Экспромт-анализ случайно взятого стихотворения

Сергей Кудаев: литературный дневник

Решил вдруг взять первое попавшееся стихотворение, и сделать ему краткий разбор.
Попалось вот это, из списка рекомендованных:


Фокеева Елена
Фонари


Нас сторожат до утренней зари,
Как рыцари домой сопровождают,
Кто это птицы? нет, лишь фонари,
Они рассветы первыми встречают.


Шаги звучат как в вальсе: раз, два, три,
И улица прохожими мелькает,
Пусть холодно, но все же посмотри,
Как музыкант на улице играет.


Стихотворение небольшое, но вполне достаточное для выражения одной простой мысли:
фонари нас сторожат, провожают и первыми встречают рассвет.
Нет ничего плохого в том, что стихотворение не имеет каких-то глубинных смысловых пластов. Но плохо, когда автор с таким пренебрежением относится к родному языку.


Кто это птицы? нет, лишь фонари,
Они рассветы первыми встречают.


После "кто это" явно нужен дефис: Кто это - птицы? Второе предложение этой же строки, по всем правилам языка, должно начинаться с прописной (заглавной) буквы.
Но какая нужда заботиться о правильном написании? И так сойдет!


Шаги звучат как в вальсе: раз, два, три,
И улица прохожими мелькает,
Пусть холодно, но все же посмотри,
Как музыкант на улице играет.


Тут совершенно невозможно представить - как улица может МЕЛЬКАТЬ прохожими?
Прохожие могут мелькать перед глазами - это понятно.
Очевидная неряшливость в создании образа.


И последняя строка - про музыканта. Какую смысловую нагрузку в контексте стихотворения он несет, как связан с предыдущими строками - ответа нет.


А ведь в стихах абсолютно применим известный театральный принцип: если ружье появилось на сцене - оно должно выстрелить. Иначе его просто незачем выставлять напоказ.
А здесь музыкант просто сам по себе появился и играет. Независимо ни от кого и ни от чего.


Последние две строки ровно ничего к стихотворению не добавляют. Более того, возникает и паразитный смысл: музыкант играет - на чем? На гитаре? Нет, не угадали, он взял улицу, пристроил её себе на колени и играет на ней: "Как музыкант на улице играет."


Возможно, я слишком строго оцениваю этот простенький текст. Но, честно говоря, удручает подобная авторская лень, этот процветающий на стихире принцип: третий сорт - не брак. Уверен, что Елена может написать лучше.





Другие статьи в литературном дневнике: