***

Николай Миластный: литературный дневник


К началу XX века число грамотного населения России было невелико:
по оценкам отечественных и зарубежных учёных,грамотой владели всего 21,1% граждан,
в том числе 29,3% мужчин и 13,1% женщин.
С победой Октябрьской революции стало очевидно о недопустимости положения,-
и безграмотности объявили войну...


В царской России власть пыталась обучить население грамоте,однако какой-либо
гос.программы в этом направлении принято не было.
Особенно уменьшался процент умеющих читать и писать после разнообразных войн.


Декретом по безграмотности


Как известно,Страна Советов - молодое государство,которое почти с момента
образования встало на путь индустриального развития.
Для этого требовалась комплексная программа.
Индустриаллизация,коллективизация,культурная революция - основные глобальные
задачи,которые были поставлены.


Культурная революция имела целью ликвидацию неграмотности и
формирование кадров интеллигенции среди рабочих и крестьян.
Так появилось новое понятие "ликбез" - массовое обучение неграмотных взрослых
чтению и письму.
Развернулось массовое движение под лозунгом:"Грамотный,обучи неграмотного!".


Гос.программа Советской России была предложена Декретом Совнаркома
"О ликвидации безграмотности в РСФСР" от 26 декабря 1919г.
Согласно документу,всё население Советской России в возрасте от 8 до 50 лет,
не умевшее читать или писать,было обязано учиться грамоте на родном или
на русском языке (по желанию).


Народному комиссариату просвещения было дано право привлекать всех грамотных лиц
к обучению неграмотных на основе трудовой повинности.
Декрет предусматривал также создание школ для переростков,школ при детских домах,
колониях,прочих учреждениях,входивших в систему Главсоцвоса (Главного управления
социального воспитания и политехнического образования Наркомпроса РСФСР).


Кроме того,в пункте 8 этого документа оговаривались санкции за его невыполнение:
"Уклоняющиеся от установленных настоящим декретом повинностей и препятствующие
неграмотным посещать школы привлекаются к уголовной ответственности".


В июле 1920 г. Совнарком принял Декрет об учреждении Всероссийской
чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (ВЧКликбез).
Заведовал её делами нарком просвещения А.Луначарский.Комиссии выделялись
большие средства.


К осени 1920 г. только органами "ВЧКликбез" в 26 губерниях были созданы
курсы учителей - ликвидаторов неграмотности.
Осенью 1923 г. в стране появилось добровольное общество "Долой неграмотность".
Общество создавало школы и группы,велась индивидуальная работа по обучению
неграмотных,широкая политико-просветительская работа.


В 1930 году общество насчитывало около 3 миллионов членов с 200 000 ячеек.
Особенно напряжённой работа была в деревнях.


Учебная программа требовала широкой организованной подготовки учителей.
Проводилось первоочередное обучение грамоте рабочих промышленных предприятий,
совхозов,членов профсоюзов,трудящихся в возрасте 18-30 лет.
Срок обучения составлял 7 месяцев (6-8 часов еженедельно).
Было создано 1072 инструктивные школы (574 ликвидационных пункта и
498 школ для малограмотных).


Трудным контингентом являлись безпризорники - дети,потерявшие и родственников
и место проживания во время Первой мировой и Гражданской войн.
В 1921 г. в РСФСР их насчитывалось 4,5 миллиона,а в целом по СССР в 1922 году -
до 7 миллионов.


Поэтому в 1921 г. создана "Деткомиссия ВЦИК" (Комиссия по улучшению жизни детей)
во главе с Ф.Дзержинским. Работа велась не только Наркоматом просвещения,
не оставалась в стороне и общественная организация "Фонд им.В.И.Ленина
для оказания помощи безпризорным детям".


К началу 1928 г. по всей стране насчитывалось 300 000 безпризорных,
а 31 мая 1935 г.в постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской
безпризорности и безнадзорности" было заявлено о
ликвидации массовой безпризорности.

Обучение носило чёткий регламентированный характер.В программу входило
чтение ясного печатного и письменного шрифта,письмо,счёт целых и дробных чисел,
умение разбираться в диаграммах и схемах;
ученики должны были уметь делать записи,необходимые в жизни и служебных делах.
Учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.


Для взрослых сокращался рабочий день с сохранением зарплаты,
в обязательном порядке ликпункты снабжались письменными принадлежностями,
учебными пособиями,канцелярскими изделиями.
Была создана сильная учебно-методическая база. В период между 1920-1924гг.
выходили разнообразные учебные пособия - например,первый советский букварь
для взрослых Элькиной и Бугославской, "Букварь для рабочих" Голанта.
Часть пособий печаталась даже за рубежом с оплатой из валютных фондов республики.


В программе ликбеза 1925-1926гг. обязательным был курс политграмоты.
Всего с 1917 по 1927 год обучили около 10 млн.взрослых,в т.ч.в РСФСР
- 5,5 миллиона человек.
По данным переписи 1 ноября 1920 года в школах училось около 7,3 млн.учеников.


В европейской части Советской России школы посещали менее 59% детей
в возрасте 8-12 лет,а старше 12 лет - ещё меньше.


В целом СССР в 1926г.занимал по уровню грамотности лишь 19 место
среди стран Европы,уступая Португалии,Испании,Турции.
Уровень грамотности городского и сельского населения сильно отличался,
но уже в 1936 г. среди мужчин грамотных было 80,9% в городе и 50,6% в селе,
и соответственно 88,6% городских и 73,9% сельских женщин.


В 1928г. по инициативе ВЛКСМ начался агиткультпоход.
Его опорными пунктами были Москва,Саратов,Самара и Воронеж, где
основная часть неграмотных обучалась силами общественности.
В середине 1930 года число культармейцев достигло 1 миллиона человек.


Радикально положение изменилось только после введения всеобщего начального
обучения в 1930 году,которое служило гарантией распространения грамотности.
Ликвидация неграмотности возлагалась теперь на секции при местных Советах,
пересматривались и программы школ ликбеза,расчитанные на 330 занятий
(10 мес.в городе и 7 - в селе).
В это время велась уже борьба не с безграмотностью,а с малограмотностью.


К 1936г.обучили 40 млн.неграмотных.
На решение проблемы ушло около 15 лет.


По данным переписи 1939 года,число грамотных в возрасте от 16 до 50 лет
приближалось к 90%.
К 1940-м ситуация с неграмотностью в большинстве районов СССР
перестала быть катастрофической.


За две сталинские пятилетки удалось завершить всеобщее обязательное начальное
обучение и семилетнее образование.
Начавшаяся Великая Отечественная война прервала процесс.


И только в 1972 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
"О завершении перехода ко всеобщему среднему образованию молодёжи
и дальнейшем развитии общеобразовательной школы".


Загадки истории. Виктор Волынский.







Другие статьи в литературном дневнике: