Живое
Вечер А. Н. Скрябина В ЦДЛ.
Что нам дает книга, прикосновение к страницам? Просто если подержать ее в ладонях, становится легче на душе. Какое значение приобретает книга для нас, современных людей, уже достаточно «наевшихся» технологий? Мы начинаем неосознанно стремиться к натуральному. Наверное, кому-то покажется странным слышать эти слова в самый разгар популярности электронных изданий и сетевого общения. Но именно сейчас начинает чувствоваться острая нехватка «живого» общения, «живой» книги. Раньше мы не задумывались об этом, эта «роскошь» была доступна и естественна каждому из нас, как некогда было доступно и естественно пить воду прямо из реки.
И слава Богу, пока еще есть те, кто дают это живое общение, живые книги, насыщенные творческой созидательной духовной силой. Среди таких животворящих встреч можно назвать литературно-музыкальный вечер, состоявшийся первого марта в Малом зале ЦДЛ, посвященный 140-летию со дня рождения талантливейшей личности, композитора, музыканта и философа Александра Николаевича Скрябина. Поводом послужил выход в свет необычной книги о Скрябине «Со скоростью света прямо к Солнцу, в Солнце», авторы которой член Союза писателей России, поэт, руководитель литературной студии «Некрасовка» Полина Рожнова и член Союза писателей России Маквала Чочия уже выпустили одно совместное издание в жанре историко-публицистического повествования «Дом 4 в Староконюшенном».
Книга к юбилею Н. А. Скрябина включила стихи и прозу, посвященную композитору, публицистику, исторические и архивные материалы. На вечере-презентации собрались пообщаться литераторы и ученые, музыканты и деятели искусства, поэты и писатели. Среди них Иван Голубничий - член Союза писателей России, секретарь Правления Союза писателей России, главный редактор газеты МГО СП России «Московский литератор», Александр Скрябин - президент фонда им. А. Н. Скрябина, Валентина Рубцова - главный редактор издательства «Музыка», заместитель директора Музея А. Н. Скрябина, Елена Михайлова – заместитель директора по научной работе – Музей Серебряного века, Игорь Гунст – заслуженный архитектор РФ, Александр Данилов – композитор, исполнитель песен на стихи поэтов Серебряного века. Авторы опубликованных в книге произведений члены СП России Маргарита Ногтева, Лариса Кравчук, Светлана Соложенкина, Александра Позельская, Дмитрий Обрядчиков, Татьяна Летнева, Лариса Прашкивская и многие другие участники и гости. Хозяйкой вечера стала Полина Константиновна Рожнова. Музыкальные партии из произведений Н. А. Скрябина исполняли Павел Шацкий – пианист, лауреат стипендии Н. А. Скрябина, и Наталья Терехина – студентка Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского.
К слову, Наталья Терехина еще и очень интересная поэтесса. Так, к примеру, она поэтически увидела Шесть прелюдий опуса 13 Скрябина, которые исполняла на вечере:
Свет звезд. На сцене Жизнь. Хаос.
№1Космос красным «до» войдёт в данность.
№2Рано утром в чистое «ля» вера;
№3Ясный полдень, «соль»морей, пена.
№4Бабочка «ми»мо феей летит ветра,
№5И в «ре»верансе крыльев лучи спектра.
№6Нет звёзд. На сцене Смерть. Рос«си»я.
«Все пришедшие (свободных мест не было) были искренне, горячо увлечены темой жизни и творчества Скрябина. Этому способствовал и замечательный документальный слайд-показ, сопровождавший выступления участников. В течение вечера на экране появлялись фотографии, афиши скрябинской эпохи. Так сложилось, что вечер памяти Скрябина совпал с днём рождения его юношеского кумира Фридриха Шопена. Думаю, Скрябин был бы счастлив!» – поделилась своими впечатлениями Наташа.
…Для Скрябина было характерно, что настоящих черновиков произведений у него не почти не существовало. На бумагу он заносил лишь отдельные, постороннему человеку ничего не говорившие мысли, намеки, даже не эскизы. Будучи гениальным творцом, Скрябин был и единственным исполнителем, истолкователем своих музыкальных творений. Необыкновенно тонкая, глубокая и проникновенная игра его как нельзя больше отвечала сущности его произведений… Так вспоминает о Скрябине Евгений Гунст, друг композитора. С этими уже почти столетней давности строками перекликается вот такое стихотворное впечатление от исполнения произведения Н. А. Скрябина современным исполнителем, лауреатом международных конкурсов Юрием Розумом:
…И — задохнувшись густотою звука
Вдруг получив ожог глубокий нот
Мы жили там, где клавиши и руки,
Где за аккордом плавился аккорд,
Расплавлены от сладости и боли
Жгли безразличье сытое молвы.
Огнем струилось золото живое,
Целуя жарко бездну синевы…
(Александра Позельская «Пришел неслышно…»)
«У мальчика феноменальная память», - рассказывала Любовь Александровна Скрябина, мама композитора.
У каждого слушателя скрябинских произведений рождаются свои образы, возникают уникальные впечатления. Вот что говорит сам автор о своей Седьмой фортепьянной сонате: «Дух (вселенная) есть вечное творчество», бесцельная божественная «игра» мирами; дух человеческий является отражением в микрокосме Духа вселенной… действие совершается как бы на той скрытой грани потустороннего мира, где крайняя суровость соприкасается с нежной лаской…»
В связи с этим ощущением, переданным композитором, вспоминается отрывок из стихотворения в эссе Ларисы Кравчук, обращенный к Душе:
Музыка: Девочка! Лети!
Там тени нет!
Лети!
Там бездны нет!
Там есть простор.
Вниз не смотри!
Ле-ти!
(Лариса Кравчук «Душа и музыка»)
Это единство, содружество слова и музыки мы находим в творчестве композитора и философа, попытавшегося музыкально-художественно выразить теорию синтеза искусств, философскую категорию Вячеслава Иванова, поэта, ученого, филолога и драматурга «всеискусство». Вместе они обсуждали и теоретически созидали «Мистерию» - некое духовное тело мира в музыкальной форме, состоящую из тройной «страсти» - личного, общечеловеческого и вселенского трансформизма. Возможно об этом поэтическая ассоциация Светланы Соложенкиной в ее стихотворении «Пересотворение мира»:
…Шаровые молнии он срывает, как яблоки,
с дерева познания
Семь нот привычных,
и – восьмая – громовой удар!
Вдоль Млечного пути в разломах мироздания -
лев катает лапой земной шар.
«Мистерия» не была создана. Но она существует в реальности, нет у нас лишь ее преломления, перенесения на музыку гениальным композитором. Однако ее можно почувствовать, она тоже нечто «живое», способное осветить душу изнутри в своем личностном и общечеловеческом мировосприятии и развитии. Что же касается вселенского таинства…
…Надо ли это
ныне живущим — знать,
надо ли это видеть?
Это грядущего тайна.
Слышишь, она обрастает
Млечным путем…
(Полина Рожнова «Скрябин»)
Другие статьи в литературном дневнике: