***

Сева Севастопольский: литературный дневник

Издавна детали одежды и образуемый ими костюм выполняли несколько функций – помимо основной, известной как защита от непогоды. Одежда якутского шамана изобилует профессиональными деталями, призванными как призвать на помощь нужные силы, так и отогнать ненужные. Облачение патриарха РПЦ тоже неспроста весит больше, чем он сам (), там тоже полно символических деталей, преисполненных некоего смысла. Обмундирование спецназовца, роба сталевара, пресловутый белый халат медика – всё это одежда-функция, адаптированная под выполнение конкретных задач, что роднит её с народным костюмом, придуманным безымянными деятелями и отшлифованным многими поколениями пользователей.


Сугубо утилитарное назначение штанов (они же брюки во всех ипостасях) очевидно. Как и назначение рубахи, шубы, шапки, сапог. Остальные детали вышеперечисленных профессиональных костюмов тоже символизируют нечто и выполняют некие задачи, возможно, непонятные непосвящённым. Но это отдельная большая и интересная тема, а если брать модный нынче циничный материализьм («деньги решают всё») за основу для формирования среднестатистического наряда, то возникает масса вопросов.


Относительно такой детали «делового костюма», как галстук, данные хоть и противоречивы, но вариантов их достаточно невелико. Его ближайшие родственники – шарф и воротник, имели свою историю и к моменту создания галстука были полноправными предметами одежды. И если шарф защищал шею от холода, а воротник – от натирания, то практическая ценность галстука весьма сомнительна, зато вред от его ношения очевиден. Чтобы понять, как ваш галстук может быть использован достаточно изобретательным человеком, посмотрите фильм Джеки Чана «Кто я?».


Не будем обращать внимание на то, что тратится лишнее время на его завязывание и развязывание и деньги – на приобретение и поддержание парка галстуков.
Попробуем просто ответить на вопрос – какую функцию выполняет галстук?
Он не защищает от холода, жары и дождя, не добавляет в костюм функциональности, как карманы, не улучшает эксплуатационные характеристики, как подкладка…
Единственный осмысленный ответ на этот вопрос – это идентифицирующий элемент.
Как погоны, шевроны, таблички с надписью «Сотрудник» или кольцо Главы Ордена Иезуитов.
Знак принадлежности к некоей группе людей.
К какой?


Интересные факты про галстук


Одна из версий происхождения галстука - от древнеегипетского "галштук".
Рабам надевали на шею ошейник с обрывком цепи, который было невозможно самостоятельно снять. Это избавляло от необходимости приковывать раба (что мешало бы его физической работе). Ведь если раб убежит с галштуком, то все будут видеть, что он раб, а не свободный.


Современные рабы с галстуком чаще других имеют
счета в банках, более активно используют кредиты, обогащая "хозяев денег" и даруя им власть над собой. Современного раба, как и в Древнем Египте, не нужно приковывать - он достаточно хорошо контролируется методами искусственного создания нужных желаний и другими методами манипулирования, работающими в обход сознания. Современный раб в галстуке обычно работает с утра до вечера, при этом у него хватает денег лишь на еду, жильё и ежемесячные платежи. Нестабильно появляющийся мизерный остаток средств позволяет купить всякую ерунду, иногда курево/алкоголь, что усугубляет состояние рабства и дополнительно финансирует рабовладельцев. Особенно "успешные" рабы оплачивают дорогие безполезные (а то и откровенно вредные) вещи и услуги. Некоторые умные рабы сами нанимают других рабов и со временем покупают дорогое жильё и машины, в то же время сохраняя и усугубляя своё рабское положение зависимости и ещё более обогащая "хозяев денег".
Современный раб в галстуке даже не осознаёт, что добровольно приковывает себя, желая то, что ему навязано и выгодно рабовладельцам.


Возвращаясь к «символически нагруженным» деталям одежды, хотелось бы отметить, что вещь либо функциональна, либо символична. Либо (в идеале) и то, и другое.
Галстук – это тоже символ. Вы таки будете смеяться – масонский символ удавки. Типа, «удавлюсь, но братьев-каменщиков не выдам».


Как говорил небезызвестный товарищ Пако Рабанн, мода на «деловой стиль одежды» порождена «банковскими клерками – нищими еврейскими юношами, у которых это был не просто лучший, а зачастую единственный костюм». Поднимаясь по социальной лестнице, они не оставляли своих привычек, и когда они становились богатыми и знаменитыми, их манера одеваться слепо копировалась прочими, которые также со временем начинали диктовать её своим «вассалам».


В книгах и передачах о масонстве довольно подробно описан ритуал посвящения в масоны - человеку на шею одевают виселичную петлю - типа, если он предаст братию, то ему будет это самое...
Что интересно, на шее люди ничего не носили до 17 века (это был дурной знак, только рабы носили ошейники), а с распространением масонства в 17 веке перешли сначала на шейные платки, а теперь и на галстуки... Но самая распространённая теория отсылает генезис «галстучного восхождения» к масонским символам. Верёвка, завязанная в узел (так называемый «кафинский узел» – украшение из золотого шнура) указывает на неразрывный союз масонов.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 21.07.2018. ***
  • 20.07.2018. ***