1 января 2019 года. Правило Веры.Правило ВЕРЫ. Православная энциклопедия «Азбука веры»." (http://azbyka.ru/). Правило веры и образ кротости О чём рассказывает житие Святого? Николай Чудотворец принадлежит к разряду святых из высших иерархов (архиереев), именуемых «святителями». Время его жизни относится ко второй половине III – первой половине IV века, но его первое житие («биография») появилось лишь полтысячелетия спустя. Здесь он сразу предстаёт как обобщённый образ идеального пастыря: с одной стороны, он – «правило (канон) веры и образ кротости», с другой – бесстрашный и нелицеприятный «печальник» о людях.
Особое место святитель Николай занимает в западноевропейской христианской фольклорной традиции. Здесь он стал объектом своеобразной народной мифологизации (наивной и вполне чистосердечной, присущей всем простым христианам, сердиться на которую профессиональные богословы и историки не вправе!) и превратился в знакомого всем Санта Клауса. По мнению покойного академика С. С. Аверинцева, голландское имя святого – Синте Клаас – трансформировалось в Санта Клаус, что значит просто «Святой Николай»! Его модификацией является английский Father Christmas – «Батюшка Рождество». В России же эта ниша занята, с некоторыми оговорками, хорошо знакомым нам с детства щедрым, добрым и могущественным Дедом Морозом, явным «язычником» славянской мифологии. Расставаясь с родительским богатством, святитель Николай помог одному впавшему в крайнюю нищету отцу, уже готовому согласиться с тяжкой участью трёх своих дочерей-бесприданниц. Ночью он тайно подбросил в их печальный дом три узелка с золотом – на приданое каждой девушке. Став неведомым благодетелем, Санта Клаус с тех пор каждую рождественскую (или новогоднюю) ночь подкладывает ребятишкам подарки. «Скоро он вновь придет, с чем-то на этот раз? Как интересно!» – восклицают нетерпеливые дети. – «Ну потерпите же немного, ждать осталось совсем недолго!» – увещевают их родители. Юрий Рубан, (Прим. Статья была написана для многоконфессиональной аудитории университетского журнала, чем объясняется её преимущественно культурологическая направленность. – Studio: Журнал для изучающих иностранные языки. СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32–33.) Тропарь Святителю: Правило веры и образ кротости, воздержания учителя яви тя стаду твоему, яже вещей истина. Сего ради стяжал еси смирением высокая, нищетою богатая: отче священноначальниче Николае, моли Христа Бога, спастися душам нашим. Правилом веры, образцом кротости и учителем воздержания показала тебя жизнь твоя пастве твоей. И потому смирением ты приобрёл величие, а нищетой – богатство. Отец наш, священноначальник Николай, моли Христа Бога о спасении душ наших! Кондак Святителю: В Мирех, святе, священнодействитель показался еси, Христово бо, преподобне, Евангелие исполнив: положил есидушу твою о людех твоих, и спасл еси неповинныя от смерти. Сего ради освятился еси, яко великий таинник Божия благодати. В Мирах ты, святой, явился совершителем священнодействий. Евангельское учение Христа исполнив, ты, преподобный, положил душу свою за людей твоих и неповинных избавил от смерти. Потому и приобрел ты святость – как великий служитель таинств Божией благодати. Православная энциклопедия «Азбука веры»." (http://azbyka.ru/). © Copyright: Леонов Андрей Викторович, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|