Жан де Лабрюйер

Акламэна: литературный дневник


французский писатель, сатирик-моралист


16 августа 1645 378 лет назад — 10 мая 1696 327 лет назад



Жан де Лабрюйер (фр. Jean de La Bruy;re) родился 16 августа 1645 года в состоятельной дворянской семье в Париже. Благодаря происхождению и хорошему образованию он был вхож в высшие аристократические круги и стал воспитателем внука Конде, юного герцога Бурбонского.


Жизнь среди придворного блеска давала возможность наблюдать развитие человеческих страстей, возбуждаемых интригами, честолюбием, погоней за земными благами, близостью к «великим мира сего». Сам он не стремился к светской жизни и старался держаться вдали от блеска дворцовых событий, проводя время в чтении и работе, а увиденное и услышанное записывал в виде эпиграмм, портретов, афоризмов, которые были полны сатиры и морали.


Свои наблюдения он предложил едва ли не ради шутки издателю, и в 1688 году вышла его единственная книга – «Характеры, или Нравы нынешнего века», которая многократно была переиздана во Франции и почти сразу же переведена на основные европейские языки.


Каждое новое издание дополнялось автором новыми наблюдениями. Успех книги лежал не в ее новаторстве – подход автора к изложению не был новшеством в век «мыслей», «афоризмов», «максим» и «характеристик». Автор тоньше, ярче и глубже других изобразил свою эпоху, наблюдая ее изнутри. Он озвучил проблемы, которые в 18 веке стремилась решить просветительная философия.


Взяв за образец сочинение древнегреческого моралиста Теофраста «Характеры», Лабрюйер поместил его в начале своей книги. Теофраст послужил ширмой для его наблюдений – сатирического изложения нравов современного французского общества. Он показал униженное положение интеллигента третьего сословия, картины крестьянской нищеты, отчасти предвосхитив идеологию Просвещения.


Лабрюйер не стремился проникнуть в тайны человеческой психики, он фиксировал наиболее характерные детали явлений, которые складывались в картины, поражающие своей исключительной выразительностью.


Умер Жан де Лабрюйер 10 мая 1696 года в Версале.


Включенный в состав членов Французской академии, Лабрюйер отнесен к числу «великих классиков».


© 2005—2023 Проект «Календарь событий»


Жизнь — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.


Свобода — это не праздность, а возможность свободно располагать своим временем и выбирать себе род занятий.


Раб имеет одного господина, а честолюбец имеет их столько, сколько есть людей, полезных для его возвышения.


Если бедность — мать преступлений, то недалекий ум — их отец.


Трудно сказать, чего больше заслуживает нерешительность — жалости или презрения, и неизвестно, что опаснее — принять ошибочное решение или не принимать никакого.


Нельзя судить о человеке с первого взгляда, как мы судим о картине или статуе, а нужно проникнуть в глубины его души. Достоинства обычно окутаны покровом скромности, недостатки прикрыты маской лицемерия; только немногие сердцеведы умеют сразу постичь характер ближнего, ибо и совершенная добродетель, и закоренелый порок обнаруживают себя лишь постепенно, да и то под давлением обстоятельств.


Жизнь коротка и безотрадна: она вся уходит на ожидание. Мы откладываем отдых и радости на будущее, часто на то время, когда уже утрачиваем лучшее, что имеем, — здоровье и молодость. Это время наконец наступает, но и тогда мы не перестаем ждать исполнения наших желаний; мы ждем и тогда, когда приходит недуг, сводящий нас в могилу. Если бы даже нам удалось исцелиться, мы снова принялись бы ждать.


Предположим, что на земле живут всего два человека и она целиком принадлежит им — каждому по половине. Я не сомневаюсь, что очень скоро они ухитряться рассориться, — скажем, из-за определения границ.


Богатству иных людей не стоит завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, — они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого — сделка принесла бы нам лишь убыток.


Жизнь — трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит.


Жан де Лабрюйер «Характеры»
/eksmo.ru




Другие статьи в литературном дневнике: