ПрозаЗадавая себе вопрос: «Что такое проза?», невольно начинаешь сопоставлять прозу как «способ организации художественной речи» с поэзией, точнее со стихами. На первый взгляд, всё очень просто: в стихотворной речи существует ритм, рифма, ей свойственно особое «вертикальное» написание. Стих, кажется, безусловно, «медленнее» прозы, во-первых, в конце каждой строки читатель невольно останавливается, во-вторых, размышляет над образами, над словами, которые, сочетаясь друг с другом, несут в себе совершенно иной, в отличие от прозаического написания тех же слов, смысл. Проза построена по иным законам, которые успешно изучаются семантическим и коммуникативным синтаксисом. Но действительно ли в прозе нет ни рифмы, ни ритма? Этот вопрос является дискуссионным, достаточно вспомнить ритмическую прозу Андрея Белого («Симфонии»). В то же время каждое ли стихотворное произведение обладает рифмой и ритмом? Конечно же, нет. Какие ещё критерии считают принципиальными, рассматривая специфику прозы относительно поэзии? Поэзия – музыкальна, она, как известно, происходит от песни. Но тут можно вспомнить высказывание Ги де Мопассана о прозе Флобера: «Фраза Флобера поет, кричит, звучит яростно и звонко, как труба, шепчет, как гобой, переливается, как виолончель, нежит, как скрипка, ласкает, как флейта», так что этот критерий тоже оказывается спорным. Можно ли назвать поэзию более лиричной, эмоциональной? Но какое место тогда определить роману Андрея Белого «Петербург», насквозь поэтичного, ритмизованного, с многочисленными аллитерациями, ассонансами и иными поэтическими приемами? Поэзия и проза в литературе сосуществуют рядом, сообща, постоянно переплетясь и заимствуя друг у друга приемы и методы. Так, существует лирическая проза (Гейне «Путешествие по Гарцу»), роман в стихах («Евгений Онегин»), лироэпическая поэма («Мертвые души»). В художественной прозе часто встречаются лирические фрагменты, так называемые лирические отступления, которые сближают прозаическую форму и лирическое содержание. Провести четкую грань между поэзией и прозой очень сложно. Ещё В.К.Тредиаковский писал: «Высота стиля, смелость изображений, живость фигур, устремительное движение, отрывистое оставление порядка и прочее, не отличают Стиха от Прозы; ибо все сие употребляют иногда и Реторы и Историки». В чем же все-таки заключается основное отличие прозы? Если задача поэзии – заставить читателя заново постигать реальность, открывая бытийные смыслы через слово, то проза изначально описательна и информативна, она является отражением действительности осмыслением её. Проза – это более молодой вид искусства слова, по сравнению с поэзией. До Нового времени в прозе существовали лишь античный роман и «низкие», сатирические жанры, а также другие жанры, находящиеся на периферии литературного искусства: исторические хроники, философские диалоги, мемуары, памфлеты. Только лишь с наступлением эпохи Возрождения, с появлением итальянской новеллы, проза начала отвоевывать у поэзии право быть равноправным искусством. Положение прозы в России в XVIII-XIX веках было шатким: все литературно-художественное творчество, как в стихах, так и в прозе именовали «поэзией», а прозой называли нехудожественные тексты: исторические, философские, ораторские и т.д. Такая трактовка сохранилась вплоть до XX века, даже сейчас, называя прозаические произведения поэзией, литературные критики и исследователи подчеркивают значимость и величие этих текстов. Так, следуя общей тенденции, Венедикт Ерофеев назвал поэмой свою книгу Москва – Петушки. © Copyright: Юлия Воркале, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|