Русский баснописец Иван Крылов

Виктор Зуев Амурский: литературный дневник


В молодые годы Иван Андреевич Крылов славился острым языком и неуживчивым характером. Второго такого язвительного журналиста в Петербурге не было. Он приехал в Петербург совсем зеленым юнцом, а в пятнадцать лет уже опубликовал пьесу, которую тут же поставили в театре.
Крылов издавал журналы, где сильно доставалось властям. С ним беседовала сама императрица: она предложила ему на пять лет уехать из страны, попутешествовать, пополнить образование - деньги давало правительство. Но Крылов отказался.
С восьми лет Иван Крылов начал служить подканцеляристом. Подростком он был в восторге от кулачных боев и часто сам становился в стенку. Грудь у него была широкой, кулаки - отменными, и от его ударов летели наземь лучшие бойцы.
Когда Ивану было четырнадцать, он не побоялся высоченного, широкоплечего купца, державшего в страхе всю Тверь... Поймав кураж, он ударил его по уху и сбил с ног. Крылов был необыкновенно талантлив - сам научился играть на скрипке. Свободно владея французским, он самостоятельно в Петербурге освоил английский, немецкий и итальянский языки.
О его обжорстве ходили легенды. Кто-то рассказывал, что баснописца потчевали царским обедом при дворе вдовствующей императрицы Марии Федоровны и он остался недоволен: пирожки с горошину, суп жидкий, да и вино оказалось неважным.
Крылов решил, что дворцовая прислуга ворует и продает на сторону и шепнул соседу: "Плохо царей наших кормят. Надувательство кругом" - и изо всех вил приналег на царское жаркое. И все же остался голоден. Вернувшись домой, Крылов по его же словам заел царский обед миской кислой капусты и хлебом.
Он пренебрегал внешней стороной жизни так, как это делали мудрецы, здесь была своя философия.
Александр Тургенев принимал Крылова каждый год, на званый обед собирались лучшие люди Петербурга. Здесь был свой ритуал: сначала Крылов читал несколько свежих басен - и делал это совершенно бесподобно, заткнув за пояс лучших актеров.
Иван Андреевич Крылов заканчивал жизнь в славе, достатке, пользуясь всеобщим уважением. Над его обжорством и странными привычками посмеивались, но кажется, что это была роль, которую Крылов талантливо играл.
Он был очень умен, и знал, что маска чудака дает свободу, возможность ни с кем не церемониться. Так, как он, Императору Всероссийскому не отвечал никто: "Ба, Иван Андреевич, давно не виделись!" - "Да, государь, а кажись соседи..."
Еще одной странностью Крылова была любовь к пожарам: говорили, что без него не горел ни один петербургский дом. Быть может, огонь напоминал ему и о его собственной молодости, ярко начавшейся и быстро перегоревшей. И о том, что, погибнув, можно встать из пепла...
И о печальной мудрости, - горьком, но не самом плохом жизненном итоге. Он оставил после себя громкую славу и россыпь анекдотов о странном человеке, гениально одаренном комическом персонаже - обжоре, неряхе и лентяе. А то, что это маска, догадывались только самые близкие ему люди.




Другие статьи в литературном дневнике:

  • 12.11.2021. Русский баснописец Иван Крылов