Лев Гумилев. История отпадения Нидерландов

Ирина Гончарова1: литературный дневник

Когда-то, на заре перестройки, когда вдруг рухнули все преграды и прорвали плотины цензуры, один из прибалтийских журналов напечатал текст Льва Гумилева «История отпадения Нидерландов от испанского владычества». Примечательно, что текст этот написан на "фене".


Я в то время работала в пенитенциарном проекте Украина-Нидерланды-Дания-Великобритания. Был в проекте один молодой голландец, прекрасно говоривший на русском языке, историк по профессии, защитившийся по теме "Переяславская Рада".


Вот я ему этому историку и предложила прочесть нижеследующий текст. Времени до отъезда было мало, и он взял журнал домой, в Амстердам. Да, забыла. В журнале был еще словарь офени, составленный Львом Гумилевым для удобства прочтения текста теми, кто не знаком с этим жагоном. Еще я подарила голландцу англо-русский, русско-английский словарь тюремного жаргона.


Через некотрое время голландец звонит по делу, и я его спрашиваю: - Ну, как прочел текст.
- Прочел, но ничего не понял. Я ему говорю: - Ну, ты вашу историю хорошо знаешь, ваши проблемы с Испанией. Вот там об этом и написано. - Ничего непонятно, - отвечает. - я даже своего учителя русского языка спрашивал. Он иммигрант, бывший белый офицер. Тоже ничего не понял.


Дамы и господа, читайте. Думаю, вы и без приложения все поймете. Очень забавно:)))




http://carabaas.livejournal.com/7082.html#cutid1


"Киев-Пассаж"
(1991 год.,№2, август)


Был период в нашей истории, когда сеть исправительно-трудовых учереждений расползлась по всему телу страны. И лагерный говор захлестывал тогда живую речь, становился общепринятым жаргоном молодежи. Зловещее утверждение лагерного жаргона нам не грозит, хотя его, присутствие еще все же ощутимо.


В свое время Лев Гумилев, дабы развенчать этот горестный порок и довести его до абсолюта идиотизма, предложил переведенную на блатной язык ироничную "Историю отпадения Нидерландов от испанского владычества". Предлагаю вашему вниманию этот остроумный и яркий вариант.


В 1565 году по всей Голландии пошла параша, что папа - антихрист. Голландцы начали шипеть на папу и раскурочивать монастыри.


Римская курия, обиженная на пахана, подначила испанское правительство. Испанцы стали качать права - нахально тащили голландцев на исповедь. Отказчиков сажали в кандей на трехсотку, отрицаловку пускали налево. По всей стране пошли шмоны и стук, спешно стряпали липу. Граф Эгмонт на пару с графом Горном попали в непонятное. Их по запарке замели, пришили дело и дали вышку.


...Тогда работяга Вильгельм Оранский поднял в стране шухер. Мадридская малина послала своим наместником герцога Альбу. Альба был тот герцог! Когда он прихилял в Нидерланды, голландцам пришла хана. Альба распотронил главный голландский шалман, а Вильгельм Оранский припух в своей зоне.


Альба был правильный полководец. Солдаты его гужевались от пуза. В обозе шло тридцать тысяч шалавок. На этапах он не тянул резины, наступал без показухи и туфты, а если приходилось канать, так все вкалывали до опупения. На Альбу пахали епископы и князья, в вставке шестирили графья и генералы, а кто махлевал, тот загинался. Он самых высоких в кодле брал на оттяжку, принцев имел за штопорил, графинь держал за простячек. В подвалах, где враги на пытках давали дуба, всю дорогу давил ливер и щерился во все хавало. С послами чернуху он не раскидывал, пленных заваливал начистяк, чтоб был полный порядок.


Но Альба вскоре даже своим переел плешь. Все знали, что герцог в законе и лапу не берет. Но кто-то стукнул в Мадрид, что он закосил казенную монету. Альбу замели в кортесы на общие работы, а вместо него нарисовались Александр Фарнезе и Маргарита Пармская, рядовые придурки испанской короны.


В это время в Англии погорела Мария Стюарт. Машке сунули липовый букет и пустили на луну.


Доходяга Филипп послал на Англию непобедимую армаду, но здорово фраернулся. В Бискайском заливе армаду драла пурга. Матросы по трое суток не кимарили, перед боем не покиряли. Английский адмирал Стефенс и знаменитый порчак Дрей разложили армаду, как бог черепаху. Половина испанцев натянула на плечи деревянный бушлат.


Голландцы вусмерть покатились, когда дотыркали про армаду.


Испанцы лепили от фонаря про победу, но им не посветило - чесноки шуридили рогами.


Голландцы восстали по новой, а Маргарита Пармская и Александр Фарнезе смылись во Фландрию, где народ ... на Лютера.


Так накрылось владычество испанцев...



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 10.09.2009. Лев Гумилев. История отпадения Нидерландов