Карл Густав Юнг о поэтическом творчестве

Филимонов Вадим: литературный дневник

..."Констатирование этого факта могло бы оставить душу совсем холодною,
если бы поэты не были людьми, способными читать в коллективном
бессознательном. Как передовые люди своего времени, они угадывают
таинственные течения, слагающиеся в данный момент, и выражают их, смотря по
своим индивидуальным способностям, в более или менее красноречивых символах.
Таким образом они, как настоящие пророки, возвещают о том, что происходит в
бессознательном, - "волю Божию", по выражению Ветхого Завета, именно то,
что, согласно этому, неизбежно обнаружится впоследствии как всеобщее
явление."


..."Поэтому мы не можем относиться равнодушно к творчеству поэтов, ибо они
в своих главных произведениях и в своем глубочайшем вдохновении черпают из
недр коллективного бессознательного и высказывают вслух то, о чем другие
лишь грезят. Но хотя поэты все это вслух выговаривают, все же они
высказывают только символ, доставляющий им эстетическое наслаждение, но не
сознают при этом его истинного значения. Я не оспариваю того, что поэты и
мыслители имеют воспитательное влияние на своих современников и на потомков;
однако мне кажется, что влияние их, по существу, покоится на том, что они
громче и яснее высказывают то, что все знают; и лишь поскольку они выражают
это всеобщее бессознательное "знание", постольку они оказывают воспитывающее
или обольщающее воздействие. Наиболее сильное и непосредственное
суггестивное воздействие оказывает тот поэт, который умеет выражать в
подходящей форме самый поверхностный слой бессознательного. Чем глубже
проникает созерцание творческого духа, тем более чуждым становится он толпе
и тем сильнее становится противление со стороны тех, которые сколько-нибудь
выделяются из толпы. Масса не понимает его, но бессознательно живет тем, что
он высказывает; и не потому, что он это высказывает, а потому, что она живет
из того коллективного бессознательного, в которое он смотрел. Правда, лучшие
представители нации понимают кое-что из того, о чем он говорит, но так как
высказанное, с одной стороны, соответствует тому, что происходит в массе, а
с другой стороны, предвосхищает их собственные стремления, то они ненавидят
творца этих идей, и притом не по злобе, а из инстинкта самосохранения. Когда
же постижение коллективного бессознательного доходит до такой глубины, что
сознательное выражение не ухватывает больше его содержания, тогда нельзя
бывает сразу решить вопрос: имеем ли мы дело с болезненным продуктом или же
с произведением, непонятным ввиду его особенной глубины? Чаще всего такое,
недостаточно постигнутое, но глубоко значительное содержание бывает чем-то
болезненным. А болезненные произведения по общему правилу бывают
значительны. Но доступ к ним в обоих случаях труден. Слава их творцов, если
она вообще приходит, бывает посмертной, а иногда опаздывает даже на
несколько столетий."


Карл Юнг "Психологические типы", стр.221-222. "Попурри" Минск 1998.





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 08.03.2011. Карл Густав Юнг о поэтическом творчестве