Чему научили уроки литературы в школе?

Савельев: литературный дневник

Как нас учили на уроках литературы и русского языка, повествование может происходить от первого, второго, третьего лица или безлично, например: "стемнело". Когда автор пишет от первого лица, создаётся впечатление, что он пишет о себе. В какой-то мере это справедливо. Но вероятнее всего, что сочинять стихи от первого лица, т.е. от себя, технически легче, т.к. автор может в данном случае легче найти выразительные средства для своего произведения. Писать стихи от третьего лица или безличные намного труднее. Но многие читатели почему-то думают, что, если стихотворение от первого лица, то в нём автор излагает свои личные проблемы, жалуется на свои болячки, на свою неустроенность или, наоборот, выражает радость и восторг от того, какая у него прекрасная жизнь. К сожалению, даже опытные в жизни люди, пишущие рецензии, низводят стихи читаемых авторов до уровня обыкновенного общения, начинают сочувствовать, давать, как им кажется, полезные советы и т.д., и т.п. Возможно, авторы сами виноваты, что выплёскивают свои жизненные ситуации в виде стихотворных произведений, но, если это делается постоянно и намеренно, чтобы получить в ответ слова сочувствия и поддержки, то это уже не поэзия, как бы хорошо эти стихи не были написаны. Вывод: авторам нужно воздерживаться от сочинения стихов на основе личных переживаний, а рецензентам отличать, когда это, действительно, личное, а когда под видом личного всё-таки действует ЛГ, а не сам автор. Хочется предупредить читающих, что литературный дневник не предусматривает такой формы обсуждения, как написание на него рецензий. Его можно принять к сведению, согласиться с ним или нет, но обсуждению он не подлежит. Рецензируем только произведения и не переходим на личности!



Другие статьи в литературном дневнике: