Свiт ловив мене, та не впiймав. Г. Сковорода

Суламифь7: литературный дневник

Я не покину Батьківщини. Мені моя сопілка і вівця дорожчі царського вінця.


Григорий Сковорода


Странствующий философ, поэт, баснописец и педагог, внёсший значительный вклад в восточнославянскую культуру (1722 -1794. Снискал славу первого самобытного украинского философа . Григорий Сковорода считается завершителем эпохи казацкого барокко и родоначальником религиозной философии. Произведения Григория Сковороды оказали существенное влияние на ряд русских мыслителей. Родился Григорий в семье казака Саввы Сковороды в местечке Чернухи, на Гетьманщине, ныне Полтавская обл. На досуге мальчик любил играть на свирели. Чтению и письму он учился у дьяка скрипача, который устроил способного ученика певчим в церковный хор и подготовил к поступлению в Киево-Могилянскую академию. В учебе Григорий опережал всех, даже будущего киевского митрополита Самуила Миславского. Обладая острым умом, он, как губка, впитывал разнообразные философские идеи, много читал из античной и западноевропейской литературы, легко осваивал иностранные языки. Однажды ему предложили петь в придворном хоре царицы Елизаветы. Два года Григорий жил в Петербурге, начал писать музыку и прославился как способный композитор. Затем вернулся в Украину, чтобы продолжить обучение в академии.
В 1750 за казенный счет он отправился за границу и три года путешествовал по Австрии, Словакии, Польше и Германии, наблюдая за жизнью местных народов, изучая их обычаи и культуру. Это путешествие очень повлияло на формирование его взглядов.
В 1753, вернувшись на Родину, Сковорода устроился преподавателем поэтики в Переяславском коллегиуме (Киевская обл. Ныне там находится музей философа). Однако основным предметом не ограничился. Обучал студентов древним языкам, прививал им собственные представления об этике, занимался математикой, географией, экономикой. Поскольку учебников по этике тогда не было, Григорий сам написал трактат, главная идея которого заключалась в том, что худший человеческий порок – это лень. Сковорода согласился обучать на дому сына переяславского полковника Степана Томары. Воспитанник быстро привязался к нему. Правда, во время урока учитель не сдержался и крикнул: «Ты мыслишь, как свиная голова!..» Слова были переданы матери мальчика, и та приказала уволить дерзкого наставника. Впрочем, полковник Томара быстро исправил ошибку жены: извинившись, попросил Григория вернуться. Последующие три года философ обучал его сына грамоте, письму, арифметике и пению, попутно формируя свои педагогические принципы. Уроки проходили не в доме, а на горе, куда учитель и ученик добирались по реке. Вскоре вокруг Сковороды образовался кружок желающих осваивать грамоту. Нередко побеседовать с философом приходили лирники и бандуристы. Он лечил больных травами, помогал крестьянкам в поле, руководил сельской капеллой. Тогда же Сковорода сочинил часть стихотворений, которые позже вошли в его сборник «Сад божественных песен».
Позже Сковорода направился в Харьков. В тамошнем коллегиуме как раз освободилось место преподавателя поэтики. Григорий снова взялся читать студентам лекции, а на досуге сочинял, преимущественно басни. Знания воспитанников он оценивал по собственной 12 бальной шкале: вроде «весьма туп», «сущий бестолковщина», «весьма остр», «зверок вострой» (т. е. хватает знания на лету). Студенты его обожали. Кстати, позже многие из них пожертвовали деньги на открытие Харьковского университета.
Несмотря на всестороннюю образованность, к собственному телу философ относился пренебрежительно, называя его «ослом, чурбаном, чучелом». Похожие чувства испытывал он и к женщинам: дескать, они толкают мужчин на скверные поступки. Тем не менее, согласно легенде, в возрасте тридцати лет Григорий влюбился в дочь отставного майора из под Валок. Молодые якобы даже помолвились. Увы, перед венчанием жених сбежал, выбрав участь «нищего одиночки». Возможно, в тот миг Григорий услышал голос интуиции, которая не раз подсказывала ему верные решения.
В 1770-м, приехав в Киев к двоюродному брату, он вдруг почувствовал резкий трупный запах - и тут же отбыл в Ахтырку. Через две недели в Киеве вспыхнула эпидемия чумы. Этот год стал для Сковороды переломным. В 48 лет он пережил мистическое «второе рождение». И пустился в пешие странствия, в ходе которых много писал и делился своими мыслями с последователями своего учения.
Чиновники и священники часто искушали поэта высокими должностями. Однако свобода была для философа превыше всего, а счастье он видел в жизни по совести. Поэтому «благодетели» неизменно получали резкий отказ. Например, монахам Киево Печерской лавры, которые предлагали ему стать «столпом церкви», Сковорода ответил: «Умножать собой столпотворение не хочу. Хватит и вас, столпов неотесанных, в храме Божьем!»
Когда на философа захотела взглянуть императрица Екатерина ІІ, он не стал ей кланяться, объяснив это так: «Не я желал тебя видеть, а ты сама захотела на меня посмотреть. Как же ты меня разглядишь, когда я перед тобой вдвое согнусь?..»
За 20 лет странствий Сковорода написал большую часть своих философских произведений. Он первым отдал приоритет науке о человеке и стал трактовать Библию не буквально. В основе его системы лежит учение о трех мирах.
Первый, главный мир – вечная и бесконечная Вселенная, или макрокосм, сложенный из бесчисленных параллельных миров.
Второй – микрокосм – мир человека, чьи возможности в познании устройства Вселенной не ограничены. Ведь природа – это и есть Бог создатель, а человек – ее творение. В отличие от общества, природа устроена абсолютно гармонично. И для того чтобы изменить внешний мир (макрокосм), нужно начать с себя – изменить свой микрокосм. Только познав себя, человек сможет правильно определить свое место в социуме, выбрать занятие, отвечающее природному призванию, и принести обществу максимальную пользу. Человек по настоящему счастлив лишь тогда, когда согласует свое поведение и образ жизни с естественными склонностями.
Особое место в философии Сковороды занимает третий, символический мир – Библия. Философ считал, что библейские сказания – это фантазии и небылицы, но в них заложен скрытый смысл, поучительное знание. Библию Сковорода рассматривал как инструмент постижения внутренней красоты человека, его лучших душевных качеств.
В 1794 г. после длительных скитаний 72 летний мыслитель остановился на Харьковщине, в имении бывшего ученика. В один из осенних дней его застали в саду. Пожилой философ копал яму. «Копаю себе могилу – пришел мой час», – пояснил он. Потом умылся, переоделся в чистое белье, лег на лавку, попросил его не беспокоить и уснул навеки.
Сковорода входит, по версии Юнеско, в пятёрку мудрецов мира – вместе с Сократом, Конфуцием, Спинозой и Махатмой Ганди. Их всех объединяет принцип: «Живи, как учил».
Художественные и философские произведения он писал на словяноукраинском, поэзию и басни — на книжном украинском (в ней меньше церковнословянских элементов) языках. Часть переписки Сковорода вёл также латынью.


Афоризмы:


1.Хто соромиться визнати недоліки свої, той з часом безсоромно виправдовуватиме своє невігластво, яке є найбільшою вадою.
Кто стыдится признать свои недостатки, тот со временем оправдывает всоё невежество, которое является наибольшим пороком.
2.Не за обличчя судіть, а за серце.
Судите не по внешности, а по сердцу.
3.Як ліки не завжди приємні, так і істина буває сувора.
Как лекарство не всегда бывает приятным, так и истина бывает суровой.
4.Ти не можеш віднайти жодного друга, не нашукавши разом з ним і двох-трьох ворогів.
Ты не можешь найти ни одного друга без того, чтобы не отыскать с ним и двух-трёх врагов.
5.Безумцеві властиво жалкувати за втраченим і не радіти з того, що лишилось.
Безумцу свойственно жалеть об утраченном и не радоваться тому, что осталось.
6.Любов виникає з любові; коли хочу, щоб мене любили, я сам перший люблю.
Любовь рождается из любви; если хочу, чтобы меня любили, я сам первый начинаю любить.
7.Не той дурний, хто не знає… але той, хто знати не хоче.
Не тот глуп, кто не знает, а тот, кто знать не хочет.
8.Як хто посіє в юності, так пожне в старості.
Что посеешь в юности, пожнёшь в старости.
9.Хіба може говорити про біле той, котрому невідоме, що таке чорне?
Разве может говорить о белом тот, кому неизвестно, что такое чёрное?
10.Що вподобав, на те й перетворився.
Чему отдаёшь предпочтение, в то и превращаешься.
11. Визначай смак не за шкаралупою, а за ядром.
Определяй вкус не по скорлупе, а по ядру.
12.З усіх утрат втрата часу найтяжча.
Из всех потерь самая тяжёлая - потеря времени.
13.Скільки зла таїться всередині за гарною подобою: гадюка ховається в траві.
Сколько зла прячется в средине за красивой оболочкой: змея прячется в траве.
14.Все минає, але любов після всього зостається.
Всё проходит, кроме любви.
15.Ти робиш найкращу і для тебе рятівну справу, коли твердо ступаєш по шляху доброго глузду.
Самое доброе и спасающее дело для себя - твёрдо шагать по пути здравого смысла.


Григорій Сковорода


De Libertate


Що є свобода? Добро в ній якеє?
Кажуть, неначе воно золотеє?
Ні ж бо, не злотне: зрівнявши все злото,
Проти свободи воно лиш болото.
О, якби в дурні мені не пошитись,
Щоб без свободи не міг я лишитись.
Слава навіки буде з тобою,
Вольності отче, Богдане-герою*!


* De Libertate — Про свободу (лат.).
* Богдан Хмельницкий, народный гетьман, борец за свободу Украины.


Литература:


1.Багалей Д. И. Украинский странствующий философ Г. С. Сковорода / С прилож. статьи М. И. Яворского «Сковорода и его общество». — Х., 1923. — 66 с.
2.Билыч Т. А. Г. С. Сковорода — выдающийся украинский философ XVIII века / Т. А. Билыч, канд. фил. наук; М-во культуры СССР. Киевский гос. ун-т им. Т. Г. Шевченко. — : Изд-во Киевского гос. ун-та, 1953. — 39 с.
3.Коваленский М. И. Житіе Григорія Сковороды. Писано 1794 года в древнем вкус;
4.Гесс де Кальве Г. Сковорода, украинскій Философъ. Вернет И. – Два письма Сковороды 1790 года // Украинскій в;стникъ на 1817-й годъ, издаваемый Евграфомъ Филома;итскимъ и Разумникомъ Гонорскимъ. Часть шестая. М;сяцъ Апр;ль. – Харьковъ: В Университетской Типографіи, 1817. – (V. См;сь). С. 106–131.
5.Русова С. Ф. Странник. Григорий Саввич Сковорода: биографический очерк. — Харьков: Электр. Типо-Литогр. С. А. Шмерковича, 1903. — 36 с.
6.Стеллецкий Н. С. Странствующий украинский философ Григорий Саввич Сковорода / Н. Стеллецкий (свящ.). — Киев: Тип. Г. Т. Корчак-Новицкого, 1894. — 52 c.
7.Федорак Н. Вінець і вирій українського бароко. Сім наближень до Григорія Сковороди. – Харків: Акта, 2020. – 172 с.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.04.2023. Свiт ловив мене, та не впiймав. Г. Сковорода