Тема вечной любви бесконечна как Вселенная. Во все века и тысячелетия её воспевали поэты и прозаики, живописцы, скульпторы, композиторы, драматурги, кинематографисты. Один из кинематографических шедевров – американский художественный фильм режиссёра Уильяма Дитерле 1948 года «Портрет Дженни», не знакомый большинству российских зрителей. Фильм поставлен по новелле Роберта Натана. Никому не известный в Нью-Йорке художник Эбен Адамс тщетно пытается продать картинной галерее свои пейзажи. Искусствоведы объясняют ему отказ: «Техника письма есть, а чувств нет».
Так продолжалось до тех пор, пока Адамс ни встретил случайно в зимнем парке общительную девочку–подростка по имени Дженни. Она приятно удивила его своей искренностью, непосредственностью, открытостью чувств: «Желаю дождаться, пока я вырасту и потом меня не бросать». Ему кажется странным, что девочка рассказывает о давно прошедших событиях, как о реальных, а на вопрос: «Откуда ты это знаешь?» отвечает: «Я это помню». К тому же девочка одета хотя и красиво, но старомодно, и художнику кажется, что он уже встречал её ранее. Дженни, посмотрев его рисунки, простодушно говорит: «Хочется вас похвалить, а душа не велит» и советует писать не пейзажи, а портреты.
Адамс под впечатлением от встречи с незнакомкой написал по памяти её портрет, который купила галерея. С этого времени ему стал сопутствовать успех, а его интерес к незаурядной девочке постепенно перерос во влюблённость, а затем в любовь. При каждой их новой встрече девочка очень быстро взрослела, а к пятому появлению превратилась в молодую красавицу. Восторженная Дженни охотно позирует влюблённому художнику, и он пишет её портрет, который стал его триумфом. Зрители восхищённо говорили: «Она как живая!» Да, любовь творит чудеса, и профессиональная карьера Адамса состоялась. «Портрет Дженни» стал одной из лучших картин в Метрополитен-музее. Только одухотворённый любовью человек смотрит на мир восторженными глазами и способен создавать шедевры. Однако его Муза снова исчезла, Эбен Адамс отправляется на поиски любимой и узнаёт о её неожиданной гибели. Но даже после трагедии она осталась для него неиссякаемым источником вдохновения.
История Адамса и Дженни – это ода вечной любви, которую не разлучила даже смерть героини. Этот фильм интересен тем, кто понимает разницу между любовью земной – физиологической и небесной – духовной, возвышенной, романтической, божественной, уносящей влюблённых в заоблачные выси. По мнению древнегреческого философа Платона небесная любовь – это любовь к прекрасному, мудрости и философии. На земле она проявляется как любовь к мужчине. Низменной, исключительно ради продолжения рода, в древней Элладе называли любовь к женщине.
Это различие гениально отразил величайший флорентийский живописец 16 века Тициан в картине «Любовь небесная и любовь земная». Современники Тициана видели в картине превосходство неукрашенной красоты – обнажённой Венеры – над украшенной красотой. Обнажённость в эпоху Возрождения олицетворяла чистоту, невинность, целомудрие – непорочную красоту, которая превращается в вечную, небесную любовь. Любовь земная держит в руках чашу с драгоценностями – символ богатства, земных благ. Её застывшее, словно каменное лицо не реагирует на призыв Венеры, в руке которой лампада с горящим любовным огнём, обратить свой взор на небо. Любовь небесная смотрит на неё с сожалением – несчастные те люди, которые в погоне за материальными благами не узнали истинной, духовной, божественной любви, творческого горения, полёта мысли – рождённые ползать летать не могут. Достаточно один раз взглянуть на это гениальное творение величайшего мастера кисти и понять торжествующий гимн вечной, духовной, возвышенной любви.
Фильм «Портрет Дженни» – это философская притча, и начинается он с пролога: «С незапамятных времён человек стремился объять необъятное и прикоснуться к тайнам Вселенной. Что есть пространство, и что есть время, что значит жизнь, и что значит смерть? …Учёные утверждают, что материя бессмертна, она лишь меняет форму, а время тает безвозвратно, но как волны окружает нас, и прошлое, и будущее всегда где-то рядом и неразделимо. «Быть может то, что называют жизнь, есть смерть, а умереть — это значит воскреснуть?» – цитирует автор Еврипида.
Каждый вправе трактовать этот афоризм древнегреческого драматурга в соответствии со своей верой, философией, пониманием времени, жизни, смерти и бессмертия. Люди западного, или христианского типа цивилизации живут в линейном времени: Прошлое – оно свершилось, в нём ничего нельзя изменить, но можно и нужно извлекать уроки. Настоящее – человек активно действующее лицо, он может и должен влиять на ход событий. Будущее – оно неизвестно,
человек своей активной позицией в настоящем может подготовить будущее.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.