***

Миоль: литературный дневник

Вкус с детства.


Музыка с детства.


Язык с детства.


Литература с детства.


Потом времени не будет.


В нас воспитали с детства нежность, правдивость.


И мы, выйдя из школы, получили жизнь в лицо.


Но не изменились.


Потому что воспитание – сила непреодолимая.


Мы знали, что ничего нет ужасней, чем ответить на подлость подлостью.


Мы знали, что, если на крик отвечаешь криком, доказать ничего не можешь.


Мы чувствовали стеснение (какое хорошее слово), когда видели обнаженного человека.


Даже женщину.


Даже красивую.


Мы чувствовали стеснение, когда видели ругательство на заборе. Хотя мы уже понимали, что забор существует для написания таких слов.


А где же еще их писать, не в книгах же.


Мы боролись с заборами и из-за этого тоже.


И из-за воспитания мы стеснялись предавать и доносить.


Кто-то все равно доносил.


Но мы не доносили.


Кто-то шел работать в КГБ.


Кто-то был надзирателем.


Кто-то был парторгом.


А кто-то учился в высшей партшколе.


Мы трусили отчаянно, но не шли туда.


И не подписывали писем ни с осуждением, ни с одобрением.


Может быть, если бы били...


Но пока не били, мы не подписывали.


И никакой тут смелости не было.


Тут было воспитание.


И вообще, мне кажется, что мужество – это не та смелость, которая есть и у бандита, это что-то, связанное с другими людьми.


Я люблю краснеющих в дебатах.


Попал впросак и покраснел.


Не ополчился на всех.


Не закричал: «А вот это!» – переводя разговор на другое.


А покраснел за то, за сказанное.


Довел до конца тему, а не вывел всех из себя.


Испытал стыд.


Он понял.


Отсутствие воспитания помогает говорить.


Наличие – слушать.


Воспитание отсеивает невысказанное.


А значит, освобождает массу времени от пустой болтовни и пустых просмотров.


А их отсутствие создает вкус, делает человека умней, молчаливей и приятней.


Чем больше вы находите лишнего, тем лучше.


Необходимое – для каждого свое.



***
...Образование помогает терпеть унижения. Образование помогает переносить пытки. Образование вызывает уважение в тюрьме. Образование — это значит жить. Я не знаю, как это у них получается, но образованный человек живет намного дольше и лучше. Я не сказал бы богаче (кстати «богаче» пишется без «т», а в слове «лучше» после «у» идет «ч»). То есть, с удовольствием образованный живет. Богатый созерцает, что он получает, а образованный сравнивает то, что видит, с чем-то внутри себя и не нуждается в лишнем. Ему легче проникнуть и понять другого. Образованный понимает темного человека, темный не понимает образованного, сынок. Темный ни разу в жизни не скажет слово «опровержение», или «трепетный», или «волнующий». Он даже не скажет простую фразу: «Я с трудом пережил Ваш отъезд, девушка». Он, сынок, не оставит женщине воспоминаний. Запоминаются не поцелуи, сынок. Запоминаются слова. У темного человека неинтересное молчание. Образование–это не память (хотя это и память), это не цитирование прочитанного, это формулирование своего на базе прочитанного. Даже неточное цитирование–уже кое-что свое, но под другой фамилией....


М.Жванецкий



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.05.2025. ***