Русский Мир корни и ветви

Георгий Мёд: литературный дневник

Эта статья - переработанный вариант публикации "Русский мир и русская война", которая ранее размещалась на АШ. Как выяснилось, понятие Русский Мир многими трактуется по-своему, сколько людей - столько и мнений. В этой связи я счел целесообразным попытаться изложить свое видение Русского Мира и особенностей его формирования. Разумеется, оно может показаться спорным, но для того и писалась эта статья, чтобы побудить тех, кому небезынтересна данная тема, высказать свою точку зрения.


В последнее время в свете происходящих на Украине событий в средствах массовой информации, в выступлениях политиков, публицистов, теологов и т.п. все чаще стало звучать понятие «Русский Мир». Однако что под этим подразумевается, понимают немногие. Более того, существуют довольно разные трактовки этого термина, существенно отличающиеся друг от друга.


Согласно опубликованным в ноябре 2014 года результатам опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), 71% россиян на не имеет представления о Русском Мире, 13 процентов затруднились с ответом, и лишь каждый восьмой опрошенный может «что-то сказать» по поводу этого понятия. По мнению генерального директора ВЦИОМ Валерия Федорова, это обусловлено тем, что данный термин «долгое время был достоянием довольно узкого круга интеллектуалов, отчаявшихся чиновников, но в широкое пространство не выходил».


«В 2014 году все изменилось — сегодня это понятие, которым оперируют очень широко, которым объясняются очень многие политические шаги, которое самое уже по себе довлеет и заставляет какие-то решения принимать, а от каких-то решений, наоборот, бегать», — отметил гендиректор ВЦИОМ. Говоря о том, что склонны люди понимать сегодня под Русским Миром, Федоров, основываясь на данных опроса, отметил, что 67 процентов опрошенных считают, что «принадлежность к православной религии не является обязательным условием принадлежности к Русскому Миру, то есть, это могут быть люди и других вероисповеданий, и атеисты». То, что «Русский Мир — это не только территория современной России, это вся территория, где живут русские, в том числе за границами России», признают 66% респондентов. И, наконец, Русский Мир считают достоянием не только русских, но и людей разных национальностей, 65% принявших участие в опросе.


Так что же все-таки подразумевается под понятием Русский Мир?


Русский драматург Александр Николаевич Островский трактовал Русский Мир как «человеческое сообщество православных христиан, живущих в единстве веры, обрядности и обычаев». Современное определение звучит гораздо более широко, определяя Русский Мир как цивилизационный феномен, концепцию международного трансгосударственного и трансконтинентального сообщества, объединённого причастностью к России и приверженностью к русскому языку и культуре. Слово «Русский» в названии указывает, прежде всего, на исторические корни общности, берущей своё начало в древней Руси, а в слово «Мир» вкладывается значение «весь свет», «все люди». Русский Мир также является обозначением цивилизационного, социокультурного и наднационального пространства, охватывающего около трети миллиарда русскоязычных людей или почти каждого двадцатого жителя планеты, которые обладают духовными и ментальными признаками русскости и неравнодушны к судьбе и месту России в мире.


С православной точки зрения, Русский Мир является общим «цивилизационным пространством» на пространстве исторической Руси, покоящимся на трёх столпах: православие, русская культура и русский язык, общая историческая память и общие взгляды на общественное развитие. Иногда Русский Мир называется также «единым миром восточно-христианской православной цивилизации».


Фактически, сейчас Русский мир - понятие наднациональное, надгосударственное и даже надконфессиональное. На юго-востоке Украины на стороне ополченцев воюют русские, украинцы, сербы, французы, осетины, чеченцы и представители других народов, многие из которых ничего общего не имеют ни с русскостью, ни со славянством, ни с православием, ни с христианством. Но при всем этом они воюют и умирают за Русский Мир. По сути, Русский Мир - идея объединения наций, культур и религий для мирного равноправного сосуществования по единым, понятным и приемлемым для всех правилам. Эта цивилизационная идея отличается от западной и восточной тем, что Русский Мир не стремится ассимилировать окружающие культуры и народы и навязать свои стандарты в качестве единственно верных.


Русский Мир разнообразен, он не ограничен национальностью и вероисповеданием, но при всем своем разнообразии этот мир сплочен общими интересами (безопасность, экономика, культура) и общим пониманием решающей, цементирующей (но при этом не довлеющий) роли, которую играет русский народ и православие в обеспечении самого существования не только Русского Мира, но и входящих в него народов. Русский Мир в этом плане можно считать универсальной идеей, подходящей и для казахов, и для чеченцев, и для сербов, поскольку он не покушается на их самобытность, культурные и языковые особенности, продвигая конвергенцию культур.


Русский Мир изначально складывался как полиэтническая и поликонфессиональная общность. Если вспомнить первые русские государственные образования в IX веке, можно увидеть, что они включали в себя, как минимум, три этнических субстрата: славянский (восточнославянские племена), германский (викинги) и угро-финский (чудь, меря и проч.). На границах этих образований происходило активное смешение с балтскими (пруссо-ятвяжскими и летто-литовскими), а также с тюрко-монгольскими племенами. Позднее русское государство развивалось как объединение народов, признающих над собой власть русского православного царя исходя из военно-политических (защита), торгово-экономических (доступ к торговым путям и далеким рынкам) и культурных интересов.


С самого начала своего существования и вплоть до наших дней Россия как государство является результатом усилий многих народов. Конечно, при этом нельзя отрицать или преуменьшать государствообразующую роль русского народа, выступающего связующим, цементирующим фактором, объединяющим вокруг себя другие народы.


Следует отметить, что в период СССР Русского Мира как такового, по сути, не было, однако именно революция 1917 года, вызвавшая массовую эмиграцию русских за границу, способствовала тому, что в разных странах мира появились представители Русского Мира, многие из которых сохраняли традиции, язык и культуру своей Родины, передавая их по наследству. Советский Союз был мощным государством, и первостепенная роль русского народа в его создании не подвергалась сомнению. Но идеология Русского Мира была подменена коммунистической идеологией, которая долгое время исполняла роль силы, цементирующей государство. Необходимости в Русском Мире не было, универсальной идеологией, которую Советский Союз предлагал миру, был коммунизм, который был альтернативой евроатлантическому капитализму.


Но с распадом СССР идея Русского Мира реанимировалась естественным образом. Народы бывшего Советского Союза в большинстве своем сохранили стремление жить в общем духовном пространстве, не ограниченном государственными границами. Разъехавшиеся по разным странам граждане постсоветских республик за рубежом в основной массе ощущали потребность в общении с соотечественниками, которыми они считали выходцев из бывшего СССР. И общим языком общения стал именно русский язык. Примечательно также, что приходы Русской православной церкви и Русской православной церкви за рубежом стали во многих случаях исполнять роль своеобразных «русских культурных центров», куда приходили проживающие за границей русские, армяне, украинцы, белорусы, казахи, молдаване, грузины и т.д., даже не из религиозных соображений, а в силу потребности в общении с близкими по духу людьми. Точно так же и на постсоветском пространстве русский язык остался языком межнационального общения многих народов – именно на нем общаются армянин с белорусом или казах с молдаванином. Общность языка, истории и духовных ценностей стала базой, на которой возродилась идея Русского Мира. Если американцы считают, что «США там, где есть Макдональдс», то мы вполне можем сказать, что Русский Мир там, где общаются на русском языке или понимают его, где разделяют ценности Русского Мира. В том и состоит его уникальная особенность, что к нему могут принадлежать люди без капли русский крови, но точно так же стопроцентные русские в десяти поколениях могут не иметь к нему никакого отношения. Принадлежность к Русскому Миру определяется не по крови и не по гражданству, это – духовный и идеологический выбор.


Православие в Русском Мире занимает такую же позицию, что и русский народ: почетную, цементирующую, но не господствующую. Православие здесь спокойно сосуществует с другими религиями, выполняя миссию распространения учения Христа не огнем и мечом, а примером и словом. Русский Мир, по своей сути, является русским и православным лишь постольку, поскольку включенные в его орбиту народы признают ведущую роль русского православного народа и русской культуры в формировании справедливой универсальной системы сосуществования, при которой все без исключения этносы и культуры имеют возможность развиваться.


Русский Мир в силу своей духовности и стремления к всеобщей справедливости привлекает многие народы, которые, казалось бы, далеки от него исторически и географически. Русская культура оказывает значительное влияние на умы и сердца представителей разных стран на всех континентах, от Европы до Южной Америки. И даже события на Украине, несмотря на льющийся в западных СМИ поток негатива в отношении России, вызвал рост интереса к нашей стране и к Русскому Миру, воспринимаемому как альтернатива несправедливому устройству мира на западный манер. Ценности Русского Мира просты и понятны, они базируются на классических представлениях о добре и зле, на поддержке традиционных семейных ценностей, на равенстве людей и народов вне зависимости от вероисповедания и цвета кожи.


Чтобы понять, чем привлекательная идея Русского Мира для представителей народов, не входящих в «славянскую семью», стоит отметить такое понятие, как «русская душа». О ней сказано довольно много, но, каким бы парадоксальным это ни казалось, впервые термин «русская душа» был описан как фразеологизм не в России, а за рубежом. Как отмечает Ирина Зыкова, старший научный сотрудник Института языкознания РАН и соавтор «Большого фразеологического словаря», этот термин «нам подарили носители английского языка. В стремлении познать или раскрыть особенности русского менталитета и русской культуры родилось выражение «the Russian soul» (реже – «dusha») или «русская душа». В русском «Большом фразеологическом словаре» это выражение не зарегистрировано, а в англоязычных фразеологических словарях оно имеет конкретное толкование – «смутное, неосуществимое страстное желание к лучшей, духовной жизни, которая могла бы принести утешение страдающему народу». Этот фразеологизм широко используется не только в англоязычных СМИ, но и в англоязычной культуре. А в российскую культуру он пришел значительно позже, в основном как способ привлечения иностранной аудитории для проведения российских культурных мероприятий за рубежом. И лишь в последние десятилетия «русская душа» стала входить в отечественный речевой обиход».


Итак, русская душа – это смутное, неосуществимое страстное желание к лучшей, духовной жизни, которая могла бы принести утешение страдающему народу. К этому можно добавить, желание лучшей духовной жизни сопряжено с верой в высшую справедливость, которая у русского народа заложена на генетическом уровне и впитывается с молоком матери. Эта вера в справедливость подразумевает веру во всеобщее равенство – не перед законом, а перед Богом. В этой связи необходимо сделать небольшое отступление и остановиться на особенностях православия, являющегося одной из основ Русского Мира.


Природно-климатические условия, в которых формировался Русский Мир, обусловили появление в характере русского народа таких черт, как терпеливость, выносливость, широту натуры, трудолюбие. Полиэтничность и поликонфессиональность воспитали братство, терпеливость (толерантность) к другим языкам и культурам, бескорыстие, отсутствие насильственности. Изначальные социальные условия – община - способствовали формированию соборности, коллективизма, взаимопомощи. Православие, как основная доминанта национального самосознания, сформировало религиозность, стремление к абсолютному добру, любовь к ближнему (братство), жертвенность и патриотизм. Эти качества формировались в соответствии с евангельскими идеалами добра, правды, милосердия и сострадания.


Но вот что показательно – эти качества присутствовали еще до принятия христианства. Немецкий учёный Б.Шубарт, известный исследователь русской истории, в своей книге «Европа и душа Востока» по этому поводу писал: «Русский человек обладает христианскими добродетелями в качестве постоянных национальных свойств. Русские были христианами ещё до обращения в христианство».


Как свидетельствуют данные археологических раскопок, общество восточных славян в дохристианский период было довольно уникальным - в нем не было имущественного расслоения. Известный специалист по славяно-русской археологии В.В. Седов отмечает: «Возникновение экономического неравенства на материалах исследованных археологами поселений выявить невозможно. Кажется, нет отчетливых следов имущественной дифференциации славянского общества и в могильных памятниках 6-8 веков». Накопление богатства не было характерной чертой славян, это не являлось какой-то мировоззренческой или нравственной ценностью, и явно не приветствовалось и даже порицалось.


По сути, существовавший тогда строй можно назвать общинным коммунизмом, а его духовные ценности полностью соответствовали христианским добродетелям. Примечательно, что христианство на Руси довольно долгое время мирно сосуществовало с язычеством. Но как государственная религия христианство было гораздо более удобным инструментом, позволяющим управлять обществом.


Однако перенесение христианства на русскую почву прошло весьма своеобразно. Христианство не вытеснило язычество, оно, по сути, растворило его в себе. При этом. Разумеется, изменилось и само христианство, приобретя на востоке отличительные особенности, не свойственные западной ветви. Стоит обратить внимание, что фактически языческие славянские боги перекочевали в восточнохристианский пантеон.


Пантеон славянских богов был довольно многочисленным: Перун, Велес (Волос), Ящур, Лада, Дажьбог (Даждьбог), Сварог, Хорс, Ярила, Стрибог, Мокошь, Чур (Щур) и другие. Принято считать, что православие уничтожило этот пантеон, но это не так. Войдя в столкновение с язычеством, православие не победило его, а впитало в себя, само при этом изменившись. Так, например, Иисус Христос стал восприниматься сначала как божество с чертами Рода и Перуна, пекущееся не о «спасении души», а преимущественно о земных нуждах своих почитателей. На Руси его почитали как Спаса-повелителя, которого следует побаиваться и потому регулярно ублажать жертвоприношениями, совершаемыми в храме Спаса-покровителя, чьей поддержкой надо заручаться во всех случаях жизни, Спаса-заступника, у которого можно искать помощь в трудную минуту. Поэтому и христианские праздники, посвященные Иисусу Христу, отмечались в народном обиходе не как события евангельской истории земной жизни «сына божия», а как повод для поклонения Спасу-ревнителю о благополучии верующих в него и не скупящихся на жертвы ему.


Но главным объектом поклонения приверженцев православия на Руси стал не Иисус Христос и даже не христианская троица, а земная мать Христа - дева Мария, которую чтут как «матерь божию», «богородицу». В сознании приверженцев русской православной церкви она заняла - и продолжает занимать поныне — центральное место, не предусмотренное ни Евангелиями, ни канонами церковной жизни. Эту особенность хорошо подметил русский философ Николай Бердяев, рассуждая о роли Богоматери: «Русская религиозность- не столько религия Христа, сколько религия Богоматери, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт. Мать-земля для русского народа есть Россия. Россия превращается в Богоматерь».


Христианская богородица стала восприниматься с чисто языческих позиций: как женское аграрное божество, являющееся стимулятором непрерывного возрождения природы, источником плодородия земли, гарантом урожая - словом, создателем основ для нормальной жизни земледельца. Поэтому вопреки православной догматике, которая характеризует богородицу прежде всего, как «матерь божию», «приснодеву», «пречистую», «все-непорочную» и т. п., православные верующие выдвинули на первый план функции покровительницы, заступницы, помощницы в делах первоочередной важности: ее называют не только «утешительницей», «целительницей», «спасительницей», но и «вододательницей», «млекопитательницей», «спорительницей хлебов».


Центральное место культа богородицы в «оязыченном» русском православии подтверждается также тем, что ей посвящено больше икон, чем троице, Христу и всем остальным христианским персонажам, вместе взятым. Одних только «чудотворных» икон богородицы более двухсот: в «Православном церковном календаре на 1983 год» упомянуты 206 из них, а в таком же календаре на 1916 год — 212. Характерно, что значительная часть «чудотворных» богородичных икон названа в соответствии с языческим истолкованием места богородицы в христианском культе: «Взыскание погибших», «Вододательница», «Животодательница», «Живоносный источник», «Избавление от бед», «Милующая», «Млекопитательница», «Неопалимая купина», «Отрада», «Спасительница утопающих», «Утешение в скорбях», «Умягчение злых сердец», «Целительница» и т. п.


Наряду с Христом и богородицей языческую окраску получили и другие «силы небесные»: как положительные (ангелы, архангелы, херувимы и пр.), так и отрицательные (сатана, бесы и т. п.). К ангелам были причислены духи — покровители локального характера, вроде домового, а к бесам отнесена вся та мелкая нечисть, олицетворяющая неудачи и беды, которой фантазия славянина-язычника населила окружавший его мир.


Действительно, принесенные на Русь христианские святые совместились в сознании наших предков с древнеславянскими божествами-покровителями и стали восприниматься не в христианском контексте, а в чисто языческом. Такая же участь постигла и собственных святых русской православной церкви, которые стали появляться с XI века: князья Борис и Глеб, княгиня Ольга и др. Например, в образе библейского пророка Илии, как он воспринимался обыденным сознанием принявших христианство славян, отчетливо просматриваются черты древнеславянского Перуна. Поэтому и закрепилось за ним название — Илья Громовник. А так как день памяти этого святого приходился на конец июля (по старому стилю), то его почитали еще и как покровителя жатвы. Севастийский христианский епископ Власий, никогда не занимавшийся скотоводством, ассоциировался (видимо, по созвучию) с языческим Волосом (Белесом), переняв от него функции «скотьего бога».


Епископ города Миры Ликийский Николай, чтимый церковью как Николай Чудотворец или Николай Угодник, превратился в Николу — покровителя земледелия и урожая, а также властелина водной стихии — спасителя рыбаков и моряков (Никола Морской). Популярностью своей он соперничал на Руси со Спасом и богородицей. Полководца римского императора Диоклетиана Георгия Победоносца (III в.) народная фантазия «переквалифицировала» в Егория – покровителя скотоводства, земледелия и охоты, конкурировавшего с Власием и другими «скотьими святыми».


Даже сейчас отношение к церковным обрядам у многих россиян носит сугубо утилитарный, то есть, по своей сути – языческий, характер: оно связано с просьбами о здоровье, помощи в решении бытовых проблем, поминании усопших и т.п. Точно так же в древности наши предки обращались к языческим богам с похожими просьбами. Так, по языческой аналогии наши предки, став христианами, в случае болезни искали у христианских святых такого же исцеления, как прежде у языческих богов, Считалось, например, что Иоанн Креститель помогает избавиться от головной боли, мученик Лонгин-сотник (I в.) — от глазных болезней, священномученик Антипа (I в.) — от зубной боли, великомученик Артемий (IV в.) — от грыжи и болезней желудка, мученик Конон (I в.) — от оспы, святитель Иулиан (I в.) — от детских болезней, преподобный Марон (IV в.) — от лихорадки и т. п.


По аналогии с общехристианскими святыми функции «покровителей и целителей» получили и русские «угодники божии», канонизированные церковью в разное время. Так, древнерусских князей Бориса и Глеба стали почитать как покровителей посевов, соловецких монахов Зосиму и Савватия - как опекунов пчеловодства. Страдавшим глазными болезнями рекомендовали обращаться за исцелением к новгородскому епископу Никите (XII в.) или к казанским иерархам Гурию и Варсонофию (XVI в.), больным ногами — к Симеону Верхотурскому (XVII в.), изнемогающим от грудной болезни — к митрополиту Димитрию Ростовскому (XVIII в.), парализованным — к монаху Александру Свирскому (XVI в.) и т. д.


Такое своеобразие христианства на Руси заставило некоторых ученых даже говорить о существовании двоеверия. На самом деле это не так. Просто приняв христианство, духовные постулаты которого соответствовали существовавшим в восточнославянском мире общинным представлениям о добре и зле, русская душа легко совместила христианство и язычество воедино и выработала свою веру: более приближенную к реальной жизни, чем христианство, но более духовную, чем язычество. Эта вера, которую мы сейчас называем православием, оказалась значительно сильнее и совершеннее любой религии, поэтому русский человек и оказался глубоко верующим, но при этом не религиозным. Эту особенность хорошо подметил русский историк Ключевской, написавший: «На Западе церковь без бога, в России бог без церкви».


Действительно, вера русского народа заключается в следовании христианским добродетелям, что не обязательно увязывается с необходимостью посещения церкви и отправления церковных обрядов. Вера для русского – в душе, в стремлении к правде и справедливости, а не в соблюдении внешних атрибутов. И, напротив, для западной цивилизации вера заключается именно в соблюдении атрибутики, весь смысл веры сведен к формуле «согрешил – покаялся – получил отпущение грехов – пошел грешить дальше».


Эта уникальная особенность православия, соединившего в себе христианство и язычество, позволила сохранить в основе мировоззрения идеи древнего общинного, вечевого (соборного) строя, основанного на равенстве, справедливости и на учёте интересов всех его членов. Это, по сути, стало одним из факторов, которые обусловили притягательность идей Русского Мира для представителей разных народов.


Продолжение следует


Опубликовано в газете "Служу Отечеству" № 8-2015



Другие статьи в литературном дневнике: