Евреи как загадка.

Заклинатель Змей: литературный дневник

Меня, как и многих, вероятно, останавливало это известное сравнение галицийских и одесских евреев, которое проводит Исак Бабель в "Конармии".


"Безжизненные еврейские местечки лепятся у подножия панских фольварков.


На кирпичных заборах мерцает вещий павлин, бесстрастное видение в голубых


просторах. Прикрытая раскидистыми хибарками, присела к нищей земле


синагога, безглазая, щербатая, круглая, как хасидская шляпа. Узкоплечие


евреи грустно торчат на перекрестках. И в памяти зажигается образ южных


евреев, жовиальных, пузатых, пузырящихся, как дешевое вино. Несравнима с


ними горькая надменность этих длинных и костлявых спин, этих желтых и


трагических бород. В страстных чертах, вырезанных мучительно, нет жира и


теплого биения крови. Движения галицийского и Волынского еврея


несдержанны, порывисты, оскорбительны для вкуса, но сила их скорби полна


сумрачного величия, и тайное презрение к пану безгранично. Глядя на них, я


понял жгучую историю этой окраины, повествование о талмудистах, державших


на откупу кабаки, о раввинах, занимавшихся ростовщичеством, о девушках,


которых насиловали польские жолнеры и из-за которых стрелялись польские


магнаты."


Источник
http://www.bibliotekar.ru/rus-Babel/55.htm
Но в отличие от большинства я не пожалел времени, чтобы выяснить, что одесские евреи были теми же самыми галицийскими евреями, которых в свое время российское правительство переселило из Голиции в порто-франко Одессу. Удивительно, таким образом выходит, что характер народа так резко поменялся всего за одно-два поколения. И при этом они все равно остались евреями...



Другие статьи в литературном дневнике: