Наброски к теории страдания.Страдание: сознательный опыт, Я-Модель, негативная валентность и транспарентность. Страдание Нам не хватает всеобъемлющей теории осознанного страдания. Одной из ключевых задач является концептуально убедительная и эмпирически правдоподобная модель этого очень специфического класса феноменальных состояний: тех, которые мы не хотим испытывать, если у нас есть выбор, тех состояний сознания, которые народная или же фолк-психология описывает как “страдание”. Нам нужна общая структура для философии сознания и эмпирических исследований, которая позволяет постоянно уточнять и обновлять ее. На абстрактном концептуальном уровне хорошо бы начать с предложения двух феноменологических характеристик, которые могут служить маркерами этого класса: потеря контроля и дезинтеграция самости (либо на “ментальном”, либо на “телесном” уровне репрезентативного содержания). Это имеет смысл, потому что, во-первых, феноменальная Я-модель (Phenomenal Self Model, PSM)является именно инструментом глобального самоконтроля, а во-вторых, она постоянно сигнализирует самому организму о текущем статусе органической целостности. Если Я-модель неожиданно распадается, то это, как правило, является признаком того, что и сам биологический организм находится в большой опасности потери целостности. Кроме того, многие формы страдания могут быть описаны как потеря автономии: телесные заболевания и нарушения обычно приводят к снижению потенциала глобального самоконтроля на уровне телесных действий; переживаемая боль может быть описана как сужение пространства того, что называется аттенциональной агентностью (Attentional Agency, AA), сопровождаемое потерей аттенционального самоконтроля. Это объясняется тем, что боль имеет тенденцию фиксировать внимание на самом болезненном, негативно оцениваемом телесном состоянии. Всем известно это состояние, когда все внимание и весь разум сосредоточены в том месте, где сильно болит.
Очевидно, что эмпирически обоснованная, философски последовательная теория страдания будет иметь большое значение для прикладной этики, разработки политики и теории права. Мы не будем представлять здесь такую теорию, но набросаем четыре необходимых условия для понятия “страдание” в качестве рабочей концепции. “Страдание” – это феноменологическое понятие. Страдать могут только существа с сознательным опытом. Зомби, человеческие существа, находящиеся в глубоком сне без сновидений, в глубокой коме или под наркозом, не страдают, так же как не могут страдать теоретические условные личности или нерожденные человеческие существа, которые еще не появились на свет. Роботы или другие искусственные существа могут страдать, только если они способны иметь феноменальные состояния. У нас еще нет теории сознания, но мы уже знаем достаточно, чтобы прийти к поразительно большому количеству практических выводов в этике животных и машин. Наиболее важной феноменологической характеристикой страдания является “чувство обладания” (sense of ownership), непередаваемое субъективное переживание того, что именно я страдаю в данный момент, что это мое собственное страдание, которое я переживаю. Первого условия наличия сознательного опыта) недостаточно, поскольку система должна быть способна приписать страдание самой себе. Страдание предполагает самосознание. Поэтому нам необходимо добавить условие наличия сознательной Я-модели: только те сознательные системы, которые обладают Я-моделью, способны страдать, поскольку только они, посредством процесса функциональной и репрезентативной интеграции определенных негативных состояний в свою Я-модель, могут присвоить репрезентативное содержание определенных внутренних состояний на уровне феноменологии. Простыми словами – только если у вашего тела есть эта сложная адаптивная модель себя, которая может соотнести сигналы от страдающего тела с собой, только тогда появляется сознательно переживаемое страдание. Появляется тот, кто страдает. Только системы с Я-моделью могут генерировать феноменальное качество обладания, и это качество является еще одним необходимым условием для появления феноменального страдания. Концептуально, суть страдания заключается в том, что сознательная система вынуждена идентифицироваться с состоянием негативной валентности и не может разорвать эту идентификацию или функционально отделиться от данного репрезентативного содержания. Конечно, страдание имеет множество различных слоев и феноменологических аспектов. Но именно феноменология идентификации является центральной для теоретических, а также этических и правовых контекстов. То, с чем система хочет покончить, переживается как состояние самой себя, состояние, содержание которого не может быть успешно интегрировано и которое ограничивает ее автономию, поскольку она не может эффективно дистанцироваться от него. От чего она не может дистанцироваться, так это от внутренней репрезентации потери контроля и функциональной согласованности, ситуации нарастающей неопределенности. Не пугайтесь непривычных слов, все не так сложно.
Страдание возникает в результате того, что состояния, представляющие отрицательную ценность (negative value), интегрируются в Я-модель данной системы. На этом этапе нарушенные преференции становятся нарушенными субъективными предпочтениями – сознательным представлением того, что собственные преференции были нарушены (или будут нарушены в будущем). Это не означает, что сама система должна иметь полное представление о том, чем на самом деле являются эти предпочтения (с точки зрения когнитивных, концептуальных или лингвистических компетенций): достаточно того, что она не хочет проходить через этот нынешний сознательный опыт, она хочет, чтобы он закончился. Мы можем не до конца или не точно представлять себе, чего мы хотим и что нам нужно, но с тем, чего мы НЕ хотим, и что нам НЕ нужно зачастую все куда более очевидно. Феноменология страдания имеет множество различных аспектов. Приведем еще один пример: искусственное страдание в сознательных машинах может сильно отличаться от человеческого страдания. Можно также предположить, что, скажем, некий бостромианский “сверхинтеллект” может представлять отрицательные ожидаемые полезности (expected negative utility) и фрустрированные предпочтения во внутренних формах феноменальности, которые вообще не предполагают сознательного страдания. Могут существовать совершенно рациональные искусственные агенты, не проявляющие ни биологически обоснованного “экзистенциального искажения”, ни каких-либо других человеческих когнитивных искажений, которые являются результатом миллионов лет, в течение которых эволюция формировала Я-модели наших предков. Но если они страдали, повреждения их физического оборудования могли быть представлены в форматах внутренних данных, совершенно чуждых человеческому мозгу – например, генерируя субъективно переживаемый, качественный профиль или воплощенные состояния боли, которые биологические системы, подобные нашей, не могут эмулировать или даже смутно представить. Феноменальный характер, сопутствующий высокоуровневому познанию, может выходить за рамки человеческих способностей к сопереживанию и пониманию, например, через интеллектуальное прозрение фрустрации собственных предпочтений или неуважения к своим создателям – возможно, даже через понимание абсурдности собственного существования в качестве самосознающей машины, простого товара или исследовательского инструмента, используемого этически неполноценной биосистемой. В смысле, человеком. “Транспарентность” или прозрачность – это не только визуальная метафора, но и техническое понятие в философии, которое имеет множество различных применений. Мы рассматриваем исключительно “феноменальную транспарентность”, свойство, которым обладают некоторые сознательные, но не бессознательные состояния. Транспарентные феноменальные состояния заставляют их репрезентативное содержание выглядеть как безоговорочно реальное, как нечто, в существовании чего вы не можете сомневаться. Говоря более точно, вы, конечно, можете когнитивно сомневаться в его существовании, но согласно субъективному опыту это феноменальное содержание – ужас боли, тот факт, что это ваша собственная боль – не является чем-то, от чего вы можете отстраниться. Феноменология транспарентности – это феноменология прямого реализма, а в области саморепрезентации она создает феноменологию идентификации, обсуждаемую в связи со вторым условием (Условием PSM или Я-модели).
Феноменальная транспарентность означает, что нечто конкретное недоступно субъективному опыту, а именно репрезентативный характер содержания сознательного опыта. Вы смотрите сквозь окно и видите то, что за ним. Но вы не видите самого окна (если стекло, конечно, не треснуло и не загажено). Это относится ко всем сенсорным модальностям (как мы, к примеру, не наблюдаем никакого рассинхрона между движением губ и лицевых мышц собеседника и его словами, которые звучат у нас в голове) в нашей интегрированной феноменальной модели мира в целом – но также и к большим частям нашей самомодели. Сами инструменты репрезентации больше не могут быть представлены как таковые, и поэтому система, производящая опыт, по концептуальной необходимости запутывается в иллюзии эпистемической непосредственности, наивной форме реализма. Это происходит потому, что, по необходимости, она теперь должна переживать себя как находящуюся в непосредственном контакте с текущим содержанием своего собственного сознания. Что именно система не может пережить? То, что недоступно сознательному опыту, является простым фактом того, что этот опыт происходит в среде. Поэтому прозрачность феноменального содержания приводит к еще одной характеристике сознательного опыта, а именно к субъективному впечатлению непосредственности. Мы все не просто наивно полагаем, но субъективно ощущаем себя находящимися в непосредственном контакте с реальностью. Очевидно, что это функциональное свойство не ограничивается биологическими нервными системами; оно может быть реализовано в биологических системах; оно также может быть реализовано в продвинутых роботах или сознательных машинах. В частности, оно не имеет ничего общего с тем, чтобы придерживаться определенной “веры” или придерживаться определенной философской позиции; можно предположить, что многие простые животные на нашей планете, которые обладают сознанием, но не способные говорить или иметь высокоуровневые, символические мысли, имеют транспарентные феноменальные состояния – точно так же, как первые, простые, постбиотические субъекты опыта в будущем.
На данном этапе наша рабочая концепция страдания состоит из четырех необходимых компонентов: C-условия, Учитывая нашу нынешнюю ситуацию эпистемической неопределенности, любая система, удовлетворяющая всем этим концептуальным ограничениям, должна рассматриваться как объект этического подхода. По определению, любая система, будь то биологическая, искусственная или постбиотическая, не удовлетворяющая хотя бы одному из этих необходимых условий, не способна страдать. В данном случае основной задачей будущих исследований является развитие этой первой рабочей концепции в более полную, эмпирически проверяемую теорию страдания. Чтобы быть полезной для этики человека и животных, для этики роботов и законодательства о роботах, такая теория должна обладать необходимой степенью абстракции. Мы хотим, чтобы она давала независимые от “аппаратного обеспечения” критерии демаркации (hardware-independent demarcation criteria). В идеале такие критерии позволят нам игнорировать все конкретные детали реализации, случайно характеризующие соответствующий класс биологических организмов на нашей планете, потому что нам нужно решить, страдает ли данная искусственная система в данный момент, обладает ли она способностью страдать, или же этот тип системы, вероятно, разовьет в себе способность страдать в будущем.
© Copyright: Вячеслав Карижинский, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|