***

Екатерина Валериевна Лысянская: литературный дневник

С началом Рождественского поста, дорогие друзья!


Рождественский пост – последний многодневный пост в году. Он начинается 28 ноября и продолжается до 7 января, длится сорок дней и потому именуется в Церковном уставе Четыредесятницей, так же, как и Великий пост.


Рождественский пост установлен для того, что мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия и чтобы, кроме обычных даров и жертв, принести Ему наше чистое сердце.


Правильный пост – это борьба за человеческое в самом себе. Он – попытка более высокое в себе поставить выше, чем просто физиологическое. Если это удалось, то тогда это «более высокое» (то есть душа) будет благодарно тебе за свое вызволение от липучек. Так что правильный пост – это радость. Как и правильно переживаемое православие.


Гастрономическая составляющая поста не цель, а лишь средство для правильной духовной жизни, основанной на молитве и таинствах Покаяния и Причащения. Пост без молитвы – это просто диета.
Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий: «Как Господь ущедрил нас плодами земли, так и мы во время этого поста должны быть щедры к бедным».


Так как заговенье (канун поста) приходится в день памяти св. апостола Филиппа (27 ноября), то этот пост в простом народе называли Филипповым (что искажало цель поста, как подготовку к дню Рождества Христова).


Правила питания в пост, которые указаны в календарях, относятся к монастырскому Уставу – это идеальная норма. Миряне могут получить послабление у священника в зависимости от конкретных условий жизни и здоровья.


Седмица 24-я по Пятидесятнице


28 ноября — 4 декабря



Здравствуйте, дорогие читатели!


Поздравляем вас с Воскресным днем!
Предлагаем календарь на 24-ю седмицу по Пятидесятнице.


28 ноября (понедельник) — начало Рождественского поста.
4 декабря (воскресенье) — великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии.
Желаем душеполезного чтения!


Преподобный Паисий Величковский
28 ноября
Понедельник


15 ноября по старому стилю


Монастырский устав: горячая пища без масла


Мучеников и исповедников Гурия, Самона (299-306) и Авива (322). Мч. Димитрия (ок. 307). Мчч. Елпидия, Маркелла и Евстохия (IV).


Прп. Паисия Величковского (1794).


Сщмчч. Николая и Петра пресвитеров, Григория и Никиты диаконов (1937).


Купятицкой иконы Божией Матери (1180).
Послание к солунянам
Т;;мже уж; не терпя;ще, благоволи;хомъ ост;тися во А;и;н;хъ еди;ни, и посл;хомъ тимо;;а, бр;та н;шего и служи;теля Б;жiя и спосп;;шника н;шего во благов;;стiи Христ;в;, утверди;ти в;съ и ут;;шити о в;;р; в;шей, я;ко ни еди;ному смущ;тися въ ск;рбехъ си;хъ: с;ми бо в;;сте, я;ко на сi; и;стое лежи;мъ.


И потому, не терпя более, мы восхотели остаться в Афинах одни, и послали Тимофея, брата нашего и служителя Божия и сотрудника нашего в благовествовании Христовом, чтобы утвердить вас и утешить в вере вашей, чтобы никто не поколебался в скорбях сих: ибо вы сами знаете, что так нам суждено.
Евангелие от Луки
Глаг;лаше же и ко зв;вшему ег;: егд; сотвори;ши об;;дъ или; в;черю, не зови; друг;въ твои;хъ, ни бр;тiи твоея;, ни ср;дникъ твои;хъ, ни сос;;дъ бог;тыхъ: ед; когд; и т;и тя; т;кожде воззов;тъ, и б;детъ ти; воздая;нiе.


Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.
Мысли святителя Феофана Затворника
(1 Тим. 1, 1-7; Лк. 14, 12-15)


В указании кого звать на обед или вечерю, позаимствуй себе правило: не делать ничего для ближних с целью воздаяния от них здесь. Но это не значит, что ты будешь тратиться понапрасну. В свое время все тебе воздано будет.


В нагорной беседе о всех богоугодных делах — молитве, посте, милостыне — Господь заповедал творить их тайно, почему? Потому что Отец Небесный поступающим так воздаст явно. Стало быть, всеми трудами жизни своей христианин должен заготовлять себе будущее блаженство, строить себе вечный дом и предпосылать туда провиант на всю вечность. Такой образ действования — не интересанство, потому что собственно интересы ограничиваются здешнею жизнью, а такая жизнь идет в ущерб этим интересам. К тому же, жить так нельзя без веры, упования и любви к Господу.


Действование по заповедям в чаянии воздаяния — также отрешенное действование. Между тем, оно ближе и внятнее сердцу, чем что-либо другое, слишком идеальное, как, например, делать добро ради добра. Этого последнего нигде в Писании не найдете. Высшее здесь побуждение: делай все ради Господа и не бойся потерь.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.11.2016. ***
  • 28.11.2016. ***
  • 09.11.2016. ***