1. 1945-1949 год... Я помню вечер. Все ликуют!

Виталий Самойлов 2: литературный дневник

1968 год. Мне 27 лет. Родился я 22 марта 1941 года на Дальнем востоке в семье военнослужащего. А потому вся география моих перемещений на территории СССР, и не только, связана со службой отца и его карьерой. Это были Камень-Рыболов, Хабаровск, Днепропетровск, Конотоп, Варшава…


Село Камень-Рыболов, Ханкайский район, Приморский край, место моего рождения... Камень-Рыболов я не помню. А вот Хабаровск останется в памяти, постоянно отправляющимися эшелонами с солдатами в теплушках. Окна нашего дома выходили на железнодорожную магистраль и картина мужчин-солдат, бегающих вдоль состава с чайниками, долго ещё будет мне напоминать о тех днях моего детства.


Огромное впечатление оставил впервые увиденный мною салют в ознаменование одной из побед нашей армии… Нас, детей, меня и Аллу, мама по очереди бегом носила смотреть это красочное, первое в нашей жизни, зрелище... Не забыть мне его... Вокруг восторженные люди, смеются, радуются, угощают друг друга и нас, детей...


Я ПОМНЮ ВЕЧЕР... ВСЕ ЛИКУЮТ!..


Я помню вечер. …Все ликуют!
…На стёклах сполохи огня!
Конфету кто-то дал. ...Жую я –
…Куда-то мать несёт меня!
…А в небе плещутся ракеты!
…И мама нас по одному,
Смотреть носила те букеты,
Дав пищу сердцу и уму!
-:-:-


Своё раннее детство я провёл на родине отца в Курской области, деревня Дерюгино. Здесь я пошёл в школу, здесь я усвоил законы чести и дружбы, познал тяготы сельской жизни в деревне, познал теплоту и заботу своих родственников, и, вообще, всех жителей деревни...


Мало их осталось после войны. Кто погиб, защищая Отечество. Кто-то не перенёс тягот оккупации. Мы с сестрой были самыми младшими во всей нашей деревенской родне. Естественно, нам и доставались самые вкусненькие кусочки и в гостях у тёток, маминых сестёр, и с общего стола, бабушкиной семьи...


Все дядья по отцу погибли на фронте. Один при освобождении города-Героя Керчь, его могила до сих пор сохранилась на кладбище воинов-освободителей. Второй – при освобождении города Брянска. Дедушка, муж Варвары Захаровны - бабушки по маме, тоже не вернулся домой – погиб под Сталинградом...


С войны вернулся дядя Лёня, муж маминой сестры. Он много рассказал о событиях тех, военных, лет. ...Рассказал, как бесчинствовали в оккупированных фашистами городах России, так называемые «власовцы», сражавшиеся под флагом нынешней демократической России...


Рассказывал, как наши войска вынуждены были, вышибать своих же «собратьев» из Российских городов и деревень. Он, конечно, указывал названия городов и деревень, но что мог запомнить я, мальчишка четырёх-пяти лет. ...И этот флаг теперь развевается над «колыбелью русской демократии» - Кремлём в Москве…


Сейчас все «демократы» и «патриоты», поднявшие знамя «власовской армии», требуют у людей, выстоявших в этой кровавой бойне и отстоявших свободу Родины, в конце концов, давших этим самым «патриотам» возможность жить, покаяния. За что? А может быть всем нынешним фронтовикам покаяться и перед фашистами?..


А Герб России?.. Двуглавый орёл!.. В прошлом он исповедовал имперские интересы Дома Романовых – самодержцев России… Империя – Казахстан, Кавказ, Украина, Белоруссия, Польша, Финляндия, Молдавия.… Где они?.. А Герб – вот он – двуглавый орёл!.. Вот только три короны над ним!.. Что бы это значило, господа-«демократы»?.. Неужели миролюбивая Россия преследует те же интересы – двуглавый орёл тому порука, что и Романовы! …Тогда, кто же император?..


Мы жили в доме Натальи Семёновны - матери отца. Отчим отца, Стефан Фёдорович, тоже был очень заботлив и внимателен к нам. Сколько он перелатал наших с сестрой валенок, сколько перечинил нашей обуви.… Но самыми запоминающимися остались его подарки от «зайчика»...


Ему часто приходилось уходить в лес за дровами. Эти походы в зимнее время были сопряжены с определёнными трудностями. Чтобы добраться до необходимого участка в лесу, где дозволялись вырубки валежника на дрова, нужно было пройти через торфяные болота. Так что отсутствие его в доме растягивалось если не до поздней ночи, то до сумерек – точно.
Бабушка снаряжала ему в дорогу узелок с провиантом – кусочек хлеба и такой же «шматок» сала с луковкой. Дед умудрялся если не всё, то половину приносить домой. Вот это и были гостинцы от «зайчика»…


Дедушка же и привил мне чувство ответственности за всё, что бы я ни делал. Научил меня утверждать себя трудом и уважительным отношением к тем, с кем мне бы пришлось трудиться рядом. Он говорил, и сам следовал древнейшей мудрости трудящегося человека: «Делай всё, не спеша, словно жить тебе ещё тысячу лет, но делай так основательно, будто завтра умрёшь». Я и по сей день следую его завету…


… Мои старшие двоюродные братья и сёстры очень любили нас и не давали в обиду нашим сверстникам по играм и развлечениям. Среди сельчан очень сильно было развито чувство справедливости, поэтому слабые, больные, пожилые люди находились в определённой защищённости и под некоторой опекой.


Общим собранием жителей деревни Дерюгино был принят закон для нас, детей... Закон вытянутой руки. Всё просто... Огороды соседствующих дворов разделяла межа, плетень, ограда или рядок подсолнухов вдоль межи... Так вот - на расстоянии вытянутой руки любой из нас, мальчишек и девчонок, мог полакомиться с чужого огорода яблоком, сливой, грушей, вишнями, огурцом, морковкой, тем же подсолнухом... Естественно, мы пользовались этой привелегией...


ТЕ ДНИ ПОПРОБУЮ ВЕРНУТЬ!..


В деревне дни текут незримо,
мне в прошлое не заглнуть…
Была проста в нём жизнь – без грима…
Те дни попробую вернуть!..
Я в прошлом, что за частоколом
вомпоминаний о добре…
Вот, с букварём иду я в школу…
А вот, мы с мамой во дворе!
Мои проказы тяжким грузом
пересекли вдоль мамин лоб…
Вот, я на печке к верху пузом –
зимой чуть в речке не утоп!..
Под Новый год приехал папа,
и, как волшебный дед Мороз,
как зайца фокусник из шляпы,
из леса ёлку нам принёс!..
-:-:-


Новый год 1949 года мне ещё памятен и тем, что я его встречал в школе со своими одноклассниками. Школа находилась в соседней деревне Ковынёвка и размещалась, по-моему, в небольшом красного кирпича домике. Недалеко протекала речушка, по льду которой мы, малышня, любили кататься. Где, кстати сказать, я и плюхнулся в полынью, уйдя под лёд... Выкарабкаться из полыньи мне помогли мальчишки, с которыми из Дерюгино я и ходил в школу. Благо, близко здесь жила тётя Маруся. Вот у неё-то на печке меня и отогревали, она и мама…


Память постоянно уносит меня в этот мой, первый праздник. Приближение Нового года вызвает в памяти мой первый, послевоенный праздник. Школа, деревня Ковынёвка, Курской области. …На ёлке висела одна единственная серебристая игрушка – теремок. Все остальные были вырезано из бумаги и раскрашены в небывалые цвета свекольно-лукового цвета. Присутствовал и Дед мороз. Молодой парень, вернувшийся с войны без руки. Как я понимаю теперь, этот праздник был первым и в его жизни.


НОВЫЙ ГОД...


В который раз встречаю Новый год?..
В который раз друзьям желаю счастья?..
От жизни сам не ожидаю льгот,
но близних пусть обходят все напасти!
По-разному встречал я Новый год!..
В кругу друзей! ...Банкет-столпотворенье!..
...Но сказкой был Послевоенный год,
как щедрый дар мечтам и восхищенью!
Не в первый раз встречаю Новый год?..
Но в памяти храню послевоенный!
Свой первый в жизни помню хоровод…
И леденец!.. - Подарок драгоценный!
По-всякому встречал я Новый год!..
В кругу семьи!.. Родных!.. Любовниц!..
...Волшебным был один! Послевоенный! ...Тот!
...Как терем, что без входа и оконец!
Опять стучится в двери Новый год?..
И тост замрёт в руке, поднявшей кубок…
Мне память вновь сюрприз преподнесёт -
мой первый Новый год - Послевоенный год,
где Дед Мороз - вместо руки обрубок!
Я вспоминаю в каждый Новый год!..
Ей Богу!.. По сей час моей душе неймётся!..
…Давнишний тот, волшебный Новый год,
где юный Дед Мороз под ёлкою смеётся!
В который раз встречаю Новый год?..
Передо мной вся жизнь, как на экране!..
вновь память меня в детство унесёт,
в мой первый Новый год - Послевоенный год,
где Дед Мороз - пустой рукав в кармане!..
-:-:-
***



Другие статьи в литературном дневнике: