2010-09-23 Читаю Каверина Литератор(из того, что обнаружила в кладовой) «В глубокой статье, предваряющее основное собрание стихотворений Фета («Советский писатель», 1937), он (Борис Бухштаб) уверенно и бесспорно определил творчество Фета как новое направление в русской поэзии, как явление, задолго предсказывающее символизм. Над озером лебедь в тростник потянул, «Лес описан таким, каким он представился взгляду поэта, - пишет Бухштаб, - не только лес и его отражение взяты, как одно, как лес, изогнувшийся между двумя рядами своих вершин, примыкающий к двум небесам, не сделано никакой поправки на законы отражения (изгибаясь) и перспективы (в заре потонул). Это, конечно, ч и с т ы й и м п р е с с и о н и з м. Импрессионизм – вот наиболее точное манеры описания, внесённой Фетом в русскую поэзию». (с.XXIII). В данном случае импрессионизм и символизм не противоречат друг другу». Хочется сделать некоторые замечания к этому отрывку, исходя из реалий сегодняшнего дня: - Никакого символизма, конечно, здесь нет, Символизм возникает в поэтике тогда, когда небезопасно говорить открыто (или когда это дань поэтике прошлых веков). В данном же случае нечего опасаться при описании природы таковой, какая она есть. Лебедь – это изображение в облаках. Отражение в спокойной воде всегда находится под определённым углом к оригиналу (изогнуто)... и импрессионизм здесь «притянут за уши». Импрессионизм – это взгляд на то, что видишь, через воображение. Понимаю, что это «рациональный взгляд на вещи», пусть - «бедный», но – «конкретный», говоря современным языком. Что же касается описания в стихах моего любимого поэта Фета чувств, настроения, согласна, что многое можно назвать и символизмом и импрессионизмом.
© Copyright: Аристова Нина, 2010.
Другие статьи в литературном дневнике:
|