Самое главное - это книги.

Скуртул: литературный дневник

Особенно усиленно я начал читать лет с 9-ти. Моя тетя работала библиотекарем (я тогда жил в Оренбурге). Она позволяла мне брать домой книги из читального зала, а они были самые новые и лучшие. Я заразился чтением. Зимой читал по одной книге в день, по 6-7 часов. Сначала был Пушкин, Носов, Л. Кэролл, все бывшие в зале огромные энциклопедии мифологии различных народов, весь Г.Х.Андерсен, Гримм. Никогда не забуду 600-страничную "Республику ШКИД" без единой иллюстрации, которая вообще не для моего возраста тогда была. Много из серии "МП" (Мир приключений): Александр Дюма, Жюль Верн, Фенимор Купер (его лучшая "Последний из могикан), Берроуз (серия "Тарзан").
Читал документальные записки натуралистов путешествующих по миру и исследующих по большей части фауну. Они мне дали большую фору по биологии в будущем.
В старшей школе я уже учился здесь. Пошел в школьную библиотеку. Там были две большие полки научной фантастики. И понеслось. Я и не понимал тогда, что читаю самую настоящую классику. Зато теперь как приятно, что я не понаслышке знаю творчество самых известных, общепризнанных авторов, которых как говорят "must read": Азимов, Стругацкие, Брэдбери, Станислав Лем, Гаррисон, Шекли, Уэллс, Кларк и всяческие научно-фантастические сборники. В общем все, что попадалось под руку. Я и два одноклассника просто в раж вошли. Остановились только когда полки закончились. Мы менялись книгами, а потом впечатлениями. Бесценное время.

Школьная программа тоже многое дала. Никогда не забуду, как зимой осилил "Войну и мир" за 28 дней.

Также рядом был великий Толкин. Я прочел все его творчество, кроме сказок, которые он писал своим детям. Их я воспринял уже студентом.

Еще ближе к концу школы попал мне в руки Лавкрафт. Родоначальник фэнтези, а особенно мистики. Так расписывал друзьям его творчество, свои впечатления, эмоции, что они мне его антологию подарили. 800-страничный сборник лучших произведений настолько поглощает, что периферия зрения невольно расширяется. У него прекрасные повести и рассказы о неизведанном, о внутренних конфликтах человека, о его страхах, о том, что люди Сами пугают себя больше всех. И еще одна оригинальная черта - в его рассказах ВООБЩЕ НЕТ МОРАЛИ. Он не считает человека чем-то уникальным, а значит и смерть, и страдания и прочие поступки не должны быть объяснимы, порицаемы, оправданы или наказаны. Очень независимо и абстрагировано его творчество.

Дальше пошло кое-что посложнее - Филипп Дик. Вообще он тоже известный фантаст классик. Его любит голливуд: "Бегущий по лезвию", "Час расплаты" с Аффлеком, "Особое мнение" с Крузом, "Пророк" с Кейджем, "Меняющие реальность" и особенно свежий "Вспомнить все" - это по его книгам. У него было много таких очень лихих закрученных умных интересных книг. НО. Также у него есть очень тонкие, тяжелые полутеологические, полуфилософские и психоделические книги, как "ВАЛИС" например, которые он писал в самом пике наркотических своих экспериментов (утверждают, что он перепробовал все возможные в свое время наркотики). С ним, короче, тоже незабываемый опыт.

И пошел еще к более сложному - Стивен Хокинг с его черными дырами и теориями мироздания.

Пробовал оценить модные тренды - Пауло Коэльо, Пелевин, Прилепин. Оценить можно предложением: после прочтения не почувствуешь, что время зря потратил, довольно интересно для общего развития. "Хагакурэ" Ямамото Цунэтомо - тоже модная, но все же восточная философия.

НО. Потом я поступил в институт. И случилось то, чего я давно хотел - начался курс Философии. А я давно уже чувствовал тягу к ней. Сам институтский курс - это ничто. Какие-то тезисы, персоналии, учения, направления - каша. Это не сама философия. Чтобы понять, нужно прочитать хотя бы один полный классический труд.
По совету нашего доктора философии я сначала прочитал Н.А.Бердяева "Самопознание" - эта книга меня порвала. И до сих пор является лучшим из всего прочитанного. Его философия свободы потрясает. В сознании я почувствовал значительный прогресс, стал по-другому смотреть на многие вещи.
Чтение художественных книг многое дает, много неповторимого, т.е. такого, какого нигде больше ни взять. Художественный язык, нить повествования, понятие фабулы и проч. Но все же втискивание основной мысли и цели произведения, облачение их в художественность несет и жертвы.
Прямая философия как она есть - это чистые концентрированные мысли, напрямую и без "вокруг да около". Да, во многом очень объемно и даже размусолено, но все же самое главное ИДЕЯ там на первом месте.
Чтение философии дает бесценное чувство внутреннего роста, если действительно стараться понимать автора. А это бывает нелегко, бывает и сложно. Но по-моему того стоит.
Ради этого я почти бросил даже читать художественную литературу. Жалко время. Есть и художественные философы - Достоевский, Сартр, Экзюпери. Думаю с них тебе и стоило бы начать. Что-нибудь из Сартра. А позже попробовать что-то серьезное: Фрейда, Ницше, Гегеля, сумасшедшего Шопенгауэра.

Также стоит вспомнить, что очень полезными оказались несколько книг по психологии (психология, как часть философии) во время учебы, особенно Владимир Леви и выдержки из Фрейда. Лучше понимаешь себя - лучше понимаешь других.
Из недавнего: дочитал Еремея Парнова, 4-й том Маяковского и вновь вернулся к Достоевскому - Мордасовские записки и другие рассказы.

ЧТО читать выбирать тебе, но НЕ ЧИТАТЬ нельзя. И еще, все-таки я считаю, что умение выражать свои мысли менее важно, чем иметь по-настоящему СВОЕ МНЕНИЕ. Иначе можно хорошо выражаться, но лишь то, что кем-то закладывается. А закладывается много.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 18.01.2015. Самое главное - это книги.