Только Рахманинов

Татьяна Андросова: литературный дневник

Только что вернулась с концерта Нац.Филармонического Оркестра России под управлением В.Спивакова. Исполняли 3-ий концерт Рахманинова и "Симфонические танцы". Концерт играл оркестр и солировал пианист А.Романовский. Романовский, браво! Виртуоз. Но Концерт помешал слушать кашель. Как часто бывает в переполненном зале, с кондиционерами. Сидела в 3 ряду и часть времени ушла на то, чтобы не раскашляться. Конечно, в это время было не до прослушивания. Да и Концерт я плохо знала, слегка прочитала в инете, но раньше не слышала.
На бис пианист исполнил Этюд Рахманинова, что-то из Скрябина и Ноктюрн Шопена. Всё превосходно. Да, хочу ещё сказать про 1-ое отделение - ожидала больше звучания оркестра, как то не была настроена на отдельную игру пианиста большей частью. Хотелось купаться в звуках, как когда-то на Р.Штраусе. И, наверно, всё же оркестр лучше слушать не с первых рядов.
"Симфонические танцы". Из-за них и пошла на этот концерт. В том году рыдала, слушая их первый раз в исполнении нашего Омского симфонического. Когда в первой части пошла тема России, у меня непроизвольно потекли слёзы, развернулись картины моего детства - Ладожские просторы, лес, поляны, дудочка пастушка. И всё это наплывало вдруг, откуда-то из подсознания. Как мог он (Рахманинов) вытянуть из меня всё это давно забытое, такое щемящее, лежащее в далёких уголках памяти?
В этот раз всё воспринимала по-другому. Катарсиса не было. М.б. потому, что уже пережила первое потрясение этим произведением, да и наслушалась в записи, начиталась. Не могу сказать про сегодняшнее исполнение - хуже или лучше, просто всё было по-другому, может быть, открылась мне какая-то другая грань. Было спокойнее, может быть глубже, не только на подкорке, как прошлый раз, но много шло разных ассоциаций-размышлений. Вторая часть ассоциировалась со школьными выпускными балами накануне войны.И вдруг мирная жизнь прерывается войной. Ощущение, что Рахманинов, как будто бы видел всё, что сталось с Россией. И третья часть - всё, что испытала Россия после нападения фашистов. Я слышала там и шутки Тёркина, и тяжесть отступления, и радость побед, когда гнали фашистов с родной земли. Там было всё, о чём нам рассказала советская литература, кинематограф, музыка потом - вовремя и после войны - и "Летят журавли", и "Баллада о солдате", и 7-ая Шостаковича, и многое другое - всё это я слышала и видела в этой музыке. А в конце - триумф победы - взятый Берлин, полнейшая капитуляция, победа над фашизмом. Так я чувствовала. Или, может быть, так играл оркестр.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 04.06.2013. Только Рахманинов