О человеке, войне, имперской идее и духовности.Необходимо понимать одну простую вещь - человек это животное, проделавшее долгий, мучительный эволюционный путь, в процессе которого убивать себе подобных стало его неотъемлимой особенностью. Всё остальное, в частности милосердие, доброжелательность, эмпатия - это чисто декоративные вещи, которые могут быть, а могут и отсутствовать. ***** Потребность России в войне сейчас очень высока, поскольку её роль в мире, в общем-то, совсем не так величественна, как представляется самим русским. Зачем России готовиться к войне? По простой причине. Во-первых, это очень выгодно, поскольку повышается возможность разворовывания госбюджета. Во-вторых, не забывайте, что наличие всякой высшей цели (а война для человека одна из высших целей) позволяет списать любую разруху, любой кошмар. Вообще, любое мессианство (у нас война всегда связана с мессианством, с некой высокой ролью России) оправдывает любое свинство и любую глупость. Притом всем уже ясно, до какой степени оно лицемерно. Эту тенденцию вести войны таким образом я наблюдал собственными глазами в Чечне. Я щупал эту войну и был на ней. Я видел, что делается она только солдатским мясом. Безоглядным, хамским, бесстыжим расходом человеческих жизней. И не ради каких-то стратегических тонкостей и высоких целей, а просто потому, что мяса вдоволь. Русская армия как не была способна воевать, так она и не способна. И вот все эти пугалки для СМИ со всеми "смеющимся искандерами" давайте их оставим. Пусть они звучат из натруженного рта Киселёва. Я не думаю, что армия изменилась с чеченской поры. Мы видели, как огромную, очень дорогую в содержании миллионную армию вертят в Чечне три тысячи дилетантов, выступивших за свою Ичкерию. И они "сделали" эту армию, "сделали" легко. Я подозреваю, что ничего в принципе не изменилось и не только подозреваю, я вижу позор русской армии в Донбассе. В своё время я много усилий предпринял для того, чтобы осуществилась Приднестровская республика. Теперь вижу, какая это была бредовая идея. Чтобы в результате получить маленькое, убогое, депрессивное "государство" с пластмассовыми деньгами, дегенеративным законодательством, отрезанное от развития. Этот сепаратизм, который был мне тогда так любим, я как бы поставил эксперимент и убедился, что лучше в это не играться, потому что, в лучшем случае, мы на месте Донбасса получим второе Приднестровье, то есть такую же деградирующую, никому не нужную конструкцию. Мне не хотелось бы этого. Поэтому я слежу за трагедией русской армии в Донбассе (будем называть вещи своими именами). Уж почто была декоративной картонная армия украинцев и то об неё сломалась эта имперско-русская машина. ****** То, что делает ныне Путин, как он это делает, почему он это делает, абсолютно согласуется со всем этапом развития России последние триста-четыреста лет, её традициями и духом. И Донбасс, и Сирия, это всё продиктовано некими особенностями, которые заложены в имперских представлениях о собственном присутствии везде. Я так понимаю, что он, образно выражаясь, вышивает по старой имперской канве и делает это, к сожалению, очень тщательно. Но если он принимает идеологию имперства, если он считает, что Россия того образца имеет право на существование, то ему ничего другого не остаётся. Мне же всё это представляется глубоко ошибочным и порочным. Но он как бы угодил под влияние огромной идеологической химеры, которая ещё и не таких скручивала в бараний рог, превращая людей в чудовищ. По себе хорошо знаю, что такое имперская идея, её могущество, её примитивность, её способность воодушевлять. И не удивлён, что Владимир Владимирович угодил в когти этой идеи. Странно было бы, если было не так. Он же юрист, то есть человек, который убежден, что творог добывают из вареников, то есть конкретная конструкция мира в понимании естественно-научных азов ему малодоступна в силу того, что он гуманитарий. Гуманитарий всегда уязвим, особенно на переломе эпох, когда то, что было запретным, становится возможным. Попав под обаяние этого возможного, всем людям моего поколения представлялось, что церковь, духовность есть нечто прекрасное. Её, когда-то потерянную, казалось можно снова обрести. Никто же не понимал, что слово "духовность" это такой термин, который сумел в себе заключить сразу три понятия: злоба, невежество и агрессивность. Ни в каком другом языке эти три слова в одном не смогли бы поместиться, а вот в России смогли. Мы теперь знаем, что это такое, но раньше не понимали его природу и не понимали последствий. Мы, как малые дети, не обращали внимания на то, что так называемая православная святая Русь держалась на множестве законов, уголовных уложений, карающих за малейшее отступление. Мы не понимали, что механизм духовности заводится не пальчиками ангелов, а рукой городового. Что всё насквозь жандармское, казённое и безжалостное в этом механизме. Мы жили абсолютными иллюзиями. Кто-то от них вылечился, а кто-то так и не смог. ***** Всем нынешним пламенным патриотам у кормила спекуляция идеологическим хламом - это способ заработать и не более того. И мы знаем, чем заканчиваются сегодня споры с оппонентами. Их нет просто. Все сейчас играют в какую-то смешную, глупейшую игру под названием Великая Россия и никто не верит ни единому слову ни от своих оппонентов, ни в даже собственные слова. Александр Невзоров (из интервью) © Copyright: Январь 4, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|