***

Лана Почапская: литературный дневник

Там, на конкурсах, тема новая предложена. «Есть что сказать?». Вот так вот, пафосно. А действительно, есть? Вроде бы и есть. Как справедливо заметила одна из участниц – сказать всегда есть что. Но когда так вот спрашивают, почему-то лезет в голову: «Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слушает». Мишель де Монтень. Подобного умного я для конкурса наверняка не рожу. Вот когда был конкурс «Ни о чем», можно было гнать. Понимать, что не так уж и ни о чем, и при этом чувствовать себя умной. Когда никто и не спрашивал, считаешь ли ты себя умной. Но когда спросили… Лучше нырнуть в дневничок и согласиться ну, скажем, с Берком: «Быть интересным – первая обязанность малоизвестного автора. Право быть скучным принадлежит только тем писателям, которые уже прославились». А чтобы быть интересным, обязательно быть умным?
«Есть что сказать?» - почти как вызов. Это как в разговоре. Говорили, говорили, а потом вдруг новые правила – орать. Но! «Есть очень мало голосов, которые при крайнем напряжении не стали бы противными; и слишком бурные движения редко бывают благородными» Готхольд Эфраим Лессинг. Естественно, это все – мое узкое понимание. Ну уж какое есть. Может быть, по поводу этого понимания кто-то и процитирует Монтескье: «Нет ничего досаднее, чем видеть, как удачно сказанное слово умирает в ухе дурака, которому ты его сказал». Хотя вряд ли. А если и да. Какой авторитет сможет перешибить авторитет Эдмунда Берка, не поленившегося поведать потомкам о том, что «Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью». Или того же Монтескье «Книги древних написаны для авторов, книги новые – для читателей из публики». (Публики!) Вот этим ребятам, точно, было что сказать. И сказали. И ура.



Другие статьи в литературном дневнике: