Иван Ильин. Фашизм по-русскиИз статьи Тимоти Дэвида Снайдера, профессора Йельского университета, "Как русский фашист вмешивается в американские выборы", опубликованной в сентябре 2016 года. Президент России Владимир Путин как-то назвал распад Советского Союза «геополитической катастрофой». Но сегодня наибольшее влияние на путинскую Россию оказывает не основатель коммунистической системы Владимир Ленин, а политический мыслитель и проповедник русского фашизма Иван Ильин. Этот блестящий философ умер 60 с лишним лет тому назад, но его идеи возродились в постсоветской России. После 1991 года книги Ильина переиздаются большими тиражами. Президент Путин начал цитировать его в своем ежегодном послании Федеральному Собранию. Чтобы довести до конца реабилитацию Ильина, Путин добился возвращения его праха из Швейцарии, а архива из Мичигана. Российского президента заметили возлагающим цветы к московской могиле философа. Но Путин не единственный приверженец Ильина среди кремлевской элиты. Главный российский пропагандист Владислав Сурков также считает Ильина авторитетом. Премьер-министр Дмитрий Медведев, занимавший президентский пост с 2008 по 2012 год, рекомендует работы Ильина российским студентам. Имя Ильина фигурирует в речах министра иностранных дел России, главы конституционного суда и патриарха Русской православной церкви. Что за идеи вызывают столь глубокое уважение? Ильин считал, что индивидуальность это зло. Для него «людское разнообразие» было демонстрацией неспособности Бога завершить работу по сотворению мира, а поэтому он считал такое разнообразие по сути дела сатанинским. Соответственно, средний класс, политические партии и гражданское общество — все это такое же зло, потому что они способствуют развитию личности, которая выходит за пределы единой самоидентификации национального сообщества. По мнению Ильина, цель политики — преодолеть индивидуальность и установить «живую совокупность» нации. Ильин был выдворен за пределы Советского Союза, и основные его философские труды приходятся на период 1920-х и 1930-х годов, когда он стал ведущим эмигрантским идеологом антикоммунистического белого движения. Он смотрел на Муссолини и Гитлера как на образцовых лидеров, которые спасли Европу, распустив демократию. Написанная им в 1927 году статья «О русском фашизме» была адресована «моим белым братьям фашистам». Позднее, в 1940-е и 1950-е годы он подготовил набросок конституции фашистской Святой Руси, которой должен править «национальный диктатор», «вдохновляемый духом множества».
В связи с реабилитацией Ильина как ведущего идеолога России махинации Москвы на выборах следует рассматривать не как отказ от реализации демократии, а как ниспровержение самой концепции демократии. Ни парламентские выборы в декабре 2011 года, ни президентские выборы в марте 2012 года не обеспечили большинство ни путинской партии, ни Путину лично Тех россиян, которые выступили с протестом против подтасовок на выборах, заклеймили позором и назвали врагами нации. Неправительственные организации были вынуждены регистрироваться в качестве «иностранных агентов». Путин даже заявил, что Хиллари Клинтон, бывшая на то время госсекретарем США, дала отмашку российской оппозиции, чтобы та выходила на улицы. Представление о том, что защита демократии равноценна измене России, полностью соответствует взглядам Ильина. С тех пор Путин полагается на авторитет Ильина во все переломные моменты в российской политике — от возвращения во власть в 2012 году до решения осуществить вмешательство на Украине в 2013-м и аннексировать украинскую территорию в 2014 году. ... И ещё одна выдержка из статьи, на этот раз русского автора Антона Барбашина "Иван Ильин: фашист, введенный в моду" (2018). Ильин строго определяет степень взаимоотношений народа и армии — «народ не должен и не смеет противопоставлять себя своей армии». Это и неудивительно, ведь по Ильину народ должен только любить и верить, но никак не участвовать в управлении государством: «масса может иметь великие заслуги в драке, но сила ее суждения остается жалкою». Отсюда вытекает ненависть Ильина к либеральной демократии и народовластию как таковому, и его преклонение перед идеей «национального вождя» или даже «национального диктатора», который не может быть объектом критики со стороны «любящих его» русских людей: «И кто не любит беззаветно своего национального вождя, и не верит ему, и не верит в него, — тот не посылает ему своего сердечно-волевого луча верности, силы и вдохновения, тот не „аккумулирует“ к нему или в него, и потому жизненно и творчески теряет его; именно потому персону вождя и Государя враги всегда пытаются обессилить и подорвать подозрениями, насмешкой, очернением и клеветою». По сути, Иван Ильин ратовал за создание в России национальной диктатуры, которая должна опираться на исключительную роль церкви, армии и военизированных структур, и заниматься постоянным перевоспитанием общества — все ради выполнения святой миссии по «обороне» обширного евразийского пространства от массы врагов и ради воспитания младших народов, проживающих на этой территории. Его философия базируется на культе «бремени и мук» русского народа, его исключительности и превосходстве. © Copyright: Таня Нова, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|