Метафизика войныСкопировано из литературного дневника Леры Мурашевой. Отрывок из статьи Романа Носика "Народ-священник". Полностью статью можно прочитать здесь (в ссылке убрать пробелы): Для войны всегда находится множество причин. Тут и геополитика с экономикой — точнее говоря, жажда власти и жажда богатства. Тут и личные амбиции, обиды, счёты, комплексы, влияющие на решения, принимаемые элитами. Война — это всегда мерзкая каша из малых и больших преступлений, гордынь, похотей, сребролюбий и много ещё чего. Но в войнах между Россией и остальным миром всегда есть в клубке сюжетных линий одна особенная — та, что придаёт каждой такой войне эсхатологический оттенок. Со странным восторгом Европа рассуждает о «загадочной русской душе» и немедленно срывается в животную пещерную русофобию. Европа с восхищением рассказывает себе самой сказки о волшебной России — стране святых, стране царей, стране могучего таинственного народа, а затем внезапно начинает заходиться в истерике про унтерменшей, диких азиатов, чужое страшное племя. Отчего так? Почему сами азиаты не вызывают у Европы и Запада такой странной реакции? Тут, конечно, много геополитики и жадности. Да, им очень бы хотелось, чтобы мы были не Россией, способной ощетиниться штыками и ядерными боеголовками, а чем-то вроде Африки — богатой страной, приспособленной для несения в неё Бремени Белых. Это вполне объясняет агрессию, русофобию и прочий негатив. Но откуда же восхищение? Откуда же европейская интеллигентская русофилия с постановками Чехова в театрах, с постоянными попытками экранизаций Толстого? Проблема ведь не в ненависти или в любви. Загадка отношения Европы к нам заключается в постоянном трагическом сочетании. Европейская культура несколько больна нами. Европейское сознание воспринимает нас одновременно как объект поклонения и как источник опасности и даже скверны. Европейская культура полагает нас понятием сложным, высоким — «тайной, упакованной в загадку», но одновременно с этим мы для них низки и примитивны. Всё это выглядит странно и на первый взгляд необъяснимо. Для нас — советских детей. Это потому, что у нас нет религиозного образования. Человек религиозно образованный быстро опознает этот странный сценарий отношений. Это отношение древних евреев и язычников к Христу, пророкам и апостолам. Я помню, что многие не поняли меня, когда я заявил, что «Россия — это Бог». Кто-то углядел в этом шовинизм, даже фашизм, национальное чванство, религиозную экзальтированность. Они, конечно же, ошиблись, и речь шла не об этом. Европейская интеллигенция очарована той тщательнейшей сложностью, с которой русская культура вообще и литература в частности занята вопросами борьбы добра и зла в человеческой душе. Они без ума от беспощадного зеркала человеческой души — Достоевского. Они поражены масштабностью восприятия человека в творчестве Толстого. Они потрясены величием ежедневного быта в восприятии Чехова. Никогда ни один народ не создавал такого. Не знаю точно, но вполне вероятно, что одной из причин подобного развития нашей культуры, помимо чисто хозяйственно-политических причин, был сам русский язык, развившийся под влиянием литургического церковно-славянского языка — то есть языка, целенаправленно созданного для того, чтобы описывать высокие смыслы. Некоторое время Европа купается в этом русском наследии, наслаждается непривычной сложностью, бьётся лбом о «загадку русской души», которая, страдая, наполняется светом. Они вначале полагают, что это такой русский брахманизм — аналог нестриженых ногтей и немытого тела, чесотки и худобы, которые являются платой за некую мистическую духовность, оторванность от материального мира. Но капля за каплей, строчка за строчкой, книга за книгой сливаются вместе, и постепенно из всех этих ярких палехских красок — чёрного, красного, золотого, таких забавных и народных по отдельности, — на холстине с картой «таинственной России с медведями, царями и русской душой» появляется лик Христа, который смотрит прямо в европейскую, обеспеченную всяким комфортом и изобилием душу и говорит страшное: «…если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною». © Copyright: Лера Мурашова, 2014. Другие статьи в литературном дневнике: © Copyright: Иван Странник 2, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|