26. 04. 2022

Елена Клементьева: литературный дневник

"Это не освобождение, а ещё более глубокое рабство - гораздо более глубокое... <...> Когда рабство навязывается извне, против него можно восстать, но если человек сам связывает себя путами рабства во имя освобождения, то исчезает всякая надежда на восстание."


"Следует запомнить один из фундаментальных законов: поработив кого-нибудь, человек сам, в конце концов, превратиться в раба, он не сможет быть свободным. Если он хочет быть свободным, то он должен дать свободу другим, другого пути нет."


"Современное освободительное движение в мире, свидетелями которого мы являемся, было создано человеком, а точнее - мужчиной. Сейчас мужчина хочет избавиться от женщины. Он против всякой ответственности. Он хочет наслаждаться женщинами забавы ради. Он не хочет принимать ответственность, которая сопровождает развлечения.
Смысл тайной конспирации заключается в следующем: мужчина пытается убедить женщин во всём мире в том, чтобы они стали независимыми. Это тонкий ход. Мужской ум хитёр, и он добивается результатов. А сколько женских умов были отравлены этой идеей!"


"В Японии есть деревья, которым уже 400 лет, но высота их не превышает 15 см. Японцы называют это искусством. Какое же это искусство? Это убийство, чистое убийство! Дерево выглядит древним, но высота его лишь 15 см. Его высота должна быть метров тридцать, оно должно стремиться к звёздам. А что наделали японцы? Какую хитрость они использовали? Ту же, что используется против человечества, людей. Они сажают дерево в горшок без дна. Дерево начинает пускать корни, а их обрезают, ведь у горшка нет дна. Корни обрезают регулярно, а дерево не может расти в высоту без длинных корней. Оно стареет, но не вырастает. То же самое делают и с людьми."


"Ребёнок не несёт с собой святое писание, он рождается абсолютно чистым. Однако его невинность становится его самой большой бедой, потому что вокруг него рыскают волки в личине политиков, священников, родителей, учителей. Они все набрасываются на эту невинность. Каждый спешит записать там что-нибудь своё, а потом человек считает, что это его наследие."


"Разве все эти генералы не выглядят глупо? Их уважают, они герои. А что они сделали? Они погубили многих твоих сограждан, они убили многих граждан других стран. И этих убийц награждают. Ты когда-нибудь видел общество, где награждали бы любовников? Нет, любовников нужно осуждать. Ни одно общество не допускает того, чтобы любовников уважали, любовь - это анафема для общества."


"Покончив с предрассудками, ты уже не будешь задавать вопрос о смысле жизни. Твой вопрос революционно изменится. Ты спросишь: "Как мне жить в большей гармонии, более целостно? Как максимально погрузиться в волны жизни?", ибо жизнь - это цель всего сущего; следовательно, цели в жизни быть не может. Но ты страдаешь от отсутствия цели, и тебе кажется, что нет ничего, кроме смерти. <...>
И кто же так поступил с тобой? Все твои благотворители, твои доброжелатели. <...> Все эти люди превратили свою жизнь в медленную смерть, и они сделали это очень изысканно. Используется очень простая стратегия: они утверждают, что жизнь - это наказание."


"В жизни нет цели, ибо жизнь - сама по себе цель."


"Каждый ребёнок рождается с такими великими возможностями и потенциалом, что. если не мешать и помогать развивать их индивидуальность без помех, у нас будет прекрасный мир, у нас будет невероятное число гениев. Гениев мало, но не потому, что гении редко рождаются, вовсе нет, а потому, что очень трудно избежать сетей общественного сознания. Лишь один раз в века кому-то удастся избежать его когтей."


"И я говорю вам: религиозность едина! Она не имеет никакого отношения к Библии, Ведам, Гите. Она связана с любящим сердцем, с разумным существованием. Она имеет отношение к осознанности, медитативности. Но в этом случае будет нанесён удар по корыстным интересам очень многих. <...> Только слепой может быть индуистом или мусульманином, или джайнистом, или христианином. Зрячий человек не ходит в церковь, или мечеть, или храм; он не будет обожествлять все эти глупые образы. Всех этих богов, все эти суеверия!"


"... Если бы каждый жил в соответствии с его собственной природой, не пытаясь быть кем-то еще, необычайная мудрость разлилась бы внутри нас. Это фундаментальный закон жизни и существования."


"... Они не хотели бы, чтобы каждый был центрирован в себе, потому что человека, центрированного в себе нельзя эксплуатировать, нельзя поработить, нельзя унизить, в нем нельзя насильно вырастить чувство вины, подобное раковой опухоли. Вот причины, по которым человечеству не был позволен рост."


"Вся структура общества построена таким образом, что очень немногие люди эксплуатируют миллионы людей. Для тех, кого они эксплуатируют, они придумали утешение: "Это из-за грехов твоей прошлой жизни". Это хорошее утешение, потому что вы ничего не помните о своей прошлой жизни. "Что я могу поделать?" Или они говорят: "Это проверка огнём твоей веры в Бога. Будь удовлетворён тем, что ты есть и ты будешь вознаграждён тысячекратно после смерти". Религии или находят убежище в прошлом - джайнизм, буддизм, индуизм, они все ориентированы на прошлое. Или другие три религии - христианство, ислам, иудаизм - где убежище находится после смерти.
Разница невелика. Всё что случается, случается в жизни, а они откладывают это или до рождения или после смерти. Стратегия одна и та же. Вся суть в том, чтобы вы позволили эксплуатировать себя, чтобы вы с глубоким удовлетворением позволили пить свою кровь - ведь "так устроен мир".


"Система образования должна учить вас искусству жить, она должна учить вас искусству любить, она должна учить вас искусству медитации, она должна вас учить конечному искусству достойной смерти."


"Вся система образования должна быть центрирована на игривости, на любви, на свободе, на осознанности, на огромнейшем уважении ко всему живому."



"Я хочу, чтобы вы приняли только одну молитву и это смех, потому что когда вы смеетесь тотально, вы в настоящем. Вы не можете смеяться в будущем, и вы не можете смеяться в прошлом. Все эти люди, которые создали это отсталое человечество, забрали весь сок, весь смех, все улыбки и стянули всех в состояние неподлинности. А если вы не подлинный, неискренний, вы никогда не сможете взрастить семя, которое дано вам этой великой сострадательной Вселенной."


"Жизнь не должна быть чем-то серьёзным. Она должна быть глубокой игривостью - удовольствием. и каждой индивидуальности должна быт позволена абсолютная свобода быть собой. Единственным ограничением будет то, что вы не можете вмешиваться в сферу жизни другой индивидуальности. <...> Будьте самим собой и позволяйте другим быть самим собой и эта жизнь, эта планета может быть лотосовым раем здесь-и-сейчас."


"То, что вы думаете, что вы обладаете индивидуальностью - это не индивидуальность, это только персона. Это нечто такое, что культивировалось в вас, в вашей природе родителями, обществом, священником, политиком, учителями."


"Будда обычно говорил своим ученикам: "Не верь тому, что я говорю! Это мой опыт, но в тот момент, когда я говорю это тебе, это становится неверным, потому что для тебя, это не опыт. Слушай меня, но не верь. Экспериментируй, ищи, изучай. Пока ты сам не узнаешь, твоё знание бесполезно; оно опасно. Знание, которое заимствовано -- это препятствие."


"Помните, если человек не любит себя, он не может любить никого в мире, если ребёнок не уважает себя, он не может уважать никого больше. Вот почему вся ваша любовь фальшива, всё ваше уважение псевдо, неискренне."


"... вы любите ребёнка просто из чистой радости, вы любите ребёнка как дар... . Вы любите ребёнка потому, что ребёнок - жизнь, гость из неизвестного, который свил гнездо в вашем доме, в вашем существе, который избрал вас как гнездо. Вы благодарны и вы любите ребёнка. Если вы действительно любите ребёнка, то вы не будете навязывать ему свои идеи. Любовь никогда не даёт никаких идей, никогда никакой идеологии. Любовь даёт свободу. ... Любовь всегда уважительна. Любовь - это глубокое уважение."


"Вся эволюция - это огромное несогласие с прошлым. И чем вы умнее, тем больше вы не согласны."


"Пока вы следуете вашему потенциалу, вы всегда будете лучшим. Когда вы идёте вразрез с вашим потенциалом - вы остаётесь посредственностью. Всё общество состоит из посредственных людей по той простой причине, что никто не является тем, чем ему предназначено быть - он является чем-то другим. И чтобы он ни делал, он не сможет быть лучшим, он не сможет чувствовать наполненность, он не сможет радоваться".


"Мы начинаем с одного из самых глубоких учений Гаутамы Будды: люби себя.
Прямо противоположному учили вас все традиции мира - все цивилизации, все культуры, все церкви. Они говорят: люби других, не люби себя. И за их учениями стоит определённая стратегия. Они осуждают любовь к себе как худшее из всего. Они говорят: "Если ты любишь себя, то станешь эгоистом, если ты любишь себя, то станешь самовлюблённым". Это неправда. Человек, который любит себя, находит, что в нём нет никакого эго. Эго возникает именно в любви к другим без любви к себе, в попытках любить других.
Человек, который любит себя, так наслаждается любовью и становится таким блаженным, что любовь начинает его переполнять, она начинает достигать других. Ей приходиться достичь других! Если ты проживаешь любовь, ты начинаешь ею делиться. Ты любишь других людей, потом начинаешь любить животных, птиц, деревья, камни. Ты можешь наполнить своей любовью всю вселенную.
Если человеку не позволено любить себя, его дух, душа становится с каждым днём всё слабее и слабее. Его тело может расти, но внутреннего роста не будет, потому что у него нет никакого внутреннего питания. Он остаётся телом без всякой души, или с одной потенциальной возможностью души. Душа остаётся семенем - и будет оставаться семенем, если ты не сможешь найти для неё правильной почвы любви. а ты не сможешь её найти, следуя это глупой идее: "Не люби самого себя".".


"Медитация - это не отношения; другого вообще не нужно, человек самодостаточен. Человек купается в собственной славе, купается в собственном свете. Человеку просто радостно, потому что он жив, потому что он есть.
Величайшее чудо в мире - то, что ты есть, что я есть. Быть - вот величайшее чудо, и медитация раскрывает двери этого чуда. Но только человек, который любит себя, может медитировать; иначе ты всегда бежишь от себя, избегаешь себя. Кому захочется смотреть на уродливое лицо, кому захочется проникнуть в уродливое существо? Кому захочется глубоко войти в собственную грязь, в собственную темноту? Кому захочется войти в тот ад, каким ты себя считаешь? Ты хочешь, чтобы всё это было заслонено прекрасными цветами, и тебе всегда хочется бежать от самого себя.
Поэтому люди постоянно ищут компании. Они не могут оставаться с самим собой; они хотят быть с другими. Люди ищут какой угодно компании; если они могут избежать компании самих себя, подойдёт что угодно."


"Люби себя, - говорит Будда, и тотчас же добавляет, - и наблюдай. Это медитация, - так Будда называет медитацию. Но первое требование: любить себя, затем наблюдать. Если, не любя себя, ты начнёшь наблюдать, может быть, тебе захочется совершить самоубийство! Многим буддистам хочется совершить самоубийство, потому что они не обращают внимание на первую часть этой сутры. Они сразу же перепрыгивают ко второй: наблюдай себя.
Сократ говорит: "Познай себя". Будда говорит: "Люби себя", и Будда гораздо глубже, потому что, не любя себя, ты никогда не сможешь себя познать - познание себя приходит лишь следом."


"Твой ум постоянно проецирует - проецирует самого себя. Твой ум постоянно вмешивается в реальность, придаёт ей свой цвет, форму и образ, который ей не принадлежит. Твой ум никогда тебе не позволяет увидеть то, что есть; он всегда позволяет тебе видеть только то, что хочет видеть.
Медитация означает: отложить ум в сторону, чтобы он больше не примешивался к реальности, и ты мог видеть вещи такими, как есть.
Почему ум вообще вмешивается? - потому, что ум создаётся обществом. Это агент общества, внедрённый в тебе вовнутрь...".


"В чём смысл "заботы о себе"? Первая основа: быть центрированным в себе. Вторая основа: всегда искать собственного блаженства. Если ты центрирован в себе, ты будешь заботиться о себе во всём, что ты делаешь. <...> Центрированный в себе человек всегда ищет собственного счастья. И красота в том, что чем больше ты ищешь своего счастья, тем более помогаешь быть счастливыми другим. Потому что это единственный способ быт счастливым в этом мире. <...> Если каждого в мире научить заботиться о себе, весь мир будет счастливым. Не будет никакой возможности несчастья. <...> Не заботящийся о себе человек лишен корней, он не центрирован. Он живёт в глубоком неврозе. Он идёт против природы; он не может быть целым и здоровым. Он борется с самим течением жизни, бытия, существования..."


"Любовь - это одна из самых заботящихся о себе вещей."


"Любовь - единственная свобода от привязанности. Любя всё, ты не привязан ни к чему".
"... Мужчина, порабощённый любовью женщины, или женщина, порабощенная любовью мужчины, в равной мере не годятся для драгоценной короны свободы. Но мужчина и женщина, слившиеся воедино в любви, неразделимые, неопределимые, - более всех достойны этой награды". (Из "Книги Мирдада" Михаила Найми)
"Книга Мирдада"- одна из моих любимых книг. Мирдад - это вымышленное лицо, но каждое высказывание и действие Мирдада безмерно важно. Эту книгу нельзя читать как роман, её нужно читать как священное писание - может быть, единственное священное писание."


"Закон для тех, кто не умеет любить. Закон слеп, он не для тех, у кого есть глаза. Закон для тех, кто забыл язык сердца и знает только язык ума."


"Любовь ведёт к предельному опыту - называемому богом, называемому абсолютным, называемому истиной. Это только названия. Фактически, у предельного нет имени; оно безымянно, но к нему ведет любовь".


"Отношения - это зеркало, и чем чище любовь, чем выше любовь, тем лучше зеркало, тем чище зеркало. Но высшая любовь требует, чтобы ты оставался открытым. Высшая любовь требует, чтобы ты был уязвимым. Тебе придётся отбросить всю броню; это больно. Тебе придётся отбросить расчетливый ум. Тебе придётся рискнуть. Тебе придётся жить опасно. Другой может тебя ранить; поэтому страшно быть уязвимым. Другой может тебя отвергнуть; поэтому страшно быть влюблённым.
Отражение, которое ты найдёшь в другом, может оказаться уродливым - это вызывает тревогу; избегай зеркала! Но, избегая зеркала, ты не станешь красивее. Избегая ситуации, не будешь ты и расти. Вызов должен быть принят.
Человек должен двигаться в любовь. Это первый шаг к богу, и его нельзя обойти стороной. Те, кто пытаются избежать шага любви, никогда не достигнут бога. Это абсолютная необходимость, потому что ты осознаёшь свою тотальность, только когда тебя провоцирует присутствие другого, когда твоё присутствие усиливается присутствием другого, когда другой выводит тебя из твоего нарциссического, замкнутого мира под открытое небо.
Любовь - это открытое небо. Быть влюблённым значит быть как птица на крыле. Но, конечно, безграничное небо вызывает страх.
Отбросить эго очень больно, потому что нас учили культивировать эго. Мы думаем, что это наше единственное сокровище. Мы его защищали; мы его украшали, мы его постоянно полировали. И когда любовь стучится в двери, всё, что нужно, чтобы влюбиться - это отложить эго в сторону. Конечно, это больно. Это работа всей твоей жизни, это единственное, что ты только создал, - это эго, эту идею: "Я отделён от существования".
Эта идея уродлива, потому что это неправда. Эта идея иллюзорна, но наше общество существует, основывается на этой идее: что каждый человек - это человек, не присутствие.
Истина в том, что во всём мире не ни единого человека; есть только присутствие. Тебя нет - как эго, отдельного от существования. Ты - часть целого. Целое проникает в тебя, целое дышит в тебе, пульсирует в тебе, целое - это твоя жизнь.
Любовь - это лестница. Она начинается с одного человека, а заканчивается всей полнотой целого. Любовь - это начало, Бог - конец. Бояться любви, бояться растущей боли любви, значит оставаться в запертой тёмной камере.
Любовь создаёт проблемы. Ты можешь избежать этих проблем, избегая любви, - но это жизненно важные проблемы! С ними нужно встретиться, столкнуться лицом к лицу; их нужно прожить и выйти за их пределы, нужно через них пройти. Любовь - это единственная реальная вещь, которая стоит того, чтобы её пережить. Всё остальное вторично. Если всё остальное помогает любви, хорошо. Все стальные вещи - это только средства, любовь - это цель. Поэтому, как бы это ни было больно, иди в неё.
Если ты не идёшь в любовь, как решили многие люди, тогда ты застреваешь в самом себе. Тогда твоя жизнь - это не паломничество, тогда твоя жизнь - это не река, текущая к океану; твоя жизнь - это застойное и мутное болото, и вскоре от тебя не останется ничего, кроме грязной лужи. Чтобы оставаться чистым, человеку нужно постоянно оставаться текучим.
<...> Всё человечество страдает от своего рода невроза, и этот невроз происходит из нарциссической застойности. Каждый застревает в собственной иллюзии того, что у него есть отдельное "я"; люди сходят с ума. И это безумие бессмысленно, непродуктивно, неконструктивно.
<...> И причина, основная причина состоит в том, что мы забыли язык любви. Мы больше недостаточно храбры для того, чтобы двигаться в приключение, называемое любовью.
Поэтому людей интересует секс - в сексе нет ничего рискованного. Он мгновенен, ты в него не вовлекаешься. Любовь - это вовлечённость, преданность. Она не мгновенна. Как только она пускает корни, она может быть навсегда. Она может быть вовлечённостью длиной в целую жизнь. Любовь требует близости, и только в близости другой становится зеркалом. Когда ты сексуально встречаешься с мужчиной или женщиной, ты вообще не встречаешься; фактически, ты избегаешь души другого человека. Ты просто используешь его тело и убегаешь, и другой использует твоё тело и убегает. Вы никогда не становитесь достаточно близкими, чтобы открыть оригинальные лица друг друга.
Любовь - это величайший дзенский коан.
Любить больно, но не избегай любви. Если в её избегаешь, ты избежишь величайшей возможности расти. Иди в неё, страдай от любви, потому что из этого страдания приходит величайший экстаз. Да, есть агония, но из этой агонии рождается экстаз. Да, тебе придётся умереть как эго, но если ты можешь умереть как эго, то родишься богом, буддой.
А любовь дает тебе первое ощущение вкуса дао, суфизма, дзен. Любовь даст тебе первое доказательство того, что жизнь не бессмысленна. Люди, которые говорят, что жизнь бессмысленна, не познали любви. <...>
Пусть будет боль, путь будет страдание. Пройди через тёмную ночь, и ты достигнешь прекрасного восхода солнца. Только в утробе ночи развивается солнце. Только в темноте ночи приходит утро."


"... В Упанишадах говорится, что ты любишь свою жену не ради жены; ты любишь жену ради себя самого. В ней ты любишь самого себя. Ты любишь её, потому что она даёт тебе удовольствие, - но глубоко внутри любишь собственное удовольствие. Ты любишь сына, ты любишь друга, но не ради них, а ради самого себя. Глубоко внутри сын делает тебя счастливым, друг даёт тебе утешение. Именно этого ты жаждешь. Поэтому в Упанишадах говорится, что на самом деле ты любишь самого себя. Даже если ты говоришь, что любишь других, это только способ любить самого себя, длинный, окольный путь к тому, чтобы любить самого себя."


"... Если ты спросишь меня, я скажу, что любовь - это парадокс. Это очень парадоксальное явление. Не пытайся низвести его до одного полюса; нужны оба полюса. Нужен другой, но в глубокой любви другой исчезает. Если ты наблюдаешь двух влюблённых, они двое и одно одновременно. Именно это и есть парадокс любви, и именно в этом ее красота - их двое, да, их двое; и всё же их не двое, они одно. Если этого единства не случилось, любовь невозможна. Они могут делать что-то другое под названием любви. Если они всё ещё двое и в то же время не одно, тогда любовь не случилась. И если ты просто один и больше никого нет, невозможна любовь и тогда.
Любовь парадоксальное явление. Во-первых, для неё нужны двое, и во-вторых, требуется чтобы двое существовали как одно. Это величайшая загадка, это величайшая головоломка."



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 26.04.2022. 26. 04. 2022