Конечно, на Нобелевскую речь не тянет, но, собственно, почему? Ведь должен же кто-то произнести ставшую традицией, подобно произнесению надгробных речей.
Интернет как ничто другое способствует шизофренизации сознания и замыкания человека в своей скорлупе, своего рода "духовном подполье" под вывеской "общения". "Подпольный человек" Достоевского нашел благодаря Интернету широкое поле для самореализации. Но дело не в Интернете. Технический прогресс неминуемо влечет за собой нравственную деградацию. Почему так? Ответ достаточно прост. Техника строится как правило на искаженном подражании живой природе. Двигатель внутреннего сгорания - воспроизведение неправильно понятой работы сердца, компьютер - мозга. Оружие как бы имитирует акт зачатия, но с противоположным исходом. Еще Декарт считал животных тождественным механизмам по причине отсутствия души. Ныне же мы подобное должны применить по отношению к человеку, отказавшись от античных и средневековых понятий о "душе" как вдуваемой в человека богом в момент рождения. Каждую секунду в разных концах земного шара родятся пять человек. Хотелось бы посмотреть на того бога, шныряющего с одного континента на другой с целью вдохнуть душу в новорожденный кусок плоти. Таким образом мы должны признать, по меньшей мере 99,99... землян не обладают душой, как ее понимали философы еще несколько веков назад, т. е. стоят на уровне механизмов, если говорить словами Декарта.
Механизмы нерукотворные овладевают механизмами рукотворными и при этом сами деградируют до уровня ниже животных, т. к. механизмы рукотворные есть искажения лишь природных.
Любой байкер на мощном "Харлее" да еще со стереосистемой может легко лишить сна и покоя жителей небольшого городка. Бандит или мент с АК в руках - держать в повиновении целый район столицы. Умелый блоггер- парализовать работу средних размеров государства, вбрасывая дезинформацию и т. п...
Еще раз. Техника, как можно заключить, раскрепощает в человеке его животную (звериную) сторону, которую он традиционно скрывал под масками и которая была загнана внутрь веками христианства. Это особенно очевидно на примере Интернета, который представляет, говоря словами Хайдеггера, безраздельное господство анонимности das Mann. Благодаря этой анонимности человек как раз освобождается от навязанных ему культурой масок и выражает свою подлинную сущность (ник, аватар и т. п.)...
Мы используем файлы cookie для улучшения работы сайта. Оставаясь на сайте, вы соглашаетесь с условиями использования файлов cookies. Чтобы ознакомиться с Политикой обработки персональных данных и файлов cookie, нажмите здесь.