***

Екатерина Валериевна Лысянская: литературный дневник


Воскресенье 10.05.2015г. Беседа Христа с самарянкой


От Иоанна Святое благовествование, глава 4 (5-42).


Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!


Сегодня чтим память благоразумной самарянки Фотины, и это не какой-то «проходной персонаж» Евангелия, она - реальный человек, который встретил в своей жизни Христа. После этой встречи ее жизнь изменилась, стала совсем иной, чем была прежде. Когда мы об этом вспоминаем, мы, прежде всего, думаем о том, что ведь и с нами в жизни тоже нечто подобное произошло, и какую нужно иметь, действительно великую благодарность к Богу, за то, что это было. Что эта встреча, решившая всю нашу жизнь, была нам дана так незаслуженно и просто.


В сегодняшней проповеди, сказанной полторы тысячи лет назад, святитель Иоанн Златоуст сравнивает действие Господа нашего Иисуса Христа с действиями рыбака, который забрасывает удочку в воду. Он говорит: «Вот, он приходит куда-то и находит где-то там именно это место для ловли рыбы, и именно в это время он почему-то считает, что сюда приплывет рыба. Человеку, не понимающему тонкостей ремесла, может показаться, что рыбак делает все неправильно. Но даже если человек и разбирается в чем-то, владеет ремеслом, все равно Господь очень часто и здесь посрамляет человеческое умение и человеческое ремесло». И святитель приводит пример, когда апостолы всю ночь ловили рыбу и ничего у них не получалось. Тогда им явился воскресший Христос и говорит: «Забросьте ваш невод справа от борта». А они отвечают: «Мы всю ночь ловили, неужели Ты думаешь, что мы – рыбаки и не понимаем, что здесь рыбы нет». А Господь им говорит: «Ну, бросьте, что вам стоит. Слушайте, что вам говорят». И они забросили невод, и помните, сколько рыб было, что ужаснулся сам Петр и понял, что это Господь, а не просто человек им кричит с берега. Он от радости нырнул в воду и поплыл к Христу.


Так и здесь, в полдень, в шестой час пришла самарянка на колодец. И ведь Господь специально к ней пришел. Нам только кажется, что это так совпало, на самом деле именно к ней Он пришел. Более того, святитель Иоанн пишет: «Вот Он отправил своих учеников в город. А она бы не подошла к колодцу, если бы увидела, что там много людей. Потому что она себя чувствовала грешницей и боялась осуждения. А увидев одного какого-то человека, который склонил свои колени и сидел в тени, она подумала : «ну, это не страшно, этой единицей можно пренебречь и подойти». «Вот так же и рыбак», - пишет святитель Иоанн Златоуст, - «когда рыба клюнет, он не сразу дергает за леску, он ждет, пока наживка войдет в ее чрево. И, когда уже надежно вошла, тогда он делает подсечку и вынимает рыбу из воды». Так и Господь поступает в данном случае. И вот мы видим всю эту беседу. Сегодня длинное чтение, и постепенно его суть доходит до того, что Господь открывается ей и говорит: «Я - Спаситель мира, Я - Мессия».


А как это было? Те, кто внимательно слушает, кто долго ходит в церковь, наверное, уже наизусть знает это Евангелие. Но я немножко напомню. Беседа началась с того, что Господь попросил у нее воды. А она Ему говорит: «Ну как же, ты – иудей, а я – самарянка. Между нами общения нет». Почему нет? Это отдельный вопрос, нужно знать иудейскую историю. В ней был такой период, когда часть израильтян переселили в Вавилон, а из Вавилона язычников поселили на их земли, и вырос такой народ – самяряне, которые были и немножко язычниками, и знали немножко об истинной вере. И вот у них там была такая гора, та, на которой в свое время Авраам собирался принести в жертву своего сына, Исаака. Жертва эта не состоялась, потому что, как вы помните, Господь испытывал веру Авраама. Гора эта называлась Гаризим. И вот на ней самаряне когда-то построили храм, который потом иудеи разрушили. А разрушили потому, что боялись духовных конкурентов. В свое время они сами не позволили самарянам вместе строить храм в Иерусалиме, считая их недостойными этого святого дела. Потому самаряне построили свой храм. Но иудейский царь и первосвященник Иоанн Гиркан велел его разрушить. И, в общем, вражда эта была бесконечной и доходила до того, что даже кувшин, из которого выпьет иудей, считался оскверненным, и пить из него самарянину было уже нельзя и наоборот, прикосновение к самарянину якобы оскверняло иудея. И, поэтому самарянка не захотела давать Господу воды из своего сосуда. А Он говорит ей: «Если бы ты знала дар Божий и Кто просит у тебя воду, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую, источник воды, текущей в жизнь вечную». И вот это слово было тем крючком. Она вцепилась за него: «Как, вечная жизнь?» Она же всю жизнь об этом мечтала, хоть она и чувствовала себя грешницей, но стремление к светлой райской жизни в ней присутствовало. И она начинает спрашивать. А Господь говорит: «Позови мужа, я расскажу». А она отвечает: «А у меня нет мужа». Ей, конечно, стыдно было признаться, потому что знали люди, что она сожительствует с мужчиной. И Господь ей говорит: «Правильно ты сказала, у тебя нет мужа, и тот, который с тобой, тебе не муж». Увидев то, что Он знает о ее личной жизни, а значит, Он – пророк, она начинает спрашивать Его уже не о земных вещах, а о вещах невидимых, небесных, и говорит: «Вот, мы должны были поклоняться здесь на горе, а вы говорите, в Иерусалиме, а где на самом деле нужно?» И вот Господь ей говорит такие важные для нас слова, но именно для нее Он их говорит в тот момент: «Да, действительно, спасение от иудеев», имея в виду то, что Мессия (то есть Он Сам) родился именно в роде Давидовом. «Но, придет время, когда не на этой горе, и не в Иерусалиме, а на всяком месте, тот, кто будет покланяться Богу духом и истиной, тот и будет услышан». «Бог есть дух», - говорит Господь, - «и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». И это очень важные слова. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Почему духом и истиной? Потому что только тот человек, который открылся Богу и людям в правде своей, может быть услышан Богом, его молитва может быть принята». А что значит, быть услышанным Богом в правде своей? «А вот так, как была услышана эта женщина», - говорит святитель Иоанн Златоуст. То есть она поняла, что ничто не утаится от Господа, и она открылась перед Ним. Да, она грешница, она поэтому и пришла за водой в полдень, когда люди старались переждать жару под кровом. Она пришла в это время, чтобы ее не осуждали, чтобы в нее не бросали камни, чтобы камни словесные не метали в нее. Но вот все открылось, и она повергает себя суду Божию. Вот это и называется поклоняться Богу в истине и в правде, и такая молитва будет услышана, неважно, где бы она ни была произнесена: в храме ли, или на горе, или где-то в каком-то особенном месте, Господь эту смиренную молитву услышит. И далее эта женщина спрашивает: «Ну хорошо, а когда же Мессия-то придет?» Мессия это значит посланник, помазанник Божий, в переводе на наш язык. И Господь ей сказал такие слова, которые Он не каждому говорил во время Своей земной жизни: «Вот, Я, перед тобой». И она, увидев, что действительно так оно и есть, увидев Христа лицом к лицу, тут же побежала в город и призвала всех, кто ее мог услышать, подняла шум. А можете себе представить, жаркий полдень, сиеста, люди отдыхают. В том месте обычно в полдень все закрыто. Она собрала и привела всех тех, кто мог, послушать Господа. И Он пробыл у них в городе два дня. Вот таким образом произошло это чудо, это призвание. Через одну женщину Господь привлек к себе большое множество людей, причем людей, к которым Он не был послан по писанию, а тех, которые хотели Его слышать. Вот они были тем началом язычников, которыми потом наполнилась Церковь Христова. Они были началом Церкви Божией. Почему? Потому что была одна среди них, которая сумела свое сердце раскрыть перед Богом. И вот, святитель Иоанн Златоуст в своей замечательной проповеди, вы ее можете найти, используя ресурсы интернета, говорит о том, что, вот она, «бедная и вместе богатая, блудница и апостол, погибшая и верная, имевшая многих мужей и получившая много сил, многих осквернившая и Единородному Слову Божию послужившая». В одном ее лице соединилось добро и зло, и добро это зло победило. И дай Бог, чтобы в нашей жизни произошло то же. Святитель Иоанн пишет: «Не думайте, что Господь где-то жил и ушел, а и Он сейчас, наверное где-то среди нас. Он может быть и видимым, Он, возможно, идет в той толпе, в которой мы сейчас идем, по улице, просто мы Его не замечаем, потому что слепы. Но надо прозреть и увидеть». Аминь.


Протоиерей Владислав Шмидт


Воскресенье 10 мая 2015г.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.05.2015. ***
  • 29.05.2015. ***
  • 27.05.2015. ***
  • 23.05.2015. ***
  • 20.05.2015. ***
  • 17.05.2015. ***
  • 15.05.2015. ***
  • 14.05.2015. ***
  • 13.05.2015. ***
  • 12.05.2015. ***
  • 11.05.2015. ***
  • 10.05.2015. ***
  • 08.05.2015. ***
  • 05.05.2015. ***