Посвящённое Анне Ахматовой.

Светлана Водолей: литературный дневник

Семь дней любви и вечная разлука...
Светлана Водолей
Анна Ахматова и Борис Анреп.
https://ok.ru/menyakruzhit/topic/66183834711472



Он жил в разных городах и странах, и навсегда покинул Родину, когда тут стало трудно. Он любил многих женщин. Он создавал мозаики, в одной из которой запечатлел ее.


Она любила его, посвящала ему свои стихи. Подарила то, с чем не расставалась никогда, а он нечаянно потерял это... Ею восторгались многие, она была излюбленной моделью для художников. Не покинув Родину, она пережила много горьких минут.


Они оба не были свободны, но тянулись друг к другу. И вначале все было романтично и взаимно. А потом наступили долгие годы разлуки...


«Семь дней любви, семь грозных лет разлуки..» - такими словами стихотворения Анны Ахматовой можно описать ее отношения с художником Борисом Анрепом. Известно лишь о немногих привязанностях поэтессы, и только читая произведения, можно прикоснуться к тайнам ее души, увидеть искренность чувств к мужчинам, которых встречала она в своей жизни. Одним из тех, кто тронул её сердце был скульптор Анреп.


Необычность знакомства Анны Ахматовой и Бориса Анрепа была в том, что произошло оно благодаря Николаю Недоброво, которого с Борисом связывала дружба еще с детских лет, а с Анной Николая был некоторое время «интимным другом», любовником, ставшим в последствии близким человеком.


Можно сказать, что Борис узнает Анну из переписки с Николаем, где он, не называя Анну красавицей, говорит о том, что ее облик настолько уникален и завораживает, что достоин быть изображен на холсте и помещен в центр мозаики, где были бы представители мира поэтического слова. Во время, когда судьба сплела дороги двух творцов, Ахматовой и Анрепа, Борис был успешен в общении с женщинами – жизнерадостный, хорошо сложен, высок и в то же время, необыкновенно талантлив и утончен, знаток поэзии и искусства.


Род Анрепа в России начинается с плененного шведа фон Анрепа. И всю свою жизнь он проводит между Россией и Европой, где он тоже жил и творил. Начал свое обучение в России, решив стать юристом, но передумав, уходит в искусство, изучая мозаику в университете Санкт-Петербурга, затем была академия в Париже, Лондон. В 1913 году именно в Лондоне Анреп первый раз выставлял свои работы. Анне на тот момент было 26 лет, она уже известна, опубликовано несколько ее сборников. Одним из предков Ахматовой считается татарский хан Ахмат, благодаря которому и появился псевдоним Анны. Писать стихи начала еще подростком, в дальнейшем продолжив обучение на литературных курсах в Петербурге. В 1910 году становится женой Николая Гумилева. С одобрения мужа своему поэтическому таланту, Анна начинает профессионально писать, издавать сборники стихов, ее слава растет.


С 1913 году Анна ведет Бестужевские курсы, становится музой для художников, ей посвящают стихи. Сборник «Четки», который вышел в 1914 году делает ее известной и узнаваемой. Будучи замужем, Анна не ограничивает своих привязанностей и под мощь ее глубины и яркости натуры попадают известные поэты, художники, композиторы. И происходит встреча двух личностей, талантов, людей, которые сами по себе яркие события на жизненном небосклоне.


Борис очарован Анной, он отмечает ее острый ум, утонченность, его покоряют невероятные стихи. Знакомство происходит перед тем, как ему нужно ехать в армию. Но были командировки и они встречались, продолжая знакомство, которое выливается в настоящие чувства. Встречи их были легки и радостны, оба творческие и увлеченные, они с интересом открывали друг друга. Стихи, разговоры о живописи и поэзии, невероятное притяжение – все это захватило любовником настолько, что они не обращали внимание, что оба не свободны.


В 1916 году в в Царском селе Анна и Борис снова встречаются у общего друга Недоброво. В воспоминаниях, Борис говорит о своем волнении, когда видит свою подругу, музу, и отмечает чувство трепета, которое всегда сопровождает их встречи. В этот вечер Анна дарит ему свое кольцо, «черное кольцо», как называет его Борис. Лишь несколько дней они проводят вместе и перед отъездом Анрепа в Англию, Анна дарит ему сборник своих стихов с пророческой надписью, что его мыслям о возвращении не суждено будет осуществиться.


Только в 1917 году у Бориса появляется возможность посетить Россию. Зная о событиях в стране, он думает только о встрече с Анной. По льду через Неву он идет к ней, на квартиру Срезневского, где Анна в то время жила. И снова встреча, долгие разговоры, Борис показывает ее кольцо, которое, не снимая, носит на цепочке, называя его святыней. В июле 1917 года Борис возвращается в Англию, занимается мозаикой. Однажды цепочка, на которой Борис, как драгоценный талисман, носит кольцо Анны, обрывается, и на время он оставляет его в шкатулке. Оно потом еще долго там остается и Борис, по какой-то причине не носит его, но не забывает, достает, прикасается.


В студию Анрепа попадает бомба и драгоценное кольцо теряется под завалами. Борис полон отчаяния, но сделать уже ничего не может. Продолжая жить и работать в Лондоне, он читает публикации Анны, знает ее творчество. И ее стихи создают иллюзию их общения. Боль и скорбь от потери кольца, чего то возможно большего, чем просто сувенир, помешала Борису прийти в 1965 году в Оксфорд, где состоялось награждение Анны Андреевны. Но встреча состоялась, Анна позвонила Борису и предложила пообедать вместе. Как вспоминает Анреп, сколь велико было его волнение перед этой встречей.


Сорок восемь лет они не виделись, о чем говорить, как себя вести он не знал. Увидев Анну в холле гостиницы, где она остановилась, Анреп подумал «Екатерина Великая» - таков был ее величественный облик. Общение, общие воспоминая и ни слова о потерянном кольце. Время отдалило их и Анреп, стараясь найти тему разговора, все расспрашивал о литературе, поэтах-современниках, пока не услышал «Борис Васильевич, что за глупые вопросы!». Ее душа ждала признания ее как женщины, как друга. Но теплоты в беседе не случилось.


Любовь для творческого человека – это воздух. После знакомства с Борисом, Анна пишет своему сердечному другу пронзительные стихи. Считается, что большая часть произведений Ахматовой посвящена именно Борису Анрепу. Он в свою очередь в мозаике увековечил образ Анны. В ирландском городе Маллингар собор Христа-Владыки украшен мозаичной композицией, в центре которой Святая Анна. По мнению видевших у святой абсолютная схожесть с русской поэтессой Анной Ахматовой.



Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза:
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.


Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.


Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой сладостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, –


Затем что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз;
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.



"Анна Ахматова. Луна в зените" Александр Мосолов.
Роль- Борис Анреп в молодости.
Борис Анреп. Мозаика судьбы.
https://ok.ru/menyakruzhit/topic/66183834711472




*Семь дней любви и вечная разлука...
https://stihi.ru/2018/07/09/2334



Творения дней обетованных. 1
Светлана Водолей
Анна Ахматова. 1921 год.



Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.


Анна Ахматова.*




Разлука освежает чувства!
Она всегда на пользу сильным.
Душа болящая - Искусству
даёт возможность не стерильно


себя представить. Это - Чудо!
Для Вдохновения - бальзамом
и лечит, и радеет в грудах
Творений дней обетованных!


Надеюсь, век согласен с этой
формулировкой для Ответа!


9 июля 2018 года



В органном Голосе - невиданные грозы. 2
Светлана Водолей
Семь дней любви и вечная разлука...
Светлана Водолей
http://www.stihi.ru/2018/07/09/2350



Пусть голоса органа снова грянут,
Как первая весенняя гроза:
Из-за плеча твоей невесты глянут
Мои полузакрытые глаза.


Семь дней любви, семь грозных лет разлуки,
Война, мятеж, опустошенный дом,
В крови невинной маленькие руки,
Седая прядь над розовым виском.


Прощай, прощай, будь счастлив, друг прекрасный,
Верну тебе твой сладостный обет,
Но берегись твоей подруге страстной
Поведать мой неповторимый бред, –


Затем что он пронижет жгучим ядом
Ваш благостный, ваш радостный союз;
А я иду владеть чудесным садом,
Где шелест трав и восклицанья муз.


Анна Ахматова




В органном Голосе - невиданные грозы
Весны минувшей, будущей... Как грёзы
в алмазах рос, затерянных навеки.
"Полузакрытых глаз" иссушенные реки.


Мятежных войн не выспавшийся пляж,
когда за домом тот же вечный кряж.
Два дня Любви в году, а после Слава
из-за плечей, забытая державой.


И сто речей на розоватом фоне.
Прощай, прощай, мой друг! Ты на перроне
как вечный двигатель притягиваешь прядь
из самых ароматных, чтоб запомнить...


А за тобой столпов тяжёлых пядь,
ушед в небытие, где какофонят
другие зеркала в томлениях дня,
не веря - верят, всё одновременно.


И столько пламени и пепла от Огня,
и столько дум, точащих постепенно.


Но берегись! Подруги этой страсть
в прощальном неухоженном приливе
готова применить иную власть,-
и вот в крови закатной грудь отлива.


Куда-то далеко, в Амфибий плен
уходит то, что было в миг союза.
Мой бред неповторяемый взамен
кровавой книги, где без Тома Круза


всё разрешилось. Свергли города
на набережной, где тебя не будет.
А я довлею этим, навсегда
звуча смычком змеящимся Иегуди.*


Владею Садом, где Эдем не спит.
А нижет сосны смоляным надсадным,
переливаясь в янтари Лилит,
в легчайший шелест трав с твоим приглядом.


Иди. Владей. Наш "радостный союз"
имеет силу жить без всяких правил.
Где смех дубрав под восклицанья Муз,
тебя рыдать заставит, и заставил!


11 июля 2018 года



*Иегуди Менухин - величайший скрипач нашего времени.



След Блаженства. 3
Светлана Водолей
Душой писала, как летела...
Григорий Болдырев
http://www.stihi.ru/2018/07/10/8213



Судьба сыграла на контрасте.
Лезгинка с лезвием обрыва.
Что эпохально - в моей власти,
а власть моя не терпит срыва.


Не суждено запутать души,
связав их нервы воедино.
И что-то слышавшие уши -
алмазам больше побратимы.


Саднит оставленная Вишня
с прикормом вишен для Вороны.
И ты под деревом как лишний
с позавчерашним обертоном.


Всё ловишь, ловишь неумело
подсудность Счастья между нами.
Годины смутные как тело,
что загорело под стогами.


На чёрно-белом поле маги
руины судеб зазывают.
А два крыла как змеи-флаги
голубизной одолевают,


туманом облачных видений.
Судьба играла на контрасте.
В её гнезде оледенений
всё тает как в Пиковой масти -


извечность Дамы с чёрным сглазом.
Кровавым облаком молитвы
идёт Закат на счастье лазом,
как След Блаженства после битвы!


СтРОКа саднила и слезала
с ветвей сосны смолой янтарной.
И никого не признавала,
вертясь на площади базарной.


Гремя шелками, стиснув зубы
иду как Ида вдоль и мимо.
С прямой спиной кедровой, грубо
и нежно Страстью уловима!


11 июля 2018 года



В поисках Утраченного Времени. 4
Светлана Водолей
«Семь дней любви и вечная разлука...»
Светлана Водолей
http://www.stihi.ru/2018/07/09/2334



И то, что было или быть могло,
теперь не устранить неловким взглядом.
Что не сбылось, подспудно нас вело
туда, где Неизменность бьёт каскадом


неуловимых мыслей... Атрибут
тончайших чувств, задействованных встречей!
О, как Она бесстрашна, словно Пруст,*
желающая взглядов как картечи


на поле боя. Где уже ушло
и изменилось в сонм противоречий.
Но солнце как и прежде снизошло
дарить Закат и вечер. Шаль на плечи


так бесподобно царственно слегла,
как будто чувства живы, не остыли.
И жизнь была и есть, почти Игра!
И не на деньги, а на Время, что любило.


13 июля 2018 года


*Имеется ввиду роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени».



Поэт обязан быть мятежен! 5
Светлана Водолей
Обида гложет... от чего
Устимов Александр
http://www.stihi.ru/2018/02/11/5868



Поэт обязан быть мятежен,
и как ЛермОнт отягощён
любовным бременем Надежды,-
за это Богом он прощён!


Ещё стихами награжденный,
во искупление Себя,
не преждевременно рожденный,
а вовремя! Себя губя,


творит Судьбу свою как может,
не заставляя пожалеть
о том, что Время смыслы множит!
И их постигнув - захотеть!..


13 июля 2018 года



Час беса. 6
Светлана Водолей
"Она держала себя,
как экс-королева на буржуазном курорте".


Лидия Гинзбург об Анне Ахматовой.



Пришла в этот мир ниоткуда.
Отрезано пламя Огня.
Язык не смолчит, если чудо
с гримасами выберет Дня


Тринадцатого - Час беса.
И вот наступил он на хвост
себе сам без мзды интереса
и радости. Взорванный мост


упрочит две стороны Света.
На том и стояли Семь Вёрст
до неба. Срединное Лето!
Июль скалит зубы до слёз.


Молчание - злато? Ну, ладно.
И я, если так, промолчу.
Урок, не запомненный надо
учить, даже если хочу


идти лабиринтом внутрь, дальше.
Для нового площадь стереть,
не зная, без лома и фальши,
над чем теперь стоит корпеть.


Задвину, невзвижу экраны.
В затворе живу, чтоб НЕ ЗНАТЬ.
И не признавая РЕАЛьность,
спешу ВИРТуальность создать.


Но то, что действительно нужно,
я с молниесносностью дня
"величественную неустроенность"*
снесу с увлечением Огня!


13 июля 2018 года. Пятница.


*Аннинский Лев Александрович. Красный век. Эпоха и ее поэты. В 2 книгах.
АННА АХМАТОВА: "…В РОССИЮ ПРИШЛА НИОТКУДА".



От плеча до бедра. 7
Светлана Водолей
Ахматова. Рисунок Модильяни.


Час беса. 6
Светлана Водолей
http://www.stihi.ru/2018/07/13/5091



От плеча до бедра халат порванный.
Выношу с царской небрежностью.
Мой замок не твоей рукой сорванный.
Значит, сорвано - неизбежностью.


Мир без пуговиц, шубой запахнутый,
с неизменным величием носится.
А мой имидж и образ - распахнуты.
В Час забвения - вынуто, лоснится.


Точной хваткой его изваяния,
средь листвы царскосельской, не пуганой,
напророчу весомые Знания,
чтоб не Я колесницею угнана.


Чемодан, перевязанный накрепко
той верёвкой, в ней сняли Цветаеву.
И роскошное платье залатано,
выключателем щёлкнуто, стаяно.


День идёт с прямотой безоружною,
корм насыпан, но птицей не склёвано.
Через лужу ведут, что заплёвана.
Есть рука с пиететом, так нужная!


Изваянностью скорбной к весёлости.
Извращением к тем, кого не было.
Всей своей гениальною полостью
еду срочно сейчас в Домодедово.


Всё уметь. Из злорадства наскального,
где калёным по чёрному выжжена,-
упиваюсь твоим невниманием.
А её - я ничуть не обижена.


Обезвожено бурей пространственной,
хоть бесовской, хоть просто Тринадцатым...
А ты знаешь, в келейно-светлановом
хорошо упиваться и Надсоном!..*


13 июля 2018 года



*Семён Я;ковлевич Надсон ( 14 (26) декабря 1862, Санкт-Петербург — 19 (31) января 1887, Ялта) — русский поэт.



***цикл: "О Любви невозможной."


Творения дней обетованных. 1.
http://www.stihi.ru/2018/07/09/2350


В органном Голосе - невиданные грозы.2.
http://www.stihi.ru/2018/07/11/2320


След Блаженства.3.
http://www.stihi.ru/2018/07/11/2807


В поисках Утраченного Времени.4.
http://www.stihi.ru/2018/07/13/2072



Поэт обязан быть мятежен!5.
http://www.stihi.ru/2018/07/13/2174


Час беса.6.
http://www.stihi.ru/2018/07/13/5091


От плеча до бедра.7.
http://www.stihi.ru/2018/07/13/5441



Другие статьи в литературном дневнике: