Уроки православияЛекция профессора А.И.Осипова "Что может погубить в духовной жизни. Часть 1" Лекция профессора А.И.Осипова "Что может погубить в духовной жизни?, 2-я часть" «Милости хочу, а не жертвы» – что значат эти слова Христа. Объяснение А. И. Осипова и Святых Отцов Слова Иисуса Христа, которые звучат пародоксально для католичества, иудаизма и всех других религий. В них заключен основной посыл православного вероучения и тайна спасения человечества. Этими словами Господь как бы открывает эпоху Нового Завета. Он обращается к фарисеям, укоряющим его учеников, ставящим им в вину общение с грешными людьми, мытарями и блудницами, с теми, кого сами книжники обходили стороной. «Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мф. 9:13) «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию». (Мк. 2:17) Господь прямо указывает фарисеям, что они ничего не знают об Истине, им надо еще понять элементарную вещь. Какую? Кто нуждается в лекарстве и во врачах? Здоровый и хвалящийся сам собою? Конечно, нет. Только тот, кто страдает от своей болезни и жаждет исцеления. Только такой человек с радостью «откроет дверь» Врачу души и телес. Что значит милости хочу, а не жертвы по мнению А. И. Осипова и святого Игнатия Брянчанинова Милость - как ни странно - нужна нам по отношению к своей болящей погибающей душе. Когда мы увидим, в какие прегрешения впадаем, куда идем и как мы далеки от Света Христова, то ужаснемся от своего жесткого отношения к своей божественной природе, которую неузнаваемо исказил грех. Милосердие нужно проявлять к своей болящей погибающей душе - и скорее прибегать ко Врачу, ко Христу. Отличие от католичества в понимании милости Католическая церковь считает что можно заработать Царствие Божие жертвой: благотворительностью, взносами в фонды, строительством храмов. Как бы получать «зарплату» за каждое свое благое дело. «Копить» дела. Но Господь говорит нам, что спасение можно получить только через одно: через очищение души от страстей. Почему от добродетели (от жертвы) не бывает пользы и она служит во искушение Даже монахи попадали в ловушку лукавого, даже святые отцы не избегали страшных падений, подвизаясь, казалось бы, в безусловных добродетелях: посте, нестяжанию и проч. Но эти жертвы - ничто без смирения. Исаак Сирин прямо пишет, что все наши усилия и труды окажутся пустым местом без смирения души. Прощение обид - наша милость к ближним Милость – это еще и смирение, такая любовь к ближним, чтобы все сносить от них и принимать с благодарением. Нам надо научиться видеть то, что мы больны, и что обижающие нас тоже страдают, так как счастливый человек не может никого обидеть. Радостный не может оскорбить или унизить. Поэтому милость православного христианина должна изливаться и на свою погибающую душу и также покрывать грехи ближних, делать их невидимыми для себя, «прощать до семижды семидесяти раз» (МФ. 18:21). © Copyright: Уже Не Ассоль, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|