***ОСНОВЫ ГЛАМУРНОГО ФАШИЗМА heidi-klum-glamour Внимание в этой экономике переносится с реального товара на его символы, с реальных денег на их производные, с реальных ценностей на придуманные здесь и сейчас и существующие ровно столько, сколько существует рекламный бюджет на их раскрутку и поддержание. То есть спрос в такой экономике формируется искусственно и извне. В результате в тартарары летят все классические теории о балансе спроса и предложения, о насыщении рынка и о пирамиде потребностей. За счет правильно организованной рекламы можно загнать голодного человека в очередь за абсолютно бесполезным для него товаром, который можно свободно выбросить сразу после приобретения. Такая экономика не могла не породить особую потребительскую модель поведения, которую называют — гламуром. Гламур представляет собой стиль жизни, подчеркнуто сосредоточенный на статусах — реальных или мнимых. «Престижное потребление» воспитало особый класс покупателей, которые готовы платить внушительные суммы не за качество изделия, а за известные символы, обозначающие «раскрученный» бренд. «Потребление из личного дела превращается в гражданский акт». (Ж.Бодрийяр) При этом Бодрийяр рассматривает как наиболее показательный пример именно «престижное потребление», которое предназначено не столько для удовлетворения насущных потребностей, сколько для фиксации определенного социального статуса. 1. Гламур — это показное потребление. Его цель вовсе не в удовлетворении физических и духовных потребностей. Его цель — впечатление, произведенное на окружающих. 2. Гламур — это такое показное потребление, которое можно капитализировать и продать. 3. Гламур — это не роскошь в классическом понимании этого слова, хотя бы потому, что гламурные вещи категорически не подходят для клада. Они имеют ценность только как результат грамотного маркетинга. Убери рекламу — исчезнет цена. Важно понимать, что гламур — это не уникальное самобытное явление «как-то так само собой получилось», а хорошо спланированное социальное оружие, работающее строго в том же ключе, в каком работает и вся пирамида финансовых деривативов. Один из поражающих элементов этого оружия — универсальный финансовый пылесос, работающий с разными группами по-разному, но наиболее эффектно и эффективно — в борьбе с потенциальными конкурентами — высокооплачиваемыми звездами и топ-менеджерами. Жизненные приоритеты и духовные идеалы христианского социума «Вера, Надежда, Любовь» успешно заменяются примитивными, но более простыми для восприятия понятиями — «Статус, Возможность, Выгода». Делается это по примитивной, но от этого не менее эффективной методике — как только к пациенту попадает опасное количество денежных знаков (например, молодой спортсмен подписывает миллионный контракт, молодая актриса становится звездой шоу-бизнеса, молодой политик становится лицом партии), его одобрительно хлопают по плечу и говорят: «Ты теперь один из нас, сильных мира сего. Но для того, чтобы оставаться на уровне, тебе нужны дом, машина, одежда, семья, соответствующая твоему изменившемуся статусу»… В результате реализации этих статусных требований пациент стремительно превращается из того, у кого есть миллион, в того, кто должен миллион, и таким образом уже не представляет собой опасности для реальной, а не придуманной элиты, обладающей реальным, а не придуманным капиталом. Гламур уродует психологию предпринимательства. Практически всегда моя работа с клиентом начинается с просьбы помочь снизить затраты, сэкономить. Работа нелинейная, коллективная, эвристическая, не на один день. И в мою старомодную голову не вмещается, как с таким трудом добытый результат можно пустить на приобретение кусочка шелка стоимостью 800 евро или швейцарского бренда с китайской начинкой стоимостью 8000. Бренды поглощают индивидуальность современного человека. В сущности, процесс потребления превращается в бесконечную погоню за престижностью бренда. Его символическая природа теперь заменяет собой те качества товара, которые важны при его эксплуатации, и буквы, обозначающие марку (бренд), или его символическое изображение, вытесняют собой применимость товара в повседневном опыте. (Американский культуролог и социолог Н.Кляйн) Второй поражающий элемент гламура — зависимость от средств массовой информации. Как любая придуманная ценность, гламур чрезвычайно чувствителен к вниманию со стороны масс-медиа, точнее — к отсутствию такого внимания. Ну и контроль над масс-медиа автоматически приводит к контролю над апологетами гламура. «Закономерным итогом «престижного потребления» является «устойчивая психофизиологическая зависимость потребителя от конкретной марки представляемого на рынке товара». Таким образом, наиболее продаваемым товаром на рынке в постиндустриальном обществе становится не вещь, а представление о самом себе со знаком «плюс», то есть «собственная позитивная идентичность». (Тульчинский Григорий Львович, доктор философских наук, профессор СПб Государственного университета культуры и искусств) Но самый разрушительный элемент гламура — его идеологическая составляющая. Гламур — это школа социального превосходства, на котором идеально произрастает любая тоталитарная идеология, особенно фашистская, ибо от осознания своегосоциального превосходства до осознания превосходства расового — меньше одного шага. Гламур отсекает нравственность, гуманизм и совесть, как рудименты, мешающие блистать, и оставляет цинизм и целесообразность. Какое уж тут раскаяние по сделанному — это ведь нецелесообразно. Гламур есть пародия на чистоту. Гламур демонстрирует не чистоту, а богатство, не умение отчистить чайник, а способность купить новый чайник или купить труд чистильщика. Гламур имитирует вечную жизнь, убивая все живое и заменяя его искусственным. На вопрос по поводу грязных детей: «Этих вымыть или новых народить?» — гламур отвечает: «Мыть бесполезно. Грязных детей проще топить». Гламур и фашизм Посольства гламура в гражданском обществе — гламурные издания — задают шаблоны эмоциональности желания и наслаждения, очищенные, яркие, однозначные, концентрированные эмоции, призваны служить индикатором степени наслаждения. Шкала задана, воспроизводится и подкрепляется в глянцевой публицистике, журналах по психологии, на экране телевидения. Таким образом «глянец» структурируют повседневность современника, навязывая тенденции в сфере потребительского поведения, а вслед за ним — и мировоззренческие стереотипы. Всё, написанное выше, имеет конкретное прикладное значение. Мы все думаем, что фашизм начинается с факельных шествий и с репрессий «рассово неполноценных». Но это совсем не так. Фашизм начинается гораздо раньше — с проникновения каст homo glamuricus («могущих себе позволить«) в повседневную жизнь нашего соотечественника, существующих в условиях изменения традиционных способов формирования человека как социального субъекта. Что же с этим делать? Вы не поверите, насколько прост рецепт противодействия на бытовом уровне — смеяться. Гламур готов быть каким угодно — экзальтированным, пугающим, оскорбляющим, вызывающим рвоту и презрение. Он не готов быть только смешным. Король, над которым хохочут, моментально превращается в шута, которого повелителем умов назвать можно только с издёвкой. А гламур ведь реально смешон, причем в любом своем проявлении, просто ему никто об этом не говорит. И вы не говорите. Просто смейтесь. Можно при этом даже показывать пальцем, чтобы дошло до самых тупых: No pasaran! Материал: http://seva-riga.livejournal.com/766180.html © Copyright: Ясмин Шейх, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|