со страницы Большой Литературный Клуб

Виктория Тамарина: литературный дневник

Андрей Моисеев. Экспертный обзор. Февраль-2021


"Всё, что вы говорили до этого момента, не имеет ровным счетом никакого значения, потому что я еще не включила свой слуховой аппарат".
Автор этих слов, писательница Мариэтта Шагинян, написала за долгую жизнь более 70 толстых книг и тысячи статей, а осталась в народной памяти короткой фразой, оброненной в мимолетном разговоре и случайно записанной кем-то из присутствующих. Казалось бы, эта реплика не имеет отношения к литературе. Но, если вдуматься, именно она исчерпывающе описывает взаимоотношения автора текста и его читателя.
Если читатель не включил свой «слуховой аппарат», то что бы автор ни делал, как бы ни старался поразить воображение – объект воздействия останется глух и безучастен к излияниям его души. Но даже когда слуховой аппарат включен, он усиливает только определенные звуковые частоты – те, которые перестал воспринимать естественный слух человека.
По аналогии, читатель, который удосужился открыть и прочитать любое литературное произведение, воспримет в нем только то, что понравится его «слуховому аппарату» – мировоззрению, художественному вкусу и жизненному опыту, а остальное так и останется незамеченным, неуслышанным и непонятым. Вот откуда проистекают все литературные баталии, вот почему одно и то же произведение порождает и восторженное почитание, и острое неприятие – у людей просто разные «слуховые аппараты», и они по-разному воспринимают написанное. Поэтому поэт не должен слепо и абсолютно доверять ни одному высказанному мнению о его творчестве. Одни эксперты разнесут вас в пух и прах, а другие возведут на пьедестал и украсят лаврами за одну и ту же строчку, метафору или рифму.
Это вовсе не отменяет того факта, что не все мнения одинаково ценны, и что объективно существует хорошая и плохая поэзия. Но если с Пушкиным и Гёте всё более-менее ясно, то, например, дискуссия о творчестве Эдуарда Асадова не утихает уже более 15 лет после его смерти, и, похоже, разногласия по этому поводу будут существовать вечно. Профессиональные критики никогда не признАют за Асадовым выдающихся поэтических способностей, а многочисленные поклонники его творчества никогда не согласятся с их точкой зрения.
В таких случаях снова включаются и выключаются слуховые аппараты, и человек создает вокруг себя комфортную обстановку, где слышно только то, что ему хочется услышать. В принципе, никто не мешает поступить так же любому автору Стихиры. Вот только после этой нехитрой процедуры, как правило, наступает тишь да благодать, и останавливается всякое творческое развитие – зачем к чему-то еще стремиться, если и так, вроде бы, неплохо получается?
Для чего я все это рассказываю? А для того, чтобы подстраховаться. Если кому-то не понравятся мысли и оценки, высказанные в этом обзоре – имейте в виду: это не я, это мой далеко не совершенный «слуховой аппарат» не услышал, не оценил по достоинству, не восхитился тем, чем, по вашему мнению, он должен был восхититься (или, наоборот, восхитился тем, чем восхищаться не следовало). Если в ходе прочтения вы испытаете негативные эмоции – вы знаете, что с этим делать. У каждого из вас тоже есть свой собственный «слуховой аппарат». С выключателем. ;




Другие статьи в литературном дневнике: