ЭТА Гофман. Мрачные сказки или сатира?Читаю Гофмана, так сказать, романтические фантазии. С творчеством родоначальника жанра романтизма я познакомилась еще в детстве благодаря всевозможным вариациям на тему Щелкунчика. Впрочем,как и большинство моих современников. В пятнадцать лет прочитала его роман с жутковатым названием "Эликсир Сатаны", который напротив оказался довольно христианским произведением и оставил неизгладимый след в моей душе. Из различных статей, хрестоматий и тому подобных источников я узнала, что именно Гофман заложил традиции романтизма, ныне именуемого готикой. Он первым открыл читателю мир потустороннего, населенного чудесным и страшным, прекрасным и безобразным, и этот мир оказался не за три девять земель, а здесь, рядом - только руку протяни! Еще одна особенность - даже самые светлые его фантазии расцветают на фоне мрачных образов и оттого кажутся еще ярче. Редко какое произведение обходится без чудака - опять же, доброго или злого, но и тот и другой одинаково страшен. Читатели прониклись духом романтизма. Унылая реальность давно всем осточертела, и многие променяли бы ее на сказку... даже на страшную сказку, ибо только такие создавал Гофман. И вот уже потянулись его последователи, сперва в Германии, а позже и по всей Европе. Мода на романтизм докатилась и до России. И вот уже Жуковский пишет Светлану и Людмилу, Антоний Погорельский - Лафертовскую маковницу. Появляется "Перстень" Баратынского, "Страшное гадание" Бестужева-Марлинского, а также многочисленные произведения так называемой фольклорной фантастики Сомова и Одоевского. Пушкин, как светило русской поэзии, не остался в стороне. Его "Гробовщик", "Пиковая дама" и "Уединенный домик на Васильевском" пропитаны мрачным романтизмом. Подобные мотивы встречаются даже в Евгении Онегине (гадания, сон Татьяны)! О творчестве Гоголя и говорить не приходится - вот он, отец русского романтизма! © Copyright: Сашка Александрова, 2014.
Другие статьи в литературном дневнике:
|