Баратынский Болящий дух врачует песнопенье
«Характер поэзии г. Баратынского — мысли и чувствования»
(Фаддей Булгарин – угу, тот самый «фиглярин-журналист»…тем не менее…)
«Баратынский – прелесть и чудо…»
(А.С.Пушкин)
Что ж, продолжаю своё ревью (если сие можно именовать подобным образом…) стихотворений Баратынского…
С периодизацией его творчества, сознаюсь, несколько затрудняюсь (разве что с самой общей (лирика (первые пожизненных два сборника) – философия (сборник «Сумерки»)) да и то лучше тогда жанровый анализ нежели периодический…но и жанровое подразделение в своих сборниках сам поэт не особо жаловал…) , потому продолжаю обзор как удобно мне; - то есть, с места (в том самом сборнике, где порядок стихотворений согласен порядку их датирования), где я прервался в прошлый раз; - стихотворения, которые Баратынский написал в возрасте от 24 до 44 лет (до конца жизни, то есть)
«Мы все блаженствуем равно,
Мы все блаженствуем различно,
Уделом нашим решено,
Как наслаждаться им прилично,
И кто нам лучший дал совет,
Иль Эпикур? Иль Эпиктет?»
…помниться в книге об античной философии, Лосев чуть ли ни гневно отстаивал необходимость точной интерпретации эпикуреизма и стоицизма, то есть, более полной интерпретации, а не той, которая господствовала и господствует в литературе (других областях искусства); даже такой знаток античности как Анненский «грешил» подобным; все-таки, есть смысл в искусстве отойти от научной строгости Лосева и, не плутая в «дебрях» богатой эллинской мысли, трактовать «эпикуреизм» как «невозмутимость души», порывы дружбы, беззаботность, а стоицизм того же Эпиктета, как – в отличии от беззаботности – определенную склонность к аскетизму, апатию. В таком случае, мне, конечно, (и, особенно, в недавнюю пору моей restless youth) ближе эпикуреизм;
…однако, со временем может статься и следующее :
«Благовоспитанный степенный Гименей
Пристойно заменил проказника Амура,
И ветреных подруг, и ветреных друзей,
И сластолюбца Эпикура.»
Здорово написан у Баратынского ряд всевозможных эпиграмм – вещи очень остроумны
и точны. Например, хотелось бы отметить концовку небольшой эпиграммы на журналиста :
«… уж это мой расчет :
Подписчики мне платят за бесчестье»
- в условиях нынешней заангажированности СМИ звучит куда как актуально…
Классная эпиграмма на красавиц минутно увлеченных стихосложением :
«Не трогайте Парнасского пера,
Не трогайте, пригожие вострушки!
Красавицам не много в нём добра,
И им Амур другие дал игрушки.
Любовь ли вам оставить в забытьи
Для жалких рифм? Над рифмами смеются.
Уносят их Летийские струи:
На пальчиках чернила остаются.»
- опять же, концовка, по-моему, гениальна…
Вообще, вспоминается, нечто схожее пушкинское про девушек :
«Что мне до них? Теперь в глуши
Безмолвно жизнь моя несется;
Стон лиры верной не коснется
Их легкой, ветреной души;
Не чисто в них воображенье:
Не понимает нас оно,
И, признак бога, вдохновенье
Для них и чуждо и смешно.»
- чур, в феминизме мну не обвинять;) я ведь не об этом…
«Окогченная летунья,
Эпиграмма-хохотунья,
Эпиграмма-егоза
Трется, вьется средь народа,
И завидит лишь урода -
Разом вцепится в глаза.»
- кто-то сказал верно, что «Эпиграмма — это такой род литературы, который минимальным количеством слов создает максимальное количество врагов»
(..хм, кстати, а что такое «окогченная» никто не знает случаем? *краснеющий смайлик*)
«Перелетай к веселью от веселья,
Как от цветка бежит к цветку дитя;
Не успевай, за суетой безделья,
Задуматься, подумать и шутя.
Пускай тебя к Кориннам не причислят,
Играй, мой друг, играй и верь мне в том,
Что многие о милой Лизе мыслят,
Когда она не мыслит ни о чем.»
- тут процитирую одну статью :
«своеобразие Баратынского в эпиграмматическом жанре было отмечено Пушкиным в его «Набросках статей о Баратынском»: «Эпиграмма, определенная законодателем французской пиитики un bon mot de deux rimes orn; (Острое слово, украшенное парой рифм. – фр), скоро стареет и, живее действуя в первую минуту, как и всякое острое слово, теряет всю свою силу при повторении. Напротив, в эпиграмме Баратынского сатирическая мысль приемлет оборот то сказочный, то драматический и развивается свободнее, сильнее. Улыбнувшись ей, как острому слову, мы с наслаждением перечитываем ее, как произведение искусства». Баратынский понимал жанр эпиграммы шире обычного применения этого термина, почти так, как эпиграмма определялась в античных литературах, и не связывал эпиграмму обязательно с сатирическим заданием. Так он называет эпиграммой (в журнальной редакции) свое стихотворение «Перелетай к веселью от веселья».
«Ты всех загадок разрешенье,
Ты разрешенье всех цепей»
- это о смерти…
«Звезды.
Мою звезду я знаю, знаю,
И мой бокал
Я наливаю, наливаю,
Как наливал.
Гоненьям рока, злобе света
Смеюся я:
Живёт не здесь, в звездах Моэта
Душа моя!
Когда ж коснутся уст прелестных
Уста мои, —
Не нужно мне ни звёзд небесных,
Ни звезд Аи!»
- стихотворение привел полностью, обожаю его еще со школьных лет,наверное…не смотря на то, что тогда еще слабо понимал, что такое Аи и Моэт… красиво, как у Северянина;
«Люблю деревню я и лето
и говор вод,и тень дубров
и благовоние цветов
покой душе не мило ль это?
быть так,прощаю комаров
но признаюсь---пустыни житель
покой пустынный в ней любя,
комар двуногий,гость--мучитель,
нет,не прощаю я тебя!»
«Я был счастливый пустомеля
И девам нравился порой…»
И оттуда же :
«Года, увенчанные хмелем,
Еще прекрасные года..»
- у Набокова, по-моему , в «Других берегах» проскользнула такая мысль, что он бы с радостью мог выкинуть несколько лет жизни – эдак с 16 до 19 лет, которые кроме пустомельства и пустого времяпровождения ничего не дали… у Баратынского об этих годах воспоминания приятные;стихи дышат улыбкой
«Глупцы не чужды вдохновенья…»
«Чудный град порой сольется
Из летучих облаков,
Но лишь ветр его коснется,
Он исчезнет без следов.
Так мгновенные созданья
Поэтической мечты
Исчезают от дыханья
Посторонней суеты.»
«из глупцов, известных под луною,
Смешней всего нам пламенный глупец»
«Ужели творческая сила
Лукавым светом бытия
Мне ужас гроба озарила
И только?...»
- опаньки, экзистенциально;
«Премудрость вышнего творца
Не нам исследовать и мерить ;
В смиреньи сердца надо верить
И терпеливо ждать конца»
- в этом смысле, тоже остаюсь агностиком. Как у Блока : «небесное умом неизмеримо»
Помниться у Ницше в «Человеческое, слишком человеческое» была точно выражена похожая мысль – увы, пока мой Ницше в чужой библиотеке, а в электронном варианте книги я эту цитату не нашел… там все к тому, что область науки и область религии настолько различны, находясь практически на разных планетах, что исключать что-то одно присутствием другого тщетный труд…
Тут несколько строк из стихотворения «Подражателям» :
«Плач подражательный досаден,
Смешно жеманное вытьё!»
..
«А ваша муза площадная,
Тоской заемною мечтая
Родить участие в сердцах,
Подобна нищей развращенной,
Молящей лепты незаконной
С чужим ребенком на руках.»
- интересное сравнение…
Одним из любимейших стихотворений Баратынского для меня является стихотворение «На смерть Гете», написанное в 1832 году – год кончины великого немца :
Предстала, и старец великий смежил
Орлиные очи в покое;
Почил безмятежно, зане совершил
В пределе земном все земное!
Над дивной могилой не плачь, не жалей,
Что гения череп - наследье червей.
Погас! Но ничто не оставлено им
Под солнцем живых без привета;
На все отозвался он сердцем своим,
Что просит у сердца ответа;
Крылатою мыслью он мир облетел,
В одном беспредельном нашел ей предел.
Все дух в нем питало: труды мудрецов.
Искусств вдохновенных созданья,
Преданья, заветы минувших веков,
Цветущих времен упованья;
Мечтою по воле проникнуть он мог
И в нищую хату, и в царский чертог.
С природой одною он жизнью дышал:
Ручья разумел лепетанье,
И говор древесных листов понимал,
И чувствовал трав прозябанье;
Была ему звездная книга ясна,
И с ним говорила морская волна.
Изведан, испытан им весь человек!
И ежели жизнью земною
Творец ограничил летучий наш век
И нас за могильной доскою,
За миром явлений, не ждет ничего,-
Творца оправдает могила его.
И если загробная жизнь нам дана,
Он, здешний, вполне отдышавший
И в звучных, глубоких отзывах сполна
Все дольное долу отдавший,
К предвечному легкой душой возлетит,
И в небе земное его не смутит.
«Ель величавая стоит, где возрасла,
Невластная сойти»
- прямо таки, буддийское созерцание жизни :
«Уделу своему и мы покорны будем,
Мятежные мечты смирим и позабудем,
Рабы разумные, послушно согласим
Свои желания со жребием своим»
..но стихотворение вдруг заканчивается тягостью подобного «созерцанья» для русского человека, который если и ищет покой,то в бурях :
«О, тягостна для нас
Жизнь, в сердце бьющая могучею волною
И в грани узкие втесненная судьбою»
«На что вы, дни! Юдольный мир явленья
Свои не изменит!
Все ведомы, и только повторенья
Грядущее сулит.
Недаром ты металась и кипела,
Развитием спеша,
Свой подвиг ты свершила прежде тела,
Безумная душа!
И, тесный круг подлунных впечатлений
Сомкнувшая давно,
Под веяньем возвратных сновидений
Ты дремлешь; а оно
Бессмысленно глядит, как утро встанет,
Без нужды ночь сменя,
Как в мрак ночной бесплодный вечер канет,
Венец пустого дня!»
- вообщем, извечное «день как день, в6едь решена задача : все умрут»
«Храни свое неопасенье,
Свою неопытность лелей.
Перед тобою много дней,
Еще уловишь размышленье»
- последняя строка гениальна…
«Болящий дух врачует песнопенье»
«…с беспечною душой,
С душою чуткою поэта,
Ужели вовсе чужд я света?»
«Меж люлькою и гробом спит Москва…»
- о скуке современности…
«Исчезнули при свете просвещенья
Поэзии ребяческие сны,
И не о ней хлопочут поколенья,
Промышленным заботам преданы.»
- как тут не без брюсовского «быть сытым – больше вам не надо/есть жвачка – и довольно вы…»
«…иногда толпы ленивый ум
Из усыпления выводит
Глас, пошлый глас, вещатель общих дум,
И звучный отзыв в ней находит,
Но не найдет отзыва тот глагол,
Что страстное земное перешел.»
Нравится мне следующее описание Баратынским древнегреческого/древнеримского поэта :
«Свободным и широким метром,
Как жатва, зыблемая ветром,
Его гармония текла»
- я бы мог адресовать данные строки Маяковскому
«Ты, смелая и кроткая, со мною
В мой дикий ад сошла рука с рукою…»
- не правда ли,блоковское?!!
«Красного лета отрава, муха досадная, что ты
Вьешься, терзая меня, льнешь то к лицу, то к перстам?
Кто одарил тебя жалом, властным прервать самовольно
Мощно-крылатую мысль, жаркой любви поцелуй?
Ты из мечтателя мирного, нег европейских питомца,
Дикого скифа творишь, жадного смерти врага.»
- стихотворение «Ропот» - одно из моих любимых у поэта, почти космическое, может быть некоторым даже предисловием к кушнеровскому стихотворению «Шмель» :
«Залетевший к нам в комнату шмель, — я ему помог
Через форточку выбраться, лист поднеся бумаги
И подталкивая, — он-то сопротивлялся, шок
Испытав и сомнительным образом в передряге
Проявив себя этой, растерян и бестолков,
И похож, чёрно-жёлтый, на маленького медведя,
Будет дома рассказывать всем, кто его готов
Слушать, о переплёте оконном и шпингалете.
Очень долго — о комнате: в комнате нет травы
И цветов полевых и садовых, но есть обои,
На которых разбросаны тени цветов, увы,
И ужасны, конечно, сознания перебои,
О бумаге, просунутой пленнику под живот —
Глянцевитая плоскость и страшное шелестенье,
О таинственной тени: казалось, сейчас прибьёт,
И чудесном своём сверхъестественном избавленье.»
Следующее улыбает, поскольку до боли знакомо; :
«Братайтеся, к взаимной обороне
Ничтожностей своих вы рождены;
Но дар прямой не брат у вас в притоне,
Бездарные писцы-хлопотуны!
Наоборот, союзным на благое,
Реченного достойные друзья,
"Аминь, аминь,- вещал он вам,- где трое
Вы будете - не буду с вами я".»
- тут и интерпретации слов Христа под смысл эпиграммы..
Ну и о заочной любви к Италии, от которой не свободен и Ваш слуга, пытающийся делать примитивные разборы творчества замечательного поэта :
«Небо Италии, небо Торквата,
Прах поэтический древнего Рима,
Родина неги, славой богата,
Будешь-ли некогда мною ты зрима?
Рвется душа, нетерпеньем объята,
К гордым остаткам падшего Рима!
Снятся мне долы, леса благовонны,
Снятся упадших чертогов колонны!»
- как когда-то в юных своих рифмованиях, замечал «заочной влюбленности так не хватает/воочию, берег мой, видеть тебя»; впрочем, все впереди – надейся и жди;
Есть и много других классных стихотворений Баратынского, которые отсутствуют по тем или иным причинам в этом обзоре.. те же стихотворения «Запустение» и «Осень» - гениальные произведения поэта.
В следующий раз постараюсь пройтись по поэмам Баратынского, которые сам люблю куда меньше его стихотворений, но которые занимают видное, как бы там ни было, место в его творчестве. Я бы даже определил их к жанру «большого стихотворения»…
Другие статьи в литературном дневнике: