Ислам и демократия несовместимы. Виллу ЗирнаскВиллу Зирнаск. Эстония 5.02.2011 - Происходящее в арабском мире напоминает Восточную Европу 1989 года, когда начали по очереди крушиться коммунистический режим. Насколько соответствует истине это сравнение? - Это не совсем уместное сравнение. В багаже у освободившихся от тоталитарных режимов стран Восточной Европы был прежний опыт демократии – они знали, что это такое, и чего они хотят, потому они сейчас в ЕС. В арабских странах ничего подобного не происходит. Режим может измениться, но на смену ему не придет демократическое управление государством. Конечно, будут произведены косметические изменения: в Египте Мубараку придется, скорее всего, покинуть власть, у него уже присмотрен наследник, только что назначенный вице-президентом Омар Сулейман. Может случиться и так, что власть вовсе возьмет в свои руки армия и вместо него придет военный диктатор. Но, по сути, это ничего не изменит. Что же касается других арабских стран, то не уверен, произойдет ли там вообще что-либо. Сейчас, конечно, у арабов царит оживление – проходят митинги, говорят о революции… Но это не значит, что все закончится превращением режима в демократический. - Почему в арабских странах не может расшириться и внедриться демократия? На Западе не хотят особенно прислушиваться, что исламу демократия несимпатична. В исламе люди должны слушаться наказов бога, власть и правительство принадлежат богу. И наказы бога очень обстоятельны, они пронизывают всю повседневную жизнь. Рядом с ними демократии просто не остается места. Ислам предполагает, что у человека нет права выбирать себе лидеров, принимающих новые законы и меняющих прежние. Ислам говорит, что на все есть правила и их нельзя изменять. На деле подобная вера означает, что власть принадлежит богу, что государством правит диктатор, зачастую пришедший к власти военным путем. Если он продемонстрирует, что является хорошим мусульманином, народ возражать не будет. Люди арабского мира не чувствуют, что власть – это нечто такое, что принадлежит им. - Говорят, у вспыхнувших в арабских странах беспорядков лицо молодого безработного. Насколько религиозно молодое арабское поколение? - В чем секрет влияния ислама? Он ведь не принес мусульманам хорошей жизни, но, тем не менее, успешно распространяется по всему миру. Мусульмане верили и верят до сих пор, что история движется только в одном направлении, и в ее конце стоит мир, где ислам покорит все иные религии. Они очень активно действуют во имя достижения этой цели и в некоторых регионах, прежде всего в Африке, добились больших успехов. Они добиваются этого как миссионерской деятельностью, так и насилием. - Вы говорите, что даже если Мубарак падет, в Египте на его место просто придет новый диктатор. Для Европы есть разница, кто именно? Мубарак заключил мирный договор с Израилем (так в тексте - Zman.com), он его соблюдал и был гарантом мира в этом регионе. Поэтому я шокирован тем, что все европейские политики сейчас критикуют Мубарака – где они были предыдущие 30 лет? Да и США во главе с президентом Обамой повернулись к нему спиной. Со стороны США совершенно безответственно отказываться от своего союзника. Если Мубарак падет, в Египте может последовать хаос и к власти придти радикальное «Мусульманское братство». США сейчас повторяют ошибку, допущенную во времена Джимми Картера в Иране. Иран во главе с шахом был тогда верным союзником США. Разумеется, шах был диктатором, но он пытался модернизировать государство, вести его западным курсом. Кто критиковал шаха, оправлялся в тюрьму, но это нормально на Ближнем Востоке. Когда Картер отказался от поддержки шаха, к власти пришел реакционный режим аятоллы Хомейни, и Иран превратился в ярого врага США, каковым является и по сей день. Моя единственная надежда заключается в том, что в Египте в ближайшие дни власть возьмет в свои руки армия. Иначе мы получим прямо у себя под боком второй Иран. - Разве ислам не может стать более современным, даже не в отдаленной перспективе? В общественном мнении арабских стран все больше доминирует радикальная идеология, находящаяся под воздействием "Аль-Каиды". Мусульмане, прибывающие в Европу – в Германию, Францию и т.п. – в поисках лучшей жизни, настроены даже более радикально, чем те, кто остается дома. Распространилось мнение: это государства неверных, мы не можем с ними смешиваться. Европейцы в то же время становятся все более слабыми, мораль падает, и они не верят больше даже в свои собственные идеалы. Разумеется, это не способствует противостоянию наступающему исламу. Виллу Зирнаск ("Eesti Paevaleht", Эстония. Перевод: Хейно Сарап) INOSMI.RU © Copyright: Шиваз, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|