, как в омут, лечу в виртуальность, чтоб сбросить разлук пустоту». Разве никто из нас, стихирян, много часов живущих в виртуале, не ощущал ничего подобного? Разве никто из нас не жил «средь света любви, наваждений», не проходил «сквозь время и тени мгновений», когда любил? Хорошие стихи. 60. СОВПАЛИ. НАТАЛЬЯ ШАЛЛЕ А в небе длинные росчерки чаек. Сегодня, как в самом-самом начале Любовь... отдышаться смогу едва ли Июньскими днями лиловой вуалью – ... Туманом растаяли краски печали, Меняют оттенки закатные дали, Сегодня живу, дыша и болея Очень красивые, утонченные стихи, написанные вполне зрелым автором, причем (что меня особенно удивило!) не когда-то в прошлом, а совсем недавно - во время приема заявок на конкурс! Если только это не умение входить в образ при написании стихов, то такому счастливому и безмятежному состоянию души ЛГ в настоящем времени можно только позавидовать: «Сегодня живу, дыша и болея любовью, тобой... И счастьем полна...» А написано действительно великолепно, каждая строка дышит любовью и высокой поэзией: «А знаешь, не важно, когда мы совпали, мне важно то, что совпали с тобой. Любовь... отдышаться смогу едва ли в плену ощущений солнца и ласк... Какое редчайшее слово: "совпали", проросшее каждой буковкой в нас!» 65. НАМЕДНИ МЕДНЫЙ ПЛЫЛ ЗАКАТ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ Намедни медный плыл закат и плавил дали. Он был тревожным, как набат НАД колокольней, Висел, ниспосланный судьбой, деталью быта, Тобой, теперь уже моим до стона, вздоха. Что в нас фонарики зажёг, включил магниты. В одно – и золото, и медь. Всего довольно. Намедни плавился закат на дне бокала, Стихи, интересно выполненные по форме - подбору небанальных рифм, игре слов, звучании «намедни медный», «деталью быта - недооткрыта». и все это набатным ритмом 6-и стопного ямба с женской рифмой на конце, в котором везде, кроме второго двустишия есть еще и промежуточная рифма. Похоже именно форма и звучание и побудило судей отобрать это стихотворение в шорт листы. С содержанием проблематичнее: у меня, например, есть ощущение, что оно не главное и здесь прогнулось под форму, потому что не совсем понятно, что хотела сказать автор своими стихами. То ли о счастливой любви эта история, то ли о трагичной встрече двоих - не разберешь... «В одно – и золото, и медь. Всего довольно. Вдвоём идти, и жить как петь - надрывно, больно…» - интересная строка, но ее одной мало: строки ни до, ни после нее не раскрывают сюжетной линии, а просто служат интересному звучанию рифм... Есть и лексическая неточность: «как набат НАД колокольней». Почему над? Набат бьют в колокольне и он разносится над землею, а вовсе не только над колокольней... И в целом в стихах много метафор, которые красивы, но на содержание не работают, они просто подвешены к тексту. Впрочем, я - в меньшинстве, остальным судьям здесь все понравилось. Напоследок - работы членов Жюри, которых в этот раз было много. И поскольку мы уже рассмотрели много работ участников - очень разных по стилю письма, то наверное будет правильно не публиковать здесь все внеконкурсные, а предложить вашему вниманию только два самых выразительных. Оба стихотворения очень сильные, оба - про то, что, казалось бы, «отболело...», но, оказывается, нет, и в жизни вновь появляется тот или та, которая «Пришла разворошить запрятанные внутрь от прошлого побеги»... Впрочем, не стоит пересказывать сюжеты - читайте ниже стихи наших мастеров из команды Жюри ТМА: Я ДОЛГО НЕ КУРИЛ, А НЫНЧЕ ЗАКУРЮ... ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ. ВНЕ КОНКУРСА Я долго не курил , а нынче закурю, Я всё давно забыл... Пришла разворошить Что ты - опять в Москве, сказал мне телефон, Мне как-то всё равно, что ты давно с другим, И вот теперь звонок...Мне снова убеждать РОМАНС. МАРИНА ФОМИНА. ВНЕ КОНКУРСА Колокольчиком серебряным в груди Говорили мне, что зелен виноград, Крылья бабочек, ромашек лепестки Вот и скрипнула калитка в тишине, Вот теперь всё: то, что запланировала, уже размещено в этой обзорной статье по конкурсу. Остались не у дел только мои черновые записи с пометками единичных ошибок и несуразиц, которые я обнаружила при чтении стихов конкурсантов. Мне кажется, они могут оказаться вам полезными, поэтому предлагаю вашему вниманию фрагменты стихов еще нескольких участников, имен которых здесь по понятным причинам не называю, сохранив (для судей, которые захотят проанализировать свои шорт листы) номер участника, под которым он выступил в пакете: 2. ...О любви я почти не пишу — Дилемма - полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможность третьего. Специальный термин выглядит инородным в любовной лирике. И случилось, что в жизни не раз Не месту употреблен звательный падеж от Бог старославянского языка там , где по смыслу требуется именительный падеж - кто наказал? Бог. 7. ...Я люблю, упиваясь чувством, Два подряд ударных слога в значащих словах ...Не мешают и расстоянья, Почему "вещих"? в сюжете ни намека на это... Кроме того, смыкание согласных В 9. ...ГРЕЮСЬ НАДЕЖДОЙ, ЛЮБЯ, Путаная по управлению конструкция предложения 31. Существительными «стремЯнный» и «стременнОй» называли конюхов-слуг, которые помогали взобраться на коня. Еще бывает стременнОй ремень, но никак не конь. Смешение двух разных фразеологизмов: "как рукой сняло" или "сдуло как ветром". 32. ...В транзисторе звучит Ты вырос на Донце, 33. ...Вот отчего на сердце так тревожно, 34. ....И холод подступает ...Вдруг солнца ЛУЧ РАССВЕТНЫЙ ...И В ОКНА дух весенний ....Ты вновь НАЛИЛСЯ СИЛОЙ, 39. ...Обнимая меня в сладком сне,
....Если нам суждено разойтись, ...Я желаю СОРВАТЬ ТВОЙ ПОКОЙ 44. ...И в институт ПО ЛУЖАМ, КАК АКУЛА, ???? Кроме того, в стихах - в их концовке, нарушилось единообразие вида строф 56. Ах, Лаура! Среди мирской юдоли Требуется вин падеж (кого? Что?) - столь удивительную роль ("подумать о роли", но "представить себе роль") 58. ...ПРОСТЫЕ СЮЖЕТЫ, Плохое построение предложения или не та пунктуация. ...Зайдусь от печали, ...Дожди всё размыли, ....СМОТРЕЛИ ГЛАЗАМИ, а чем еще можно смотреть?
© Copyright: Светлана Богданова 5, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|