выдержки из Ошо

Светлана Егорова Вашурина: литературный дневник

Медитация - это ожидание без всяких планов на будущее, ожидание ради самого ожидания. Истина всегда здесь, она пульсирует в сути бытия. Ожидание позволяет бытию расцвести..
Медитация принадлежит всем. Это - нечто такое, что каждый должен и может испытать спонтанно. Однако мы не получаем опыта медитативного переживания вследствие образа жизни, который препятствует этому.* Постоянное напряжение блокирует нашу внутреннюю природу.* Мы регулярно совершаем действия, которые считаем единственно целесообразными, несмотря на то, что они могут противоречить нашей внутренней природе.* Мы никак не можем преодолеть конфликт между тем, что совершаем, и тем, что нам хочется совершить.* Мы стремимся к тому, чтобы кем-то стать, вместо того, чтобы просто быть самим собой. Как только нам удастся связать то, кем мы являемся, с тем, что мы хотим - медитация произойдет спонтанно.********


1 этап: фиксация ума на объекте, звуке, дыхание, образе, символе и т.д. В этой стадии ум успокаивается и входит в свою интравертную природу.


2 этап: успешное завершение I этапа автоматически ведет к свободному потоку мыслей, комплексов, видений, воспоминаний и пр. из сферы бессознательного. Лишь теперь возникает возможность прозондировать низший (подсознательный) ум и нейтрализовать его негативные комплексы.


3 этап: начинается проникновение в сферу сверхсознания. По существу, подлинная медитация наступает только сейчас. В нас пробуждаются могучие резервы невостребованных знаний и энергий, которые отождествляются со всем космосом, и наше бытие бесконечно расширяется.


4 этап: трансцендированный ум отождествляется с Высшим Сознанием. Цель самореализации достигнута. Успехи в пассивной медитации автоматически ведут к активной медитации. Ум, глубоко погруженный в пассивную медитацию, способен жить в постоянном медитативном состоянии, даже совершая мирские обязанности. Чем глубже вы проникаете в глубины своего ума во время пассивной медитации, тем активнее будет ваша внешняя деятельность и эффективнее ум. При этом интенсивнее начинает работать не только ум, но преобразуется вся жизнь, работа, любое занятие, и человек порой совершает то, о чем даже не мечтал.


Свами Сатьянанда Сарасвати - Тантрические медитации
.
Не ищите истину... ждите и не отсекайте заблуждения... потому что, начав отсекать заблуждения, снова станете срезать ветки и листья. Создайте отрицательное мышление, породите отрицательный ум. Такой ум отрицает все на свете, причем в полной мере, ничего не оставляя в себе и держа вас абсолютно пустыми. Это и есть меч, отсекающий корни. В этом отрицательном состоянии появляется самовспоминание. Оно просто изливается на вас, и вы полны им, вы и есть оно.
Пытаясь избавиться от иллюзии, силясь схватить реальность, вы просто лжете и занимаетесь софистикой, практикуя такую сдачу и гармонию. ...
А что, если мир - это всего лишь множество отражающих друг друга зеркал? Сознание - это зеркало, а именно зеркало, отражающее зеркала. Когда ваше сознание очищенное, чистое, не занятое и не одержимое чем-либо, тогда вы осознаете реальность. Все едино, как одно сознание. Это и есть красота, благословение, величие
«Простота» означает отсутствие комплекса неполноценности и превосходства.


Image



Больше и меньше


Ошо предлагает эту прекрасную технику
для тех кто раздражен ощущениями физической неустойчивости полета.


Просто сидите в кровати пять-десять минут и визуализируйте с закрытыми глазами...
Почувствуйте, что тело становится больше, больше, больше.
Сделан столько большим, насколько это возможно - таким большим,
что оно почти касается стен комнаты.
Вы н чувствовать, что теперь вы не можете двигать рук, это трудно...
ваша голова касается потолка. В первые три дня просто ощутите это,
затем начните распространятся за пределы комнаты,
заполните весь дом почувствуете, что комната внутри вас.
Затем за пределы дома - заполните все вокруг и ощутите, 'вокруг внутри вас.
А затем почувствуйте все небо, Солнце, и Луна, и звезды внутри вас.
Продолжайте это десять-двенадцать дней. Пост медленно заполните все небо.
И в тот день, когда полните все небо, начните обратный процесс.
В течении двух дней станьте маленьким.
В обратном процессе и начните представлять, что вы становитесь очень маленьким.
Просто двигайтесь в обратном направлении.
Ваше тело не такое большое, как кажется - всего тридцать сантиметров.
Вы как маленькая игрушка - вы почувствуете это.
Если вы можете представить огромное, вы сможете представить и малое.
А потом еще меньше - таким маленьким, что вас можно взять в руку.
И в течение двенадцати дней дойдите до точки, когда вы не сможете найти себя.
Вы стали таким маленьким, как атом, вас невозможно найти.
Сделайте себя огромным, как все пространство и затем
сделайте себя таким маленьким, как невидимый атом,
двенадцать дней одно, двенадцать дней другое.
Вы почувствуете себя таким счастливым, так прекрасно и так центрировано,
что вы даже не можете вообразить.


"Один" Image


Первый шаг: расслабьтесь, сидя, устройте тело удобно.
Второй шаг: закройте глаза.
Третий шаг: расслабьте дыхание, сделайте его
настолько естественным, насколько возможно
и с каждым выдохом говорите "один". Когда дыхание выходит, говорите "один".
Делайте вдох и не говорите ничего.
С каждым выдохом вы просто говорите "один", "один", "один"...
И не только говорите это, но и чувствуйте,
что все существование едино, это единство.
Не повторяйте это, просто пусть это будет чувством -
и повторение "один" поможет.
Делайте это двадцать минут каждый день.
Необходимо, чтобы никто не мешал вам, когда вы делаете это.
Вы можете открыть глаза и посмотреть на часы, но не включайте будильник.
Все, что может столкнуть вас - плохо, поэтому телефон в комнате,
где вы это делаете, должен быть выключен, и никто не должен стучать.
Эти двадцать минут вы должны быть абсолютно расслаблены,
если вокруг шумно, заткните уши ватой.
Повторение "один" с каждым выдохом сделает вас тихим,
спокойным и собранным настолько,
что вы не можете и представить.
Делайте это днем, никогда ночью, иначе это будет так расслаблять,
что вы не захотите спать. Вы почувствуете себя свежим.
Лучшее время утро, или после полудня, но никогда ночью.


Внутренняя улыбка


Когда вы сидите и вам нечего делать, просто расслабьте нижнюю челюсть
и приоткройте слегка рот. Начните глубоко дышать ртом.
Позвольте телу дышать так, чтобы оно становилось все более и более пустым.
И когда вы чувствуете, что дыхание стало совсем пустым,
и рот раскрыт и скулы расслаблены,
все тело будет очень расслаблено.
В это мгновение начните ощущать улыбку - не в теле,
ново всем внутреннем существе... вы сможете это сделать. Это не улыбка,
которая приходит на уста - это экзистенциальная улыбка,
которая распространяется изнутри. Попытайтесь сами понять, что это...
Потому что это нельзя объяснить. Не нужно улыбаться губами на лице,
но словно улыбка идет из живота, живот улыбается.
И эта улыбка не смех, поэтому она очень мягкая, деликатная, тонкая -
как маленькая розочка, раскрывающаяся в животе,
и ее аромат распространяется по всему телу.
Если вы поняли, что это за улыбка, вы можете быть счастливы
двадцать четыре часа в сутки.
И когда вы чувствуете, что вы упускаете это счастье,
просто закройте глаза, найдите эту улыбку вновь, и она будет там.
Днем вы можете найти эту улыбку сколько угодно раз,
она всегда присутствует.
Ошо предлагает эту прекрасную технику
для тех кто раздражен ощущениями физической неустойчивости полета.


Просто сидите в кровати пять-десять минут и визуализируйте с закрытыми глазами...
Почувствуйте, что тело становится больше, больше, больше.
Сделан столько большим, насколько это возможно - таким большим,
что оно почти касается стен комнаты.
Вы н чувствовать, что теперь вы не можете двигать рук, это трудно...
ваша голова касается потолка. В первые три дня просто ощутите это,
затем начните распространятся за пределы комнаты,
заполните весь дом почувствуете, что комната внутри вас.
Затем за пределы дома - заполните все вокруг и ощутите, 'вокруг внутри вас.
А затем почувствуйте все небо, Солнце, и Луна, и звезды внутри вас.
Продолжайте это десять-двенадцать дней. Пост медленно заполните все небо.
И в тот день, когда полните все небо, начните обратный процесс.
В течении двух дней станьте маленьким.
В обратном процессе и начните представлять, что вы становитесь очень маленьким.
Просто двигайтесь в обратном направлении.
Ваше тело не такое большое, как кажется - всего тридцать сантиметров.
Вы как маленькая игрушка - вы почувствуете это.
Если вы можете представить огромное, вы сможете представить и малое.
А потом еще меньше - таким маленьким, что вас можно взять в руку.
И в течение двенадцати дней дойдите до точки, когда вы не сможете найти себя.
Вы стали таким маленьким, как атом, вас невозможно найти.
Сделайте себя огромным, как все пространство и затем
сделайте себя таким маленьким, как невидимый атом,
двенадцать дней одно, двенадцать дней другое.
Вы почувствуете себя таким счастливым, так прекрасно и так центрировано,
что вы даже не можете вообразить.
Революция, которая совершается только из головы, — это мужская революция; революция, которая совершается только из сердца, — женская революция. Ни та, ни другая не обладают целостностью, полнотой. В полной, тотальной революции должно быть равновесие, должна быть гармония — женщина и мужчина, поющие в унисон, поющие одну и ту же песню на разные голоса. Песня одна, исполнителей двое — они встречаются в песне, сливаются в песне. Вот такая песня будет прекрасна, совершенно прекрасна.
Духовный учитель — это не социальное положение, а позиция человека по отношению к Богу. Гуру занимает позицию слуги Бога и слуги своего гуру, который также служит Богу. Любой, кто служит Богу мыслями, речью и поступками является духовным учителем. Его нельзя использовать для экономической или политической выгоды, это оскорбление. Гуру знает кто такой Бог, а Бог знает каждое живое существо. Поэтому гуру — слуга каждого. Любой может принять его наставления в служении Богу, и любой может отказаться. Гуру беспристрастен и независтлив, а значит, каждому желает блага, поэтому он проповедует всем. Живя в материальном мире, духовный учитель не связан с ним. Материальная природа поддерживает его сама, без его особых усилий и желаний.



Гуру повинуется голосу Сверхдуши, однако, это не означает, что он может вести себя как своевольный анархист. Если на самом деле он достиг осознания Бога, то его слова и поступки не будут расходиться со священными писаниями.



Духовный учитель, это то же самое, что и духовный отец. Самый близкий человек, поскольку его близость духовна, а не материальна. Он знает сердце ученика и, поэтому, видит, в чем для него истинное благо. В сердце ученика находится Сверхдуша вселенной, поэтому гуру должен говорить ученику то, что говорит Сверхдуша, которую тот еще не слышит. Сердце гуру мягкое и нектарное как мед, а слова остры как меч. Общение с духовным учителем сравнивают с необычным блюдом, которое сочетает в себе сладкий и острый вкус одновременно. Оно слишком острое, чтобы его можно было есть долго, но такое сладкое, что невозможно отказаться.
Объясните, что вы называете сновидениями.


Мы обладаем семью телами: физическим, эфирным, астральным, ментальным, духовным, космическим и нирваническим. Каждое тело имеет свой тип сновидений. Физическое тело известно в западной психологии как сознание, эфирное – как подсознание, а астральное тело как коллективное бессознательное.


Физическое тело порождает свои сны. Если у вас расстроен желудок, вы видите сон определенного типа. Если у вас температура, физическое тело порождает свой тип сна. Одно несомненно: сновидение порождено каким-то дискомфортом.


Физические недомогания и дискомфорт порождают свой особый мир сновидений, поэтому физический сон может быть стимулирован извне. Вы спите. Если вам на ноги положить мокрую простыню, вам может присниться сон, что вы переходите реку. Если вам на грудь положить подушку, то вам может присниться, что на вас кто-то сидит или что на вас упал камень. Это сны, которые приходят через физическое тело. Эфирное тело (второе тело) тоже имеет свои сны. Эти эфирные сновидения привели в смятение западных психологов. Фрейд принял эфирные сны за проявление подавленных желаний. Действительно, существуют сны, вызванные подавленными желаниями, но такие сны относятся к первому, физическому телу. Если вы подавляли свои физические желания, например, если вы голодали, тогда весьма вероятно, что вам приснится завтрак. А если вы подавляли половые желания, то очень возможно, что у вас будут сексуальные фантазии. Но эти сны относятся к первому телу. Психологические исследования не затрагивают эфирного тела, потому эфирные сновидения относят к первому, физическому телу. И отсюда большая путаница.


Эфирное тело во время сновидения может путешествовать. Оно может покидать ваше тело. Когда вы помните об этом, то это представляется вам сном, но это не сон в том смысле, как мы понимаем сны физического тела. Эфирное тело может выходить из вас, когда вы спите. Ваше физическое тело здесь, а ваше эфирное тело выходит и путешествует в пространстве. Для него нет ограничения в пространстве или расстоянии. Те, кто этого не понимает, кто не признает существования эфирного тела, объясняют это как сферу подсознания. Они разделяют человеческий ум на сознание и подсознание. Тогда физиологические сны называют "сознанием", а эфирные сновидения – "подсознанием". Они не подсознательны. Они так же сознательны, как и физиологические сны, но уже на другом уровне. Если вы начнете сознавать свое эфирное тело, то и сновидения из этой области станут осознанными.


Так же как и физиологические, эфирные сны могут быть стимулированы извне. Одним из методов вызывания эфирных видений и снов является мантра. Определенная мантра или определенная нада (слово, периодически звучащее в эфирном центре) могут порождать эфирные сновидения. Есть много способов. Звук – один из них.


Суфии для создания эфирных видений использовали запахи. Сам Мохаммед очень любил благовония. Определенный аромат порождает определенное сновидение.


Может быть использован и цвет. Лидбитер однажды имел эфирное видение голубизны – просто голубой цвет, но определенного оттенка. Он начал разыскивать этот особый голубой цвет на всех рынках мира. После нескольких лет поисков он наконец нашел где-то в Италии бархат этого оттенка. С помощью этого бархата вызывались эфирные сновидения и у других.


Когда вы глубоко погружаетесь в медитацию и видите цвета, ощущаете ароматы, слышите звуки и музыку, доселе неизвестные, то это тоже сны, сны эфирного тела. Сюда же относятся и так называемые духовные видения – это эфирные сны. Учителя, являющиеся своим ученикам, есть не что иное, как эфирные путешествия, эфирные сны. Но поскольку мы исследовали ум только на одном уровне бытия, физиологическом, то такие сны либо объяснялись языком физиологии, либо отрицались и отбрасывались, либо относились к области подсознания. Когда мы говорим, что что-то является частью подсознания, этим мы просто признаемся, что ничего об этом не знаем. Это просто технический трюк. Нет ничего подсознательного, но то, что осознано на более глубоком уровне, является неосознанным на предыдущем. Поэтому для физического тела эфирное является подсознанием; для эфирного астральное – тоже подсознание; для астрального подсознанием оказывается ментальное. "Сознание" – это то, что мы знаем; "подсознание" – это то, чего мы еще не знаем, неизведанное.


Есть также и астральные сны. В астральных сновидениях вы входите в свои предыдущие рождения. Это третье измерение ваших сновидений. Иногда эфирное или астральное сновидения могут быть частью обычного сна. Тогда ваш сон становится путаницей, и вы ничего в нем не понимаете. Поскольку все ваши семь тел существуют одновременно, что-то из одной сферы может проникать в другую. Поэтому иногда даже в обычных снах содержатся фрагменты эфирного или астрального.


В первом, физическом, теле вы не можете путешествовать ни во времени, ни в пространстве. Вы ограничены своим физическим состоянием и определенным временем, скажем, 10 часами вечера. Ваше физическое тело может видеть сны в этом определенном времени и пространстве, но не за пределами его. В эфирном теле вы можете путешествовать в пространстве, но не во времени. Вы можете отправляться куда угодно, но время все равно будет десять часов вечера. В астральной сфере, в третьем теле, вы можете путешествовать не только в пространстве, но и во времени. Астральное тело способно пересечь барьер времени, но только в направлении прошлого, не в будущее. Астральный ум способен проникнуть во всю бесконечную цепь прошлого, от амебы до человека.


В психологии Юнга астральный ум был назван коллективным бессознательным. Это ваша индивидуальная история рождений. Иногда она проникает в ваши обычные сны, преимущественно в патологических состояниях, а не когда вы здоровы. У человека с психическим расстройством первые три тела теряют свои обычные отличия друг от друга. Психически больной может видеть во сне свои предыдущие рождения, но ему никто не верит. Он и сам в это не верит и считает, что это просто сон.


Это уже не физический уровень сновидений, а астральный. Астральные сновидения имеют большое значение и смысл. Но третье тело может видеть только прошлое, но не грядущее.


Четвертое тело – ментальное. Оно может путешествовать и в прошлое, и в будущее. В критических положениях иногда даже обычный человек может заглянуть в будущее. Если кто-то из ваших близких умирает, то это сообщение может быть передано вам даже в обычном сне. Поскольку вы не знаете никаких других уровней сновидений, поскольку вы не знаете никаких других возможностей, то весть может проникнуть в ваш обычный сон.


Но такой сон не будет ясным, потому что ему пришлось преодолеть многие барьеры, прежде чем он стал частью вашего сновидения. Каждый барьер что-то исключает, что-то изменяет. Каждое тело имеет свою собственную символику, и каждый раз, переходя из тела в тело, сон переводится в символы этого тела. И тогда все запутывается.


Если вы видите сон в четвертом теле непосредственно, а не через другие тела, тогда у вас есть возможность проникнуть в будущее. Но только в свое собственное будущее. Это все еще индивидуально, в будущее другого человека вы проникнуть не в состоянии.


Для четвертого тела и прошлое, и будущее так же реальны, как и настоящее. Прошлое, будущее и настоящее становятся одним. Все превращается в сейчас: сейчас, проникающее назад, сейчас, проникающее вперед. Уже нет ни прошлого, ни будущего, но время все еще остается. Время, даже как "настоящее", все же остается течением времени. Вам все еще приходится фокусировать свой ум. Вы можете видеть прошлое, но для этого вам нужно фокусировать свой ум в этом направлении. Вы как бы временно исключаете настоящее и будущее. Когда вы сосредоточиваетесь на будущем, исчезают настоящее и прошлое. Вы сможете видеть и настоящее, и прошлое, и будущее, но раздельно, не как одно. И вы сможете видеть только свои собственные индивидуальные сновидения, сны, принадлежащие вам как отдельной личности.


Пятое, духовное тело выходит за пределы индивидуального и за пределы времени. Теперь вы в вечности. Ваше сновидение касается не вас как такового, а сознания целого. Теперь вы знаете все прошлое всего сущего, но не знаете его будущего.


Через пятое тело получили воплощение все мифы о творении. Они повсюду одинаковы. Отличаются символы, немного разнятся истории, но, независимо от того, христианские они, индуистские, иудейские или египетские, все мифы о творении – как был создан мир, как он возник все они параллельны, все они имеют общую подоплеку. Например, во всем мире существуют сходные мифы о великом потопе. Исторических записей не сохранилось, но все же записи есть. Эти записи относятся к пятому, духовному телу. Пятое тело способно видеть их во сне.


Чем глубже вы проникаете внутрь, тем больше сон приближается к реальности. Физиологические сновидения не очень реальны. Хотя определенная реальность у них есть. Эфирные уже ближе, астральные еще ближе, ментальные приближаются к реальности и, наконец, в пятом теле, вы достигаете подлинной реальности в своих сновидениях. Это способ познания реальности. И сновидением это не назовешь. Но, до некоторой степени, это и сновидение, потому что реальность не присутствует объективно. Она обладает объективностью, но проявляется как субъективное переживание. «Сновидение становится реальностью тогда, когда человек обретает способность фокусировать глаза на любом объекте. Тогда нет разницы между тем, что делаешь, когда спишь, и тем, что делаешь, когда бодрствуешь»


Два человека, пребывающие в пятом теле, могут одновременно видеть одинаковые сны, что до того было невозможно. Обычно нельзя видеть общие сны, но начиная с пятого тела, один и тот же сон одновременно могут видеть многие. Вот почему такие сновидения в каком-то смысле объективны. Мы можем их сравнивать. Именно таким образом многие люди, видя сны в пятом теле, узнавали одинаковые мифы. Эти мифы не были придуманы отдельными личностями. Они были созданы целыми школами, совместным трудом определенных традиций.


Итак, пятый вид сновидений гораздо реальнее предыдущих четырех, которые в определенном смысле нереальны, так как они индивидуальны. Никто другой не может разделить это переживание, и невозможно проверить его достоверность, не является ли оно фантазией. Фантазия – это ваша проекция; сновидение же это нечто, не существующее как таковое, но узнанное вами. Когда вы идете внутрь, все менее иллюзорными и фантастичными становятся сновидения, тем они объективнее, реальнее, истиннее.


Все богословские понятия созданы пятым телом. Они могут различаться языком, терминологией, своими концепциями, но в основе своей они одинаковы. Все это – сновидения пятого тела.


В шестом, космическом, теле вы переходите границы сознания, подсознания, материи, разума. Все различия исчезают. Шестое тело видит во сне космос. Вы переступаете порог сознания, и подсознательный мир становится осознанным. Теперь все является живым и сознающим. Даже то, что мы называем материей, сейчас является частью сознания.


В шестом теле были постигнуты космические мифы. Вы превзошли индивидуальное, вы превзошли сознательное, вы превзошли пространство и время, но все еще остается язык. Он на что-то указует, он что-то обозначает. Теории о Брахмане, майе, о единстве и бесконечности – все они были постигнуты в шестом теле. Те, кто видел сны в космическом измерении, были создателями великих систем, великих религий.


Через шестой тип ума сны идут в терминах бытия, а не в терминах небытия; в терминах позитивного существования, не в терминах не-существования. Здесь присутствует привязка к существованию и страх небытия. Материя и сознание стали едины, но не бытие и небытие. Существование и не-существование все еще раздельны. Это последний барьер.


Седьмое тело, нирваническое, переходит границы позитивного и делает прыжок в ничто. У него свои сновидения: о небытии, о ничто, о пустоте. "Да" осталось далеко позади, даже "нет" перестало сейчас быть "нет"; ничто не является ничем. Наоборот, это ничто стало еще более бесконечным. Позитивное должно иметь границы, оно не может быть вечным. Только отрицательное не имеет границ.


У седьмого тела свои сны. Теперь уже нет ни форм, ни символов. Есть только бесформенное. Теперь нет звука, есть только беззвучное – абсолютное безмолвие. Эти сны безмолвия всеобъемлющи, бесконечны.


Это семь тел. Каждое имеет свои сновидения. Но эти семь измерений сновидений могут стать помехой к познанию семи типов реальности. Ваше физическое тело умеет различать реальное и сон. Когда вы принимаете пищу, это реальность, но когда вам снится, что вы едите, это не реальность. Сон является заменителем настоящей еды. У физического тела своя реальность и свои сны. Это два различных способа функционирования физиологии, и они очень отличаются друг от друга.


Чем ближе вы к центру, чем в более высоком теле вы оказываетесь, тем ближе друг к другу сон и реальность. Подобно тому как радиусы круга сближаются, подходя к центру, и расходятся, приближаясь к окружности, сны и реальность сближаются, когда вы приближаетесь к своему центру, и расходятся по мере вашего ухода на периферию. Что касается физического тела, сны и реальность отделены большим расстоянием. Такие сновидения – чистая фантазия.


Это разделение не будет таким значительным в эфирном теле. Реальность и сны сближаются, и уже труднее их отличать один от другого. Но все же отличить можно. Если ваше эфирное путешествие было реальным, оно произойдет, когда вы бодрствуете. Если же это был сон, он случится, когда вы будете спать. Чтобы различать, нужно быть пробужденным в эфирном теле.


Есть приемы, которые позволяют быть сознающим в своем эфирном теле. Все методы внутреннего воздействия, такие как джапа (повторение мантр), отделяют вас от внешнего мира. Если вы заснете, постоянное повторение вызывает гипнотический сон. И вы будете видеть сны. Но если вы сумеете постоянно сознавать свою джапу, и она не возымеет гипнотического влияния на вас, тогда вы узнаете реальность эфирного тела.


В третьем, астральном, теле ощутить разницу между снами и реальностью еще труднее, потому что они еще больше сближаются. Если вы знаете само астральное тело, а не только астральные сны, тогда вы преодолеваете страх смерти. С этого момента вызнаете свое бессмертие. Но если это только астральный сон, а не реальность, то вы будете парализованы страхом смерти. Страх смерти – вот момент различения и пробный камень.


Тот, кто верит в бессмертие души и бесконечно повторяет это, пока не убедит себя, не в состоянии различать между реальностью астрального тела и астральным сном. В бессмертие не нужно верить; его нужно знать. Но прежде чем узнать, человек должен пройти через сомнения и неуверенность. Только тогда можно убедиться, действительно ли знаешь или просто выдумал. Если выверите в бессмертие души, то эта вера может проникнуть в ваш астральный ум. Тогда у вас будут сновидения, но сновидения и только. Но если у вас не вера, а жажда найти и узнать, когда вы не знаете, что ищите, что найдете, когда у вас нет предвзятых мнений – если вы просто ищите в пустоте, тогда вы познаете различие. Те, кто верит в бессмертие души, в прошлые жизни, те, кто принимают все это на веру, те просто видят астральные сны, но не знают реальности.


В четвертом, ментальном, теле сновидение и реальность становятся соседями. Они так похожи друг на друга, что вероятность принять одно за другое очень велика. Ментальное тело имеет сны, совершенно схожие с реальностью. Есть способы порождать такие сны – методами йоги, тантры и другими. Человек, практикующий голодовки, одиночество, темноту, создает сновидения четвертого типа – ментальные сновидения. Они будут казаться более реальными, чем окружающий нас мир.


В четвертом теле ум достигает вершины творчества – ему не мешает ничто объективное и материальное. Он обладает полной свободой творчества. Поэты, художники – все они живут в четвертом типе сновидений. Все искусство создано четвертым типом сновидений. Тот, кто видит сны четвертой области, может стать великим художником. Но не знающим.


В четвертом теле нужно сознавать все созданное умом. Не следует ничего проецировать; иначе оно осуществится. Нельзя ничего желать, иначе очень возможно, что желание осуществится. Не только внутри, но и снаружи желания могут исполниться. В четвертом теле ум так силен и так кристально чист, потому что четвертое тело является последним прибежищем ума. За пределами начинается не-ум.


Четвертое тело является первоисточником ума, поэтому можно сотворить все, что угодно. Нужно быть постоянно бдительным, чтобы не было никаких желаний, фантазий, образов; ни бога, ни гуру. Иначе вы их создадите из самих себя. Вы будете их творцом! Лицезреть их такое блаженство, что непреодолимо хочется их создавать. Это последнее препятствие для садхака, ищущего. Если преодолеть его, то больших барьеров уже не будет.


Если в четвертом теле вы просто сознаете и являетесь свидетелем, тогда вы знаете реально. Иначе ваши сны продолжаются. И никакая действительность не сравнится с этими сновидениями. Блаженство их ни с чем не сравнимо. Поэтому нужно сознавать экстаз, счастье, блаженство и постоянно остерегаться любых образов. Как только появляется образ, четвертый ум впадает в сон. Один образ влечет за собой другой, и вы продолжаете спать.


Четвертый тип снов можно предотвратить только оставаясь свидетелем. Здесь все дело в свидетельствовании, потому что если сон присутствует, то вы с ним отождествляетесь. Отождествление – есть сон, что касается четвертого тела. В четвертом теле сознавание и свидетельствование являются путем к реальному. В пятом теле сон и реальность становятся одним. Исчезает всякая двойственность. Теперь нет и речи об сознавании. Даже если вы не сознаете, вы будете сознавать свое несознавание. Теперь сон становится отражением реальности. Есть различие, но нет разграничения. Если я вижу себя в зеркале, то нет отличия между мной и моим отражением, но есть разница. Я настоящий, а оно не настоящее.


Пятый ум, если он воспитывал в себе различные понятия, может обрести иллюзию знания себя только потому, что он видел себя в зеркале. Он будет знать себя, но не таким, как он есть, а только свое отражение. В этом единственная разница. Но это по-своему опасно. Опасность заключается в том, что вы можете удовлетвориться отражением, и зеркальное отображение будет принято за реальность.


Для самого пятого тела это не представляет большой опасности, но для шестого тела это опасно. Если вы видели себя только в зеркале, тогда вы не сможете перейти грань, отделяющую пятое от шестого. Через зеркало эту границу перейти нельзя. Многие оставались в пятом теле. Те, кто утверждают, что существует бесконечность душ и каждая душа имеет свою индивидуальность – эти люди задержались на пятом теле. Они узнали себя, но не непосредственно, не прямо, а только через посредство зеркала.


Откуда же это зеркало? Оно возникает от культивирования понятий: "Я – душа. Вечная, бессмертная. За пределами смерти, за пределами жизни". Представить себя душой, не зная этого, и значит создать зеркало. Тогда вы не узнаете себя таким, какой вы есть, но только таким, каким вы отражаетесь в своих понятиях. И единственная разница в том, что, если знание приходит через зеркало, это сновидение; а если оно прямо, непосредственно, безо всяких зеркал, тогда оно истинное. Это единственная, но очень важная разница – не в отношении к уже пройденным телам, а к тем, которые еще предстоит пройти.


Как можно осознать, видишь ли ты сны в пятом теле или живешь в реальности? Путь один: оставить все писания, расстаться с видами философий. Теперь не должно быть никакого гуру; иначе гуру станет зеркалом. С этого момента вы совершенно одиноки. Никого нельзя брать в проводники, иначе проводник превратится в зеркало.


С этого момента полное и совершенное одиночество. Не одинокость, а одиночество. Одинокий человек всегда соотносит себя с другими; одиночество – это быть наедине с собой. Я одинок, когда нет связи между мной и другими, одиночество – это когда я есть.


Теперь нужно находиться в одиночестве во всех измерениях: словах, понятиях, теориях, философиях, доктринах; гуру и писаниях; христианстве и индуизме; Будде, Христе, Кришне, Махавире. Необходимо пребывать в одиночестве; иначе все что угодно станет зеркалом. Будда может стать зеркалом. Очень дорогим, но очень опасным.


Если вы абсолютно наедине с собой, нет ничего, в чем бы вы могли отражаться. Поэтому ключом пятого тела является медитация. Это значит, что вы находитесь в совершенном одиночестве, что вы свободны от всякого умственного процесса. Это значит быть без ума. Если есть хоть какой-нибудь тип ума, он превращается в зеркало, и вы в нем отражаетесь. Теперь нужно быть не-умом, без мыслей, без размышлений.


В шестом теле нет зеркала. Есть только космическое. Вы исчезли. Вас нет; нет видящего сны. Но сновидения могут существовать и без того, кто их видит. А когда есть сон и нет того, кто его видит, этот сон кажется истинной реальностью. Ума нет, думать некому, тогда то, что известно, действительно известно. Оно становится вашим знанием. Проплывают мифы о творении. Вас нет; что-то просто проплывает мимо. Некому ни судить, ни видеть сны.


Но ум, которого нет, все же есть. Уничтоженный ум все же существует не как индивидуальность, но как космическое целое. Вас нет, но есть Брахма. Вот почему говорят, что весь мир – это сон Брахмы. Весь этот мир – сновидение, майя. Не сон какого-то индивидуума, но сон всего целого. Вас нет, а целое видит сны.


Теперь единственным различием становится то, позитивен ли сон. Если он позитивен, значит это сновидение, потому что в высшем смысле существует только негативное. Когда все стало частью бесформенного, когда все возвратилось к первоисточнику, тогда все есть и в то же самое время его нет. Позитивное – это единственное, что осталось, через него нужно перескочить.


Итак, если в шестом потеряно позитивное, вы проникаете в седьмое. Реальность шестого является дверью в седьмое. Если не осталось ничего позитивного, ни мифа, ни образа, тогда сновидения прекращаются. Тогда есть только то, что есть: таковость. Теперь не существует ничего, кроме сущего. Предметов нет, но есть источник. Нет дерева, но есть семя.


Те, кто знали, назвали этот тип ума самадхи с семенем, сабиджа самадхи. Все исчезло; все вернулось к первоисточнику, к космическому семени. Дерева нет, но семя есть. И из этого семени все еще возможны сновидения, поэтому даже само семя должно быть уничтожено.


В седьмом нет ни сновидений, ни реальности. Видеть что-то реальное можно только до тех пор, пока возможны сновидения. Когда же нет возможности снов, тогда не существует ни реальное, ни иллюзорное. Итак, седьмое – это центр. Здесь сон и реальность стали одно. Между ними нет никаких различий. Вы либо видите сны о ничто, либо знаете ничто, но ничто остается тем же.


Если я вижу вас во сне – это иллюзия. Если я вижу вас наяву – это реальность. Но если я вижу во сне ваше отсутствие или вижу наяву ваше отсутствие – это одно и то же. Если вам снится отсутствие чего-то, то сон будет сходен с самим отсутствием. Разница существует только в терминах чего-то позитивного. Поэтому вплоть до шестого тела существует различие. В седьмом теле остается только ничто. Отсутствует даже семя. Это нирбиджа самадхи, самадхи без семени. Теперь сновидения невозможны.


Итак, есть семь типов снов и семь типов реальностей. Они взаимопроникают. Из-за этого много неразберихи. Но если вы уясните себе различие между ними, это вам поможет. Психология еще очень мало знает о снах. То, что известно, относится к физиологическому и, отчасти, к эфирному телам. Но и эфирное толкуется как физиологическое.


Юнг проник немного глубже Фрейда, но его анализ человеческого ума считают мифологическим, религиозным. Но он имеет зерно. Если западной психологии суждено развиваться, то это произойдет через Юнга, а не Фрейда. Фрейд был пионером, но всякий пионер становится препятствием к дальнейшему прогрессу, если привязанность к его достижениям переходит в одержимость. Даже несмотря на то, что Фрейд сейчас устарел, западная психология все еще одержима начинаниями Фрейда. Фрейду пора стать частью истории, а психология должна идти дальше.


В Америке пытаются изучать сновидения лабораторными методами. Таких лабораторий много, но используемые методы касаются только физиологии. Необходимо обратиться к йоге, тантре и другим эзотерическим методам, если хотят познать весь мир сновидений. Каждый тип снов имеет свой параллельный тип реальности, если не будет познана вся майя, весь мир иллюзий, то невозможно познать реальность. Только через иллюзорное можно познать реальность.


Но не принимайте все, что я вам тут наговорил, за теорию, систему. Просто примите это как отправную точку и начинайте видеть сны осознанно. Только когда вы будете сознательны в своих сновидениях, вы сумеете познать реальность.


Мы не сознаем даже свое физическое тело. Мы его не ощущаем. Только когда какая-нибудь часть его заболевает, начинаем мы сознавать его. Но нужно осознать свое тело в здоровье. Сознавание своего тела в случае болезни – мера чрезвычайная. Это естественный, заложенный в нас процесс. Ваш ум должен узнать, что с какой-то частью тела не все в порядке и о ней необходимо позаботиться. Но как только она выздоравливает, вы опять забываете о теле.


Вы должны сознавать свое собственное тело: как оно работает, его тонкие ощущения, его музыку, его молчание. Иногда тело ваше молчит, иногда оно шумит, иногда расслаблено. В каждом состоянии ощущения совершенно иные, и так жаль, что мы этого не сознаем. Когда вы ложитесь спать, в теле происходят тонкие изменения. Когда вы утром пробуждаетесь, опять происходят изменения. Это нужно ощущать.


Собравшись открыть глаза утром, не делайте это немедленно. Когда вы ощутили, что сон прошел, осознайте свое тело. Не открывайте пока глаз. Что с вами происходит? Внутри вас происходят большие изменения. Сон покидает вас и ему на смену идет бодрствование. Вы видели, как восходит солнце, но не видели, как поднимается ваше тело. Оно по-своему прекрасно. У тела есть свое утро и свой вечер. Это называется сандхья: момент трансформации, момент изменения.


Когда вы засыпаете, молча наблюдайте, что происходит. Вот идет сон. Сознавайте! Только тогда вы сумеете осознать свое физическое тело. И как только вы осознаете свое физическое тело, вы узнаете, что такое физиологический сон. Тогда утром вы сумеете вспомнить, что было физиологическим сном, а что нет. Когда вы узнаете внутренние чувства, внутренние потребности, внутренние ритмы своего тела, тогда вы сумеете понять язык ваших сновидений, в которых они отражаются.


Мы не понимаем язык нашего собственного тела. Тело имеет свою мудрость. У него тысячелетний опыт. В моем теле заключен опыт моих отца и матери, и их родителей, и так далее в течение многих веков, за которые семя моего тела развилось в то, чем оно является. Тело имеет свой язык. Прежде всего нужно понять язык тела. А когда вы его поймете, вы узнаете, что такое физиологические сновидения. И тогда утром вы сумеете отличить физиологические сны от иных.


И только тогда откроется новая возможность: осознать свое эфирное тело. Только тогда, и не ранее того. Вы становитесь тоньше. Вы в состоянии ощущать на более тонком уровне звуки, запахи, оттенки. Тогда во время ходьбы вы будете знать, что идет ваше физическое тело, а эфирное тело не идет. Это различие становится предельно ясным. Вы принимаете пищу: ест физическое, а не эфирное тело. Существуют эфирная жажда, эфирный голод, эфирные стремления, но их можно распознать только тогда, когда полностью познано физическое тело. И постепенно будут узнаны и другие тела.


Сновидения – это одно из величайших явлений. Оно все еще скрыто, неразгадано, непознано. Это часть тайного знания. Но сейчас пришло время, когда все тайное должно стать явным. Все, что было скрыто до сих пор и не должно быть более скрытым, иначе это станет опасным.


В прошлом была необходимость в том, чтобы некоторые вещи оставались в тайне, так как знание в руках невежества может быть опасным. Это сейчас происходит с научным знанием на Западе. Ученые осознали этот кризис и хотят создать тайные науки. Ядерное оружие не следовало давать в руки политиков. Последующие открытия должны оставаться неизвестными. Нам придется ждать того времени, когда человек дорастет до того, что ему можно будет открыть знания безо всяких опасений.


Точно так же в области духовного многое было известно на Востоке. Но если бы все это попало в руки невежественных людей, могло бы случиться несчастье, поэтому ключ был спрятан. Знание было сделано тайным, эзотерическим. Оно очень осторожно передавалось от человека к человеку. Но сейчас, из-за прогресса науки, пришло время открыть его. Если духовные, эзотерические истины останутся неизвестными, наука станет опасной. Их нужно сделать явными, чтобы духовное знание шло на одном уровне с научным знанием.


Сон – это одна из важнейших эзотерических сфер. Я вам кое-что рассказал об этом, чтобы вы могли начать сознавать, но я не сказал вам всего. Это не нужно и не полезно. Я оставил промежутки. Если вы займетесь этим, все промежутки автоматически заполнятся. Я дал вам только внешние очертания. Этого недостаточно для того, чтобы построить вокруг этого теорию, но достаточно для того, чтобы вы могли начать.ОШО
Сны - это активное воссоздание реальности внутри нашего сознания. Надо сотворить целый мир, и на это уходят все силы организма,иллюзия порождает привязанность к материальному телу
Существует 14 планетных систем, в каждой из них есть свои формы жизни. Они отличаются друг от друга и по степени освещенности. На одних очень светло, на других сумерки, а на третьих царит полнейший мрак. Но человеку легче поверить в НЛО. По статистике уже половина американцев верит в жизнь на других планетах. Однако самое главное отличие живых существ, проживающих на разных планетных системах, это степень их разбуженности, то, насколько они смогли выйти из-под влияния иллюзии…

Наша планета относится к планетам среднего уровня, а значит, мы сами вольны выбирать, спать нам дальше или проснуться. Фактически мы делаем это каждый день утром, лежа в своих кроватях. Но мудрецы прилагают все усилия, чтобы помочь нам проснуться. Поэтому даже им могут сниться кошмары, даже святым могут сниться неприятные сны, потому что они входят в контакт с нашими проблемами, и это противостояние, эта борьба с человеческим невежеством приносит им такие неприятности. Плохие сны у святых говорят о том, что они борются с плохим в сердцах окружающих их людей. Плохой сон проповедника - это признак того, что он находится на войне с иллюзией. А на войне редко снятся хорошие и добрые сны. Так что такой плохой сон еще надо и заслужить.

Когда мы начинаем помогать другим, мы должны быть готовыми переваривать не только свои проблемы, но и проблемы окружающих. Только Бог может переваривать яд безболезненно, и так как мы не боги, у нас естественным образом появляются некоторые проблемы. Во время моих путешествий мне приходится каждые несколько дней спать в новом месте, и каждый раз мне снятся немного другие сны, некоторым я совсем не рад, но пока не уедешь из этого города, проблемы не решишь. Духовные учителя также испытывают подобного рода явления. В «Шримад Бхагаватам» говорится, что иногда духовный учитель, приняв ученика, должен взять на себя ответственность за прошлые грехи этого ученика, и, будучи перегруженным этим, порой он может страдать, если не полностью, то частично, вследствие греховных поступков этого ученика. Эти беспокойства могут проявляться не только как болезни, но и как кошмарные сны.
Также можно упомянуть сны о духовном учителе, которые являются наградой ученику за его усилия на пути духовного развития. Сон с участием духовного учителя может быть реальным, непосредственным опытом общения с ним. Такое общение во сне - это один из видов духовной телепатии. Однажды Шрила Прабхупала написал своему ученику: "На самом деле я думал о тебе, и по милости Кришны мое беспокойство было передано тебе в твоем сне". Современный человек лишь недавно начал изучать экстрасенсорные способности и загадки сновидений. Но люди духовно развитые иногда получают возможность такого мистического общения. Так учитель Шрилы Прабхупады попросил его принять саньясу в его сне. И после того как он увидел один и тот же сон несколько раз, его решимость принять отречение стала неумолимой. Шрила Прабхупада называл этот сон великой удачей
первый- те сны, в которые погружается всё человечество в процессе восприятия так называемого явного, находясь в физическом теле.. иными словами- то , что абсолютное большинство считает реальностью.. хммм
второй- сны, которые осознают и помнят очень немногие.. это Видение и осознанное восприятие себя вне физического тела, но с привязкой.. как временной, так и пространственной.. что автоматически подтверждало иную возможность восприятия- Осознание себя-Мира на принципиально ином уровне.. минуя посредника- физическое тело..
из всего этого следуют несколько иные выводы.. а именно: отсутствие снов говорит о недостаточном развитии энергетического тела, либо о нерациональном использовании человеком своих энергетических ресурсов..




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.11.2013. выдержки из Ошо