Трагедия культуры, расстрелянной в упор...Много лет спустя, уже в конце жизни, Лев Адольфович Озеров напишет свой очерк "Трагедия культуры, расстрелянной в упор", выразившись как всегда в своей манере изящного "сарказма": «вступив в воспаленную зону воспоминаний...». Во вступительной части он напишет: "Вступаю - не без опаски и волнения - в воспаленную зону воспоминаний. Всему своя пора. Свидетель и собеседник, я должен дать своей памяти работу. Работа эта будет нелегкой. Память не всегда находится у человека в повиновении. Она выдает на гора то, что ей нужно, а не то, что нужно ее повелителю - человеку. Во всяком случае, она не в дружбе с хронологией и давно прошедшее мешает с недавно прошедшим. Эпизоды следуют не строго друг за другом, а произвольно и хаотично. Дата - 12 августа 1952 года - глубоко впечатана в меня. Она - более того - врезана в меня «железом, обмокнутым в сурьму». В этот день, как знают теперь в России и во всех странах мира, были расстреляны поэты, писатели, критики, актеры, общественные деятели - вне зависимости от того, партийные это люди или беспартийные, оптимисты или пессимисты, блондины или брюнеты. Решало другое: эти люди евреи по национальности. Расстреливая их, власти расстреливали в упор еврейскую культуру в лице её лучших представителей. Это были творцы вершинных явлений культуры, которая до этого переживала недолгий расцвет. До меня это назвали Расстрелянный Ренессанс. И он напишет о них, сказав при этом: *Трудно говорить об одном загубленном человеке. Тем сложней говорить и писать о нескольких примечательных людях, о трех поэтах: Давиде Гофштейне, Переце Маркише, Льве Квитко. В судьбе этих трех поэтов покажу судьбу культуры, если мне это удастся... И завершит свой очерк, обращаясь уже к потомкам: "Здесь я вел речь о трех поэтах, загубленных вместе с другими деятелями еврейской культуры в августе 1952 года. Каждый из них заслуживает особого внимания и серьезного монографического разбора. Поименованные три поэта представляют тридцать, и триста, и три тысячи, и триста тысяч, и три миллиона людей, для которых они писали и от имени которых они писали. Одному человеку не под силу описать трагедию нашего времени. Я пережил и переживаю ее вместе со всеми и здесь передал её не как историк, а как поэт. Архивы открыты. Документы подняты. История пополнилась новыми датами и именами. Раньше мы громко говорили: история учит. Наш опыт показывает: не надо спешить с такого рода умозаключениями. Отсюда: http://www.stihi.ru/2011/03/01/6687 © Copyright: Странница Востока, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике:
|