Рифма как отношения между словамиЯ неожиданно поняла, почему режут слух глагольные рифмы (любить-дружить, гулял-стрелял) и (в меньшей степени) рифмы между другими словами схожей грамматической формы (воитель-ценитель, волевой-болевой). Все просто: если представить, что рифма - нечто вроде любви между словами, то рифму между словами одинаковой природы можно сравнить с гомосексуализмом. Смотрите, насколько гармоничнее смотрится "разнополая пара" (разные части речи, рода, падежи, - в общем, хотя бы что-то разное): друзьями-яме, учить-нить, удаль-Иуда. Впрочем, когда "гомосексуальные" слова достаточно далеко отстоят друг от друга по смыслу, сфере употребления и фонетике (смерть-круговерть, ложный-тревожный), их "союз" может пройти незамеченным. Как и в случае с нормальными, неманифестными людьми-гомосексуалистами. А некоторые слова (как "однополые", так и "разнополые") по тем или иным причинам настолько "близки" друг другу, что рифма между ними подобна инцесту. Сюда можно отнести, например, время-бремя (слова, вместе стоящие в списке десяти разносклоняемых существительных) кровь-любовь (рифма слишком часто использовалась в стихах), или кости-погосте (слова, близкие по сфере употребления). Если такого нельзя избежать, то надо по крайней мере стараться, чтобы "брат и сестра" были "двоюродными" (т.е. не роднились слишком сильно). Ну и, конечно, совсем недопустима связь между "родителями и детьми", то бишь однокоренными словами (светловолосых-безволосый). Что еще следует отметить? Нередко одно слово изощренно изменяется для того, чтобы войти в рифму. Корочка-шторочкой, вышка-голосишко... В большинстве случаев это выглядит жалко, как и приспособление человека к "герою не его романа". Хотя иногда такое сочетание может вызвать умиление ("мы такие разные, и все-таки мы вместе"). Особо стоит выделить случаи, когда ради рифмы слово используется с неверным ударением (колба-стОлбы, пример-компьютЕр). Это, конечно, вообще не лезет ни в какие ворота. Исключением могут стать лишь повествовательные стихи, в которых слово с неверным ударением используется для стилизации речи одного из героев (например: Валерий был огромен, как гора / Он говорил - "у нас все шоферА...). Однако такое допустимо лишь тогда, когда автор действительно желает сделать этот стилистический ход, а не просто поленился найти другую рифму. По стиху это обычно чувствуется. ...Все описанное - характерные случаи, но не жесткое правило. Вполне вероятно, что в каком-нибудь стихотворении вы встретите рифму, которая будет обладать почти всеми вышеуказанными недостатками, но вопреки всему будет смотреться отлично. Точно так же бывает и с человеческими парами: вроде формально люди совершенно не подходят друг другу, но ведь счастливы, сцуки! Правда, бывает это далеко не так часто, как хотелось бы романтикам... Короче говоря, как в стихах, так и в любви нельзя обойтись ни одними формальностями, ни одним чутьем. То и другое нужно учитывать и органично сочетать. © Copyright: Таня Борцова, 2009.
Другие статьи в литературном дневнике:
|