Что такое человеческое Сердце?Сердце, как наиболее важный орган человеческого тела, является символом жизни, правдивости (чистосердечия) и интеллекта. Сердце, кроме того, символический источник духовного просветления и душевных переживаний – радости или горя, любви, сострадания (милосердия) и т.д. В мифологии народов мира сердце, как источник любви, часто рассматривалось в качестве неизменного атрибута соответствующих богов. Так, например, ацтекский бог весны и любви Макуильшочитль изображался в облике прекрасного юноши со скипетром, увенчанным сердцем. В египетской мифологии сердце умершего являлось своеобразным пропуском в загробный мир. Суд Осириса, властителя подземного царства, подробно описан в 125-й главе «Книги Мёртвых». В ней рассказывается, как душу покойного вводили в зал «обоюдной правды», в дальнем конце которого на высоком троне восседал сам Осирис со знаками власти в руках, а позади его трона толпились 42 бога – покровители 42-х египетских номов (областей). В центре зала были установлены весы – на них-то боги Гор и Анубис и взвешивали сердце усопшего, представшего пред высшим судом. На одну чашу весов они возлагали сердце, а на другую – статуэтку Маат, богини Правды. Если умерший вёл на земле праведный образ жизни, обе чаши весов уравновешивались, и душа покойного, оправданная судом Осириса, пропускалась в загробное Царство мёртвых; если же покойный грешил в земной жизни, то его сердце, отягощённое грехами, перевешивало статуэтку Правды. Тогда душу нечестивца бросали на съедение чудовищному льву с головой крокодила, и существование человека, лишившегося души и сердца, прекращалось. В религии сердце, часто отождествлявшееся с душой, выступало символом совести, истины и моральной чистоты. При этом приверженцы той или иной религии могли рассматривать духовную сущность сердца по-разному: мусульмане и христиане – как Божий храм или трон; буддисты – как бриллиант чистоты и эманация Будды; в индуизме сердце отождествлялось с третьим глазом трансцендентной мудрости; в даосизме – с божественным центром познания, а для католиков «жертвенное сердце» Христа являлось знаком спасительной божественной любви В религии ацтеков человеческое сердце играло роль жертвы, посвящённой богу солнца Тецкатлипоке. В течение года в жертву приносили сердца не менее тысячи человек – ацтеки верили, что только эти кровавые подношения, вырванные жрецом из дымящейся кровью груди несчастного, способны омолодить солнце и придать ему свежие силы. Жертвами обычно становились пленники. Если же пленных не хватало, правители индейских государств развязывали междоусобные войны, но не ради захвата земель или добычи, а лишь из стремления пополнить запас пленников, становившихся потенциальными жертвами. В иконографии существовало много вариаций изображения сердца. В центре «лучезарного сердца» - символа божественной любви, помещалось изображение Божьего ока с исходящими от него лучами. Сердце, символизировавшее сосуд – хранилище любви, могло принимать форму вазы, чаши (Грааля), или даже треугольника, опрокинутого вершиной вниз. Страдающее сердце Христа, схваченное, словно обручем, терновым венком, увенчивал католический крест. В изобразительном искусстве Ренессанса сердце выступает характерным признаком персонифицированных Милосердия и Зависти. Милосердие изображается в виде молодой красивой женщины, протягивающей своё сердце Богу, а Зависть в облике злобной, грязной, уродливой старухи, жадно грызущей сердце. В ренессансной живописи грешное сердце, символ чувственной, плотской любви – отличительный знак Афродиты (Венеры). В эмблематике, по крайней мере, пять эмблем сердца были связаны с личностью Христа. Первая из них - с греческой аббревиатурой ІHЅ, означавшей «Иисус Христос Спаситель». Вторая, изображавшаяся в виде сердца, увенчанного терновой короной, символизировала Распятого Христа. Именно эту эмблему выбрал для своего ордена иезуитов Игнатий Лойола. Третья эмблема, возникшая несколько позднее, в XVІІ веке, носила название «Священное Сердце». Она изображала сердце, пронзённое тремя гвоздями, и помещённое внутри тернового венка. Символическое значение данной эмблемы было аналогично предыдущей. Четвертая эмблема, нашедшая отражение в ордене св. Августина, представляла собой сердце, охваченное пламенем, что знаменовало страстную, жертвенную любовь к Богу. Легенд, связанных с данной темой, великое множество. Пресловутая королева Марго, как передают некоторые источники, хранила набальзамированные сердца всех своих погибших любовников (а было их не мало!). Жертвенное сердце Кочубея, возмутившееся изменой гетмана Мазепы, нашло отражение в гербе его потомков. Сияющее двумя золотыми крестами, лежащими на нём, это верное сердце осталось напоминанием о самоотверженном подвиге их великого предка. В гербе Аксаковых сердце пронзает стрела, а у Штейнкеллеров – три меча. Но оригинальнее всех выглядит герб дворян Оомов, где эмблема сердца увенчана ветвистыми оленьими рогами. И в наши дни сердце продолжает символически выражать нравственные качества того или иного человека. Так, «каменное сердце» характеризует человека холодного и бесчувственного; «пламенное сердце» - страстного; «золотое сердце» - доброго и отзывчивого, а «разбитое сердце» - отчаявшегося. Полный текст, с картинками ТУТ https://dzen.ru/a/Y0dwzjPh9XvpZkLv
© Copyright: Галина Трубчанинова 5, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|