П. В. Смирновский в «Теории словесности для средних учебных заведений», первое издание которой вышло в 1883, а последнее, 20-е, — в 1917 г., писал: «Словесное выражение результатов одной только умственной деятельности называется прозой; словесное же выражение результатов художественного творчества называется поэзией». «Поэзия или творчество (poiesis), подобно живописи, музыке, ваянию, есть искусство создавать посредством слова новые прекрасные образы, или мир возможный (идеальный), в отличие от прозы, которая изображает мир действительный (реальный)».Об этом по отношению именно к словесному искусству, писал Н. Г. Чернышевский: «Художественность состоит в том, чтобы каждое слово было не только у места, — чтобы оно было необходимо, неизбежно и чтоб как можно было меньше слов. Без сжатости нет художественности».Как определяющий признак поэзии (то есть художественной литературы) выдвинулся на первый план ее образный характер. Это нашло выражение в известной формуле Белинского: «Поэт мыслит образами».Д. Н. Овсянико-Куликовский уже со всей определенностью пишет о решающем значении образного мышления для определения поэзии:«Процесс мышления, орудующий образами, и называется поэтическим. Поэзия — это образное мышление.Ему противопоставляется другой процесс мышления, именно тот, который обходится без участия образов. Он называется прозаическим. Проза — это мышление безобразное»8.В советском литературоведении, которое больше внимания уделяло идеологии, чем специфике литературы как вида искусства, главным признаком художественности объявлялась значимость идейной правдивости содержания произведения. Но, конечно, продолжалась и разработка выдвинутых в XIX в. положений об отличиях поэзии (изящной словесности, художественной литературы) от прозы (не художественной литературы). В теории литературы, несмотря на постоянные упоминания о решающем значении идейности, закрепился тезис, что художественная литература отличается от не художественной образным отображением жизни, следовательно, художественному тексту свойственна образность.
Говоря о различиях художественной и не художественной литературы, нельзя забывать и о жанрах словесности, которые в своей массе достаточно определенно делятся на художественные и не художественные. Однако как нет четкой границы между образным и не образным изображением, так не всегда можно провести четкую границу и между художественными и не художественными жанрами.
Хорошие и плохие стихи.
Разумеется, не существует никаких научных, официальных критериев для этого: ценители поэзии полагаются на вкус — как собственный. Стоит заметить, что модный сейчас автор необязательно будет признан в качестве классика, — история литературы знает громкие поэтические развенчания. Можно вспомнить случай Владимира Бенедиктова, «развенчанного» (не вполне справедливо) Белинским, или случай кумира молодежи 1880-х Семена Надсона, чьи тексты критики следующего поколения объявили дурновкусием.
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.