***

Савельев: литературный дневник

По ссылке в Википедии нашёл "Саратовский авиационный завод". Предлагаю всем, кто считает, что у нас в стране всё хорошо, часть этой статьи:


"С 1990-х завод находится в кризисном состоянии, численность работников снизилась в несколько раз. Последний самолёт Як-42Д был поставлен заказчику в 2003 году. Затем авиационное производство было фактически остановлено, завод занимался в основном ремонтом и техническим обслуживанием ранее произведенной авиатехники, выпуском запчастей, ремонтом агрегатов.


Руководство Саратовского авиационного завода предпринимало попытка найти за рубежом инвесторов для реализации проекта многофункционального безаэродромного летательного аппарата без крыльев «ЭКИП», что увенчалось частичным успехом в в январе 2000 года: директор Саратовского авиазавода Александр Ермишин ездил на переговоры в США, в штат Мэриленд, где через три года должны были пройти испытания ЭКИПа. Предложение директора завода Александр Ермишина о финансировании параллельного производства в России американской стороной было сразу отвергнуто. Российско-американский летательный аппарат, созданный на основе ЭКИПа, должен был пройти летные испытания в 2007 году в США в штате Мэриленд.


По состоянию на 2007 год часть площадей завода была распродана, цеха пустуют, нет оборудования и специалистов. У предприятия был большой долг, его руководитель обвинен в продаже банку земли завода по заниженной стоимости. Завод давно ничего не производил и за весь 2007 год смог отремонтировать только один самолёт (завод безуспешно пытался заработать на ремонте старых самолётов). в 2007 году была введена процедура банкротства. Сменилось руководство завода. Вместо Ермишина А.В. генеральным директором был назначен Фомин О.В.


В первый год, с приходом нового руководства, были погашены долги по зарплате перед персоналом, частично восстановлена инфраструктура предприятия. Завод получил ряд заказов на ремонт и обслуживание авиатехники. Было принято решение об оптимизации площади заводской территории. В 2009-2010 годах было продано более половины территории завода вместе с корпусами и оборудованием. На этой территории по состоянию на 2011 год находится котлован для возведения магазина ИКЕА. Были снесены корпуса, центральная проходная завода, склады, распродано или сдано в металлолом уникальное оборудование. Оставшаяся половина территории завода пустует и отрезана от коммуникаций. Оборудование распродается или сдается в металлолом. Фюзеляжи недостроенных самолётов порезаны и сданы в металлолом. В сборочном цехе стоит один законсервированный самолёт Як-38, один Як-42Д (никогда уже не взлетят), аппарат ЭКИП.


В 2010 году завод практически прекратил своё существование, возобновлена процедура банкротства. От некогда 30-ти тысячного коллектива осталось около 200 человек. Аэродром «Саратов-Южный» закрыт, его территория выставлена на продажу. Разобраны практически все ангары и взлетная полоса, практически убрана охрана, вследствие чего разграблено практически все заводское имущество. Уникальные документы, фотографии и видеоархив исчезают в полуразрушенных зданиях.


Это первый случай в истории советской и Российской авиации, когда предприятием-изготовителем было прекращено эксплуатационно-техническое сопровождение (ТО, ремонт, обеспечение запчастями и т.д.) находящихся в эксплуатации самолётов (Як-42, Як-42Д).
".


Особенно прошу обратить внимание на цитату: "От некогда 30-ти тысячного коллектива осталось около 200 человек". Вот итоги двадцатилетнего разрушительного курса власти в нашей стране. А потом удивляемся, почему у нас самолёты падают или вообще не взлетают.


Сколько километров мною пройдено,
сколько лет отдал не для себя.
Что же ты, Россия, моя Родина,
мачехою стала для меня?...


Где же ты, Россия моя милая?
Лиц знакомых не узнать давно.
Улетела птицей быстрокрылою
и осталась в старом лишь кино.


Помню детство шумное, весёлое,
в жизнь большую выведшее нас.
Разрывались меж двором и школою,
а потом последний школьный вальс.


Были все равны в своих возможностях,
мерою успеха был лишь труд,
на уроках рисовали рожицы,
а потом все дружно - в институт.


Не было ни взяток, ни протекции,
за учёбу не платил никто,
было интересно нам на лекциях,
и учиться каждый был готов.


А потом мы отдавали Родине
долг сыновний, в Армии служа,
если по здоровью парень годен и
в Армии коленки не дрожат.


Наконец, заводы, стройки, фабрики:
мы любили трудовые дни.
Вместе мы встречали дружно праздники,
зажигали звёздные огни.


Где всё это? В лету словно кануло,
всяк урвать побольше норовит.
Стала жизнь тяжёлая, поганая,
и душа сильней ещё болит.


Что же ты, Россия, моя Родина?
Возродишь былого счастья свет?
Не напрасно ль километры пройдены?
Может, получу я твой ответ...


***


Едешь в полночь. Куда? – На работу.
В трамвае давка: в затылки уста.
Today weekend, а по-русски – суббота.
В ночную процентов дадим мы до ста.


В этом уверенный, вхожу в раздевалку.
Корешки приветствуют со всех сторон.
Моим корешкам и субботы не жалко.
Им бы работы на сто тысяч… тонн.


В пропитанной грязью спецовке как чёрт
По цеху проходишь широким шагом.
Голова да руки – ну что ещё,
Кроме спецовки, рабочему надо?


В ночную работать – гореть огнём.
Жар от работы запить бы чаем!..
На это нет времени… Ночью и днём
Продукцией Родину обогащаем.


Болванка стальная катится в печку.
Там пламя как солнце её раскаляет.
И коленвал для маршала Гречки*
Из-под бойков, как снаряд, вылетает.


Ни на минуту нельзя отключаться.
Наш план на ночную – сто валов!
И по полям скоро будут мчаться
Сто новеньких танков и тракторов!


Однако, работать нельзя натощак.
Конечно, если ты не первый сачок.
Время обеда. Всей бригаде знак
Подаёт за печкой свистящий сверчок.


Быстрее работай ложкой и вилкой,
А то не успеешь козла ты забить
Иль покемарить на лавке в курилке,
Иль просто в звёздное небо уплыть…


Еще два часа изнурительной схватки
Со сном, с восходящей с востока зарёй.
И разгорячённость ночной лихорадки
Ты в душе смываешь холодной струёй!


Отмылся, оттёрся. И вновь ты в силе.
Блаженство и радость в твоих глазах.
И если б тебя о счастье спросили -
Сказал бы, что счастье в чистых трусах.


Вот так мы и жили, в «ночную» ходили
Совсем не в погоне за длинным рублём.
Смеялись, страдали, учились, любили.


А как мы сейчас, мне скажите, живём?…




* Гречко А.А. - Маршал Советского Союза, Министр обороны СССР





Другие статьи в литературном дневнике: