***

Николай Миластный: литературный дневник


"Квартира Бриков была,в сущности,отделением московской милиции"/Б.Пастернак.


За свою долгую жизнь Лиля Брик повидала немало, как и услышала
в свой адрес достаточно бранных и восторженных слов..
Она давно уже жила в другом измерении.
Свою миссию она видела в том,чтобы помогать потенциальным гениям до тех пор,пока никто кругом их гениальность не распознал, пока гении эти
голодны и сиры, нуждаясь в крыше над головой..
Хорошо умея раскручивать того или иного поэта,композитора,художника,
она была и меценатом,и продюсером,и импресарио..


В.Маяковский,уже превратившийся благодаря ей из футуриста-хулигана в
горлана-главаря,как-то наставлял молодого композитора Матвея Блантера, вопрошавшего:
-Скажите,Владимир Владимирович,Пастернак действительно большой поэт?
Я не понимаю многих его стихов,спрашивал будущий автор "Катюши".
- Вы не огорчайтесь, Вам и не надо,Мотенька,понимать. Пастернак -
гениальный поэт.Но пишет он н е д л я в а с, а д л я н а с.
.."для нас" же, значило - в первую очередь для любимой Маяковским Лили,
её мужа Осипа и их богемного окружения,в которое многие хотели бы попасть,
но далеко не всех принимали.


Однако,не верным было бы отождествлять Лилю с одним Маяковским, ибо
это лишь глава из полновесного романа её жизни,напр, Б.Слуцкий, А.Вонесенский, В.Соснора, Р.Щедрин, С.Параджанов и ...
Она и сама заслуживает отдельного жизнеописания,ибо личность её оригинальна
до такой степени, что до сих пор не знает аналогий и примеров.


Брик - её фам.по мужу Осипу. А появилась на свет урождённая Лиля Уриевна
Каган(дочь юрисконсульта австрийского посольства и одновременно юриста-
правозащитника евреев) в Москве 1891г. Черта оседлости не помешала Каганам обосноваться в Первопрестольной(просочиться позволяли всякого рода послабления ..) Мать её - Елена Юльевна,кстати,и училась в Моск.консерватории, несмотря
на мизерную процен.норму,с трудом допускавгшую евреев в стены университетов.


Отец Лили частный поверенный Уриель Каган(или всё-таки Коган..) слыл
человеком начитанным,обожал Гёте,потому и нарёк дочь в память о невесте
великого поэта - Лили Шенеман..
Отец был членом лит-худож.кружка,коих в Москве развелось во множестве.
В доме была обширная библиотека, царила салонная атмосфера и устраивались вечера..
Жила семья на Маросейке в Козьмодемьянском пер.в доме купца Егорова,на 3 эт.,рядом с синагогой(в православие Каганы не крестились).


Лилю и её сестру Эльзу(на 5 лет младше) гувернантки научили говорить и на
нем.и франц.языках.
Училась Лиля с 1905 г в Моск.жен.гимназии Мин-ва просвещения,учреждённой
Л.Валицкой.
Именно в этой престижной гимназии случился её первый роман - она влюбила
в себя учителя,который в качестве награды за возможность лицезреть
обожаемую ученицу выполнял за неё домашнюю работу(то ли физики,то ли словесности,скорее второе,поскольку написанные им сочинения - на радость родителям гимназистки - всегда удостаивались наивысшей оценки).
В гимназии девушку ценили . Но истинным призванием Лили являлось не только
умение складно складывать слова, а впечатлять мужчин..


Среди попавших под её чары был и Ф.Шаляпин,зазывавший нимфетку в ложу
Большого театра, и Распутин.., художник-бубновалетовец Гарри Блюменфельд,
наконец,некий случайный попутчик-офицер в вагоне,угрожавший немедля застрелиться,если Лиля не... И кто знает, чего ещё она не придумала на старости лет,составляя свой "дондуанский список" в потайной тетради.
О некоем интимном дневнике до сих пор грезят её биографы. Только
так ли уж он правдив? Что находили в ней поклонники - уж не Венера Милосская
и не Любовь Орлова..


В общем,в Лилиной колоде были карты самых разных мастей ранга -
и простые миллионеры, и рядовые поэты,и учителя, и приятели-гимназисты..
Но бОльшая благосклонность проявлялась к творческим профессиям(от буквы "В"
до "М"..
Для интеллигент.родителей Лили это стало сущей катастрофой...
Девушку пытатся образумить,отвлечь учёбой поначалу на математ.факул-те
прогрессивных Высших жен.курсов Герье,куда она поступила после гимназии в 1908г, а затем на архитектур.курсах на Б.Никитской ул..
Но,видимо,корм не в коня, и в 1911-ом любимую дочь отправляют в центр
худож.жизни Европы - Мюнхен, где художест.обучение продолжали многие неордин.личности из России - И.Грабарь,К.Петров-Водкин,Д.Бурлюк, В.Кандинский..
Лиля оказалась в благотворной среде и заинтересовалась скульптурой.
Конечно,Мухиной из неё не вышло, а задатки скульптора в жизни пригодились -
много позже она изваяла портреты мужа Осипа и Маяковского.
Но и в Мюнхене Лиля оставалась собой..


(тут не грех вспомнить о музе другого поэта - Надежду Мандельштам, о которой
Эмма Герштейн рассказывала:
"Ей не исполнилось 16,когда она влюбилась в своего репетитора.
Товарищ старшего её брата,он относился к ней бережно.Но Наде это не нравилось, и она решилась.. Убежала из дома на маскарад,заинтересовала там какого-то поручика и поехала с ним в номера...Вернувшись домой,позвонила
своему репетитору и сообщила о случившемся. Тот взвыл и потребовал, чтобы она тотчас к нему приехала.Что и было выполнено.
"Вы подумайте,в первую ночь - двое!"- восхищённо говорила она мне..
У меня было чувство, что я имею дело с существом какой-то другой породы".
Вот ведь интеллигентная женщина - Э.Герштейн! В народе эта порода известно
как называется.. .
Но определённое сходство во взглядах на мораль у Лили Брик и Нади Хазиной
всё же проследивается, как и на любовь к поэзии ,собственно ).


Сбившиеся с ног родители Лили,словно забывшие о неизбежной участи горбатого,
не оставляли надежд на исправление.Старомодные предки решили,если в Мюнхене
она не взялась за ум,то уж у бабушки в польском Катовице,мозги её встанут
на место.
Но и там нашёлся серый волк,коим оказался родной дядя Лили.В своих чувствах
он зашёл так далеко,что задумал связать себя узами брака с полюбившейся
племянницей.
Оставалось спросить только мнение бабушки:
как она отнесётся к браку своего сына со своей же внучкой ?


Но у Лили были другие планы - зачем ей этот Катовице вместе с великовозраст.
дядей?(судьба евр.населения города после 1939г.окажется весьма плачевной).
Она возвращается в Москву.
Наняли ей учителя музыки,чтобы учил игре на фортепиано, на дому.
Если бы арфа или скрипка. Тут фортепиано - прямо на нем ученица и
осчастливила учителя. Звали преподавателя Григорий Крейн(чел.с таким именем
хорошо известен знатокам советской музыки).
Потом - аборт,сделанный в далёкой провинции у столь же далёких родственников.
"Операция прошла не слишком удачно: Лиля навсегда лишилась возможности
иметь детей.Хотя и без этой беды к материнству не стремилась..", -
открывает интимную тайну лично знавший её Аркадий Ваксберг.


Так бы Лиля и кочевала,подобно переходящему кубку ,
если бы не настойчивость её давнего знакомого Осипа Брика, с которым она
познакомилась году в 1905-ом,когда Россия была охвачена забастовками и стачками. Гимназистка Лиля тогда занималась в кружке политэкономии, руководимом Осипом.
Политэкономия ей была малопонятна, а вот Ося(на три года старше)нравился .
Отчисленный за революц.деятельность из 3-й Моск.гимназии, он упорно за ней
тогда ухаживал,ожидая,видимо, пока она перебесится.
Такой короткий момент и наступил в 1912 году.
В итоге, в марте раввин моск.синагоги их и обвенчал - Лиля возжелала
провести церемонию дома .С чем и не спорили.Ибо,как сказал папа невесты
священнику, дочка-то у него с придурью.


Ещё до свадьбы Осип своим романтическим чувством делился со своим
двоюродным братом и соседом Лили, Юрием Румером(будущим учёным,одним из
основателей Академгородка в Новосибирске)..


Ко времени создания новой семьи Ося окончил юрфак Моск.университета и
торговал...кораллами.Именно в этой причудливой сфере трудилась не покладая рук фирма"Павел Брик,вдова и сын" .
Памятливый Ю.Румер утверждал,что роль кораллов якобы выполнял особый сорт
песка,добывавшийся в заливе около Неаполя(итальянские крестьяне те крупные камешки называли "маржани"... Тот песок оказался золотым - Брики
бы,ли куда богаче Каганов, отец Осипа Максим Брик был купцом 1-ой гильдии,что и позволило ему просочиться через черту оседлости..
А в лице Лили Брики получили прямо-таки алмаз.


О моральном облике Лили родители были хорошо наслышаны. Культурные люди, они отговаривали сына, назыаая будущую невесту "артистической натурой" -
как в воду глядели!
И Лиля нашла ход к сердцу свёкра и свекрови ,попросив подарить на свадьбу
не дорогущее бриллиантовое колье, а рояль "Стейнвей"..!,


В тот месяц она сняла квартиру,заказала мебель,купила бельё,ковры,посуду.
Ося приехав был потрясён великолепием, самостоятельностью и собственностью.
Квартиру,впрочем,сняла не она, а её родители,большую 4-х комнатную, в
Большом Чернышевском переулке.
Она была хорошей хозяйкой,что отметят многие её знающие.
Лиля стала ездить с мужем по городам и весям, на ярмарку в Нижний, в Читу,
где Ося надувал наивных бурятов,почитавших красные кораллы чуть не за святые
камни...
А ещё он впаривал аборигенам часы без механизма - буряты использовали их,
как коробки для кораллов..
Две осени подряд,в 1912-13гг, они ездили по Туркестану..
Колорит тех мест пришёлся Лиле по сердцу - они даже подумывали
там остаться.


Так бы они и объедались бухарскими дынями, если бы ни Первая мировая.
В России всплеск патриотизма.. Но только не в семье Бриков.
Они в то время совершали речной круиз по Волге,делая всё,чтобы как можно
позже вернуться в Москву.
Первое время уклоняться от мобилизации удавалось..
В конце концов в начале 1915-го, через знакомых,Осип получает тёплое место
в Петроградской автороте(поговаривали ,что протекцию Осипу составил
позвонивший куда надо Леонид Собинов,солист Императорских театров, как и
Шаляпин,когда-то приглашавший Лилю в ложу.
За вольноопределяющимся Осипом ,как декабристка,последовала его супруга.
Ей пришлось оставить в Москве родителей(отец тяжело заболел) и сестру Эльзу,
к тому времени крутившую роман с Маяковским.


В Питере они жили в 2-х комнатной кв.на Жуковского(бывш.М.Итальянской),7.
Ося служил в автороте,приближая,как мог, победу, а Лиля принялась устраивать
из своего дома некий приют комедиантов..
"Эти 2 года самые счастливые в моей жизни,абсолютно безмятежные.
Потом была война 1914-го..Мы физически с ним как-то расползлись...
Прошёл год,мы уже не жили друг с другом, но были в дружбе,может быть,
более тесной",- признавалась позднее Лиля. Отношения с Осипом,как мужчиной
закончились довольно быстро,о чем Лиля делилась не только бывшему моск. соседу Румеру... Но они решили не портить отношений и
сохранить дружбу навсегда.


А в это время стал шататься Маяковский,ранее ухаживавший за Эльзой..
Револционер Ося, решил предоставить жене полную свободу на личном фронте.
Это было распространено в 20-е гг..
Здесь она перещеголяла Александру Калантай,ещё в 1913г провозгласившую
роль и место "новой женщины" в новом передовом обществе..
Швед.биограф Л.Брик,Б.Янгфельдт ,так описывал один эпизод её жизни.
Как-то на улице она встретилась с некими двумя молодыми людьми из бомонда,
посетила с ними оперетту,ресторан, "и следующим утром она проснулась в
комнате с огромной кроватью,зеркалом на потолке,коврами и задёрнытыми
шторами - ночь в знаменитом доме свиданий в Аптекрском переулке.
Вернувшись домой,рассказала обо всём Осипу, который спокойно сказал :
обо всём забыть и принять ванну. Так они и жили.


Чаще всего её имя связывают с Маяковским,однако до него ей раскручивался
другой поэт,менее громогласный - Константин Липскеров,учившийся живописи
у Юона,а поэзии у Брюсова/печатался в журн."Денди"в 1910 г под псевдонимом
"Константин Эль". Именно его они потащили с собой в Туркестан до войны,на нём и опробовали своё меценатство/первую его книгу "Песок и розы" ввысоко оценил Ходасевич.
В дальнейшем Липскеров стал успешным совет.переводчиком..
Писал и пьесы,в част."Надежда Дурова" в 1942г - вместе с другом и соавтором
Александром Кочетковым(авторе знаменитой "Баллады о прокуренном вагоне"/С любимыми не расставайтесь!") С той пьесой вышла путанная история...


А первый свой салон Лиля Брик создала ещё до 1917г в,уже переименованном , Петрограде, и ориентироваться было на что - "Башня" Вяч.Иванова, оплот
русских символистов,самый знаменитый салон Серебряного века,на Таврической,35. Там бывали тогда все, от Блока и Мережковского до
Бенуа и Добужинского(там и братались,выпивая,обнося по кругу кровь с вином,
молодая Ахматова показывала чудеса гибкости..,
а поэту М.Кузмину В.Иванов, величая его"пионером грядущего века", именно в
силу его нетрадиц.ориентации,предоставлена была возможность прживания
в "Башне" сколь захочется...


Брики скопируют с "Башни" и театрализованность и форму тройственного союза(
в случае Иванова и его второй жены Лидии Зиновьевой-Аннибал,третьим углом в
1906г стал поэт С.Городецкий/впоследствии написавший новое либретто оперы
"Иван Сусанин"/, после того как опыт с ним закончился, его заменили
Маргаритой Сабашниковой,женой Максимилиана Волошина. И Зиновьева-Аннибал
не скрывая чувств к ней,сочиеяет первую в рус.лит-ре повесть о любви двух
женщин "33 урода".Название говорит само за себя.
Тираж арестовала царская охранка (самодержавная цензура!)
В итоге Сабашникова с Волошиным развелись).
Этот разврат прекратился со смертью в 1907г Зиновьевой-Аннибал.


В позднее советское время сакраментальный вопрос "Третьим будешь?"
не был риторическим. Ответ знал каждый гражданин,проходящий мимо пивной.
А в эпоху Серебряного века смысл его был иным(как то,
Брюсов - Белый - Петровская, Блок - Менделеева - Белый и т.д.)
Интересна дальнейшая судьба Вс.Иванова:
в процессе "лабораторных" опытов его внимание привлекла падчерица Вера,
дочь его покойной супруги от первого брака. Результат в 1912 году -
родился сын Дмитрий.Одновременно приходящийся ему и внуком.
В петербургском свете вышел скандал..
Пытаясь привести всё в русло,Вера предложила Кузмину фиктивный брак.
От коего тот сбежал,как от чумы.
Бежал и Иванов с Верой, в Италию. Башня развалилась .


В этой связи появление Лили именно в Петербурге буквально впритык к отъезду
Иванова и встречи её с Маяковским пришлись очень кстати.
До Маяковского основным богемным персонажем Лилиной кв-ры выступала
балерина Екатерина Гельцер, по числу романов способная дать фору кому угодно.
Отношения с мужчинами она именовала "навертами", и если ей кто-то
нравился,она говорила: "Навертите меня ему".
Лиле было у кого поучиться - Гельцер "навертела",т.е.поймала в свои сети
блестящего финского генерала Карла Манергейма(от которого у неё якобы
родился сын).
Как правило,приметив очередную жертву,балерина Императорских театров посылала
избраннику пространную телеграмму,букет цветов,а в качестве приложения -
набор своих фотографий..
Подобные женщины составляли круг Лилиного общения,тем хватало.


Вслед за Маяковским в квартиру Бриков налетели футуристы - странные и
страшные люди в представлении обывателей.
По крайней мере мама Лили не скрывала, что опасается представителей
этого авангардного течения. "Родители боятся футуристов,а в особенности ночью,в лесу,вдвоём с дочкой",- писала Лиля о том случае,когда Маяковский отправился
гулять с Эльзой в Малаховкев в 1915 году. Но пришедшие с Маяковским
Каменский,Бурлюк,Хлебникови др,всё-таки не внушали опасения - их
даже можно оставить ночевать.
Любопытно,что русские футуристы(от франц. futur - "будущее") пытались
гордо открещиваться от агрессивной идеологии футуризма мирового и её основателя итальянского поэта Филиппо Томмазо Маринетти, провозгласившего в
своём манифесте 1909г необходимость разрушения прошлого - в т.ч. и искусства,
ибо оно не способно к обновлению,ибо давно умерло. "Зверь,пугаюший людей" -
так современники называли футуризм. /Преувеличение ,нет ли..?


...


Меценатство в отношении Маяковского выразилось в том, что Осип
профинансировал издание его "Облака"..
Тогда же в салон Бриков впервые приходит и Виктор Шеловский, став его
завсегдатаем..
Судьба отмерит ему 90 с гаком лет,с Лилей они будут общаться до конца жизни.
И с возрастом Виктор Борисович станет менее сдержан у её оценках: ".. Ей 84. Сильно накрашена.Жёлтая.Нарисованные брови. Напоминает восковую куколку
из музея мадам Тюссо", - делился он с соседями по дому.


В салоне на Жуковского не только читали стихи,музицировали и пили чай с
вареньем.Здесь играли и в карты(в част., в "тётку"- 52 карты по 13 карт,
без козырей и прикупа ). По уверениям Шкловского, одним из наученных игре
этой был и Горький,захазивавший к Брикам.
В карты хозяева любили играть вчетвером - Лиля,Ося,дядя Володя и Лёва
Гринкруг,будущий совет.кинодеятель,факт.член семьи.
Когда он приходил на двери могли повесить объявление:
"Сегодня Брики никого не принимают", - значит,играют в карты с Лёвой .


А тем временем Первая мировая и не думала заканчиваться.
Мецената Осипа Брика отправили на фронт.Однако он,подобно бравому Швейку,
умудрился отстать от поезда, вернувшись к себе на ул.Жуковского.
Почти два года совмещал он дезертирство и меценатство. А его все искали и
никак не могли обнаружить - спасибо штабному писарю,исправно бравшему
от Оси взятки!
На фоне общего морального и физического разложения резко снижается
психическое здоровье общества. Уже в 1915г психлечебниц не хватает, в итоге
к 1916-му число психбольных достигает 50 тыс.человек.
..тогда же и появляется "Чёрный квадрат" Малевича,опера композ.М.Матюшина
на стихи А.Кручёных и худ.К.Малевича "Победа над Солнцем".
В салоне Бриков не успевает остывать самовар, бывали Чуковский,Пастернак,
Асеев, Кузмин посвятил Лиле стих."Выздоравливающей"(1917).
Стол, даже в самые дефицитно-карточные совет.годы ломился от деликатесов.


Лиля ещё и одевала поэтов(Хлебникову,никогда не имевшему ни копейки,давала на одежду..),приходили и экстравагантные сёстры Синяковы:Зинаида,Надежда,
Мария,Ксения,Вера, но не впятером,конечно.Родом они были из Харькова и
могли поспорить с хозяйкой за звание музы русского футуризма..
Красоту свою Синяковы и не думали скрывать - по харьковским улицам они
ходили чуть ли не в чём мать родила,да ещё с распущенными волосами - то ли
пугая горожан,то ли искали новые художественные формы.
В глазах обывателей у них не было ничего святого:"Когда умерла мать,они её
разрисовали яркими красками:нарумянили,накрасили губы,подвели глаза и так
положили в гроб - чем привели в ужас православную округу. Но сёстры знали:
мать вряд ли осудила бы их - умирая,она категорически отказалась от
священника и просила сыграть для неё концерт Аренского. За рояль села
младшая Вера и исполнила волю матери".


Синяковы выбирали себе в кавалеры исключительно поэтов, Ксения стала женой
Асеева,Другими увлеклись Хлебников,Пастернак и Маяковский(ещё до Лили,
пытавшийся охмурять одну сестру за другой).Собственно,с поэтами они и
приходили к Брикам. Это к ним,к Синяковым,заодно с Асеевым обращалась
Марина Цветаева перед смертью:
"Дорогой Николай Николаевич!
Дорогие сёстры Синяковы!
Умоляю вас взять Мура к себе в Чистополь - просто взять его в сыновья -
и чтобы он учился...Любите.. Не бросайте!"
Хлебников был влюблён во всех сестёр и,похоже,сразу. Пастернак крутил
с Надеждой, а объявился у Лили с Марией. Надежде симпатизировал и Бурлюк..


Но по настоящему богемной жизнь вышла у Ксении-Оксаны.Оставшись вдовой
после смерти Асеева в 1963г, она бы так и коротала своё одиночество в
большой и комфортабельной квартире в проезде Художественного театра(некогда
Камергерского),если бы не встреча с Анатолием Зверевым - самым что ни есть
богемным художником хрущёвско-брежневской Москвы,футуристом в душе,внешне
походящим на привокзального бомжа, в честь которого ныне называют галереи
и музеи(кто бы мог тогда предполагать!).
Будучи на 40 лет младше,годясь ей во внуки,он полюбил таки её:
неисповедимы пути ! Покупал ей кефир,клялся,что "Синьокова" для него
"Как Богородица,и мать,и жена,и дочь". Писал портреты своей возлюбленной(
на чём и где придётся),посвящал стихи. /Зверев достоин отдельной главы.И
именно его,кажется, и не хватало бы тогда в салоне на Жуковского/.
Брики завели традицию ,затем повторявшуюся позже - огромный лист бумаги
во всю стену,где каждый мог написать всё,что вздумается - Кушнер писал по
поводу заказываемой Лилей шубы:"Я настаиваю,чтобы горностаевую",
Лиля рисовала почему-то тогда на всех коробках и бумажках фантастических
зверей с выменем. Кто-то написал:"Что в вымени тебе моём?"..,
Шкловский писал афоризмы:"Раздражение на человечство накапливается по капле"
Можно представить как бы украсил стену Зверев .


Радостной вышла встреча Нового,1916 года:
"Квартирка у нас была крошечной, ёлку подвесили в угол под потолок("вверх
ногами"),украсили игральными картами,Жёлтой кофтой, Облаком в штанах.
Все были ряженые...Спирт достали из-под полы.В войну был сухой закон.
Его называли в шутку "полусухим", ибо спиртное можно было без труда достать
у спекулянтов.
Не только война,но и Февральская революция 1917-го прошли мимо их салона.
"..то, что происходит на улице,нас не касается",- говорила Лиля Шкловскому.


И вот грянул октябрь 1917-го.
Удивительно,как быстро они сориентировались."Академию Ося прибрал к рукам',-
хвастается Лиля уже в декабре.Речь идёт ни много ни мало об Академии
художеств,на собрании в которой -Союз деятелей искусств - активно выступал
Осип. И довыступался - стал комиссаром в Академии.
Комиссар-меценат Ося предлагает не церемониться со старым искусством :
"...Защищать памятники старины - защищать помещиков.Долой!".
Вторит ему и критик Николай Пунин,вместе с Бриком и Мейерхольдом
трудящихся в редакции газеты"Искусство коммуны",где он главред.
Влиятельный был весьма,как раз тот случай,когда словом можно нанести вред
куда больший,чем делом.Теперь уже не в лилином салоне,а на руководящей
должности при новом режиме,прибрав к рукам управление культурой,в качестве
заведующего Петроградским отделом изобразительных искусств Наркомпроса, он
призывает отказаться от старых форм("Взорвать,стереть их с лица земли"),
взяв на вооружение футуризм. Якобы,чем проще - понятней для простого народа.
...
Всё же Пунин в большей степени в памяти того самого народа,об упрощении искусства для которого так старался, останется как супруг Анны Ахматовой.
"Он был сражён Анной с бурбонским носом,хотя у него в это время был роман
с Лилей.. Пунин подчёркивал,что дал приют Ахматовой исключительно из
уважения к её поэзии",- пишет Эмма Герштейн.
Но оказывается Лилю он любил больше:"Зрачки её переходят в ресницы и темнеют от волнения;есть наглое и сладкое в её лице с накрашенными губами и
тёмными веками,она молчит и никогда не кончает...Муж оставил на ней сухую
самоуверенность,Маяковский забитость,но эта "самая обаятельная женщина"
много знает о человеческой любви и любви чувственной. Её спасает способность
любить,сила любви,определённость требований.Не представляю себе женщины,
которой я бы мог обладать с большей полнотой.
Физически она создана для меня,но она разговаривает об искусстве - я
не мог...".


А вот Лиля(что он в ней такого разглядел - третий глаз что-ли!) хотела
как раз говорить об искусстве,потому и не ответила Пунину взаимностью.
Напрасно пишут немногочисленные исследователи её биографии,что этот случай
продемонстрировал её разборчивость.Она,мол,не со всеми подряд вступала в
близкие отношения.Дело здесь не в разборчивости и расчётливости, не будем делать из неё демона,живушего по принципу "купи-продай".
Пунин верно подметил её качество - "определённость требований".
Под её требования он не подходил.ибо видел в ней - пошляк этакий - только
женщину, а она себя считала нечто большим,выходящим за рамки гендерного
стереотипа.
Лиля - меценат,двигатель литературы, в чём она была уверена и
на что претендовала.
...


После революции Пунин - комиссар Русского музея и Эрмитажа.
С этими должностями и связан его первый арест,нашедший отражение в
дневнике А.Бенуа в 1921 г.: "3 августа арестван Пунин...
Его увели.Юрий предполагает - это последствия его аферы на валюте с
бриллиантами,которые он продавал вместе с московским Бриком. Может
последний его и выдал..." Вот оно как - с Лилей общего языка не нашёл,
зато сблизился с Осей,не оставившим нехорошей привычки выдавать
всякий мусор за драгоценности.
Из Русского музея его выгонят.Он будет преподавать,писать книжки,пристроится
гражд.мужем Ахматовой.. В 1949 его отправят в лагерь,где он в 1953 и умрёт.


.....

























Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.05.2025. ***