Антология джазовой поэзии
Сходите по ссылке. Там много интересного. Париж и "Желтый Ангел" Когда Александр Вертинский начинал свою артистическую карьеру в маленьком частном театре на Тверской, джаза в России еще не было, как, впрочем, и во всей Европе. Но в Россию пришло танго. Марья Александровна Арцыбушева, руководитель театра, "учтя интерес публики к этому танцу, вызвала из Большого театра балетмейстера ... и сговорилась, что за какую-то сумму он поставит танго для ее девочек." Публика, как пишет Вертинский, пришла в восторг, а ему пришлось задуматься о своем будущем в театре. И, вспомнив о своих поэтических способностях, он написал пародию "Танго - танец для богов". За ней - вторую, третью; в результате к нему пришел успех. Вертинский полюбил танго, многие его песни написаны в этом ритме. Alexander Vertinsky А с джазом Вертинский столкнулся значительно позже, уже в эмиграции. Вот как он сам описывает это время. "В двадцатых и тридцатых годах, едва только закончилась Первая мировая война, Париж точно с ума сошел. Никогда еще не было такого изобилия и излишества в жизни парижан. Это была какая-то вакханалия роскоши и мотовства! ... Все знаменитости мировой эстрады того времени выступали в "Казино-де-Пари", "Мулен Руж" и "Фоли Бержер". Среди сказочных, экзотических декораций по причудливым лестницам вверх и вниз скользили обнаженные юные женщины - бесконечным потоком - в цветах, перьях и шлемах, как нагие римские воины. Этот поток женских тел утомлял глаз, дикая музыка джаза раздражала слух ..." Конечно, Вертинский не стал поклонником джаза, джаз так и остался для него чужой шумной музыкой. (Хотя кто знает, как бы оно повернулось, приди джаз в Россию на десять лет раньше.) Но не заметить его совсем в своем творчестве он не мог. Примером являются эти стихи. Они - тоже в ритме танго. Александр Вертинский ЖЕЛТЫЙ АНГЕЛ В вечерних ресторанах, В парижских балаганах, В дешевом электрическом раю Всю ночь ломаю руки От ярости и муки И людям что-то жалобно пою. Звенят, гудят джаз-баны, И злые обезьяны Мне скалят искалеченные рты. А я, кривой и пьяный, Зову их в океаны И сыплю им в шампанское цветы. А когда наступит утро, я бреду бульваром сонным, Где в испуге даже дети убегают от меня. Я - усталый старый клоун, я машу мечом картонным, И в лучах моей короны умирает светоч дня. Звенят, гудят джаз-баны, Танцуют обезьяны И бешено встречают Рождество. А я, кривой и пьяный, Заснул у фортепьяно Под этот дикий гул и торжество. На башне бьют куранты, Уходят музыканты, И елка догорела до конца. Лакеи тушат свечи, Давно замолкли речи, И я уж не могу поднять лица. И тогда с потухшей елки тихо спрыгнул желтый Ангел И сказал: "Маэстро, бедный, Вы устали, Вы больны. Говорят, что Вы в притонах по ночам поете танго. Даже в нашем добром небе были все удивлены". И, закрыв лицо руками, я внимал жестокой речи, Утирая фраком слезы, слезы боли и стыда. А высоко в синем небе догорали Божьи свечи И печальный желтый Ангел тихо таял без следа. 1934 год Источник: А.Вертинский. "За кулисами". Составитель - Ю.Томашевский. Публикация Л.Вертинской. Советский фонд культуры, Москва. 1991.
© Copyright: Ирина Гончарова1, 2008.
Другие статьи в литературном дневнике:
|